Миссия выполнима

Ценности и миссия — модные сейчас понятия, однако в реальности дальше формулирования этих вещей компании продвигаются редко

Миссия выполнима

Такого рода документы имеются сегодня практически у каждой уважающей себя организации. Но, к сожалению, чаще всего они так и остаются лишь набором красивых фраз, вывешенным на корпоративном сайте. Да и сами руководители порой относятся к этой работе как к некой имиджевой составляющей бизнеса: «Мы сделали это, потому что так надо…» Однако в работе над ценностями и миссией, а также в донесении их до рядовых сотрудников заложен огромный потенциал управляемости и мотивации для любой организации.

Когда руководство компании приходит к пониманию необходимости работы над идеологией и ценностями, как правило, быстрее всего происходит, собственно, их создание. Следующий этап внедрения и донесения прописанных ценностей зачастую проходит не так гладко и отнимает большее количество времени и сил. Возьмем, к примеру, одну из самых распространенных и простых ценностей бизнеса — качество. Ее можно понимать достаточно широко, не только как качество производимых товаров и услуг, но и как качество самого ведения бизнеса. При такой трактовке появляются понятия качества управленческих решений, качества рабочего места, качества подъездных путей и пр.

Здесь можно привести пример одной компании, число сотрудников которой не превышало сорока человек. Консультанты пришли к пониманию необходимости введения идеологемы качества. Поскольку качество может проходить как сквозная ценность и вводиться повсеместно, эксперты подумали, что у них не возникнет больших трудностей с её внедрением. Однако среди персонала компании оказалось довольно много людей, которые работали только ради заработка и не были мотивированы построением карьеры в компании и уж тем более улучшением бизнеса в целом. Эти люди во время представления ценности на общем собрании нетерпеливо перебивали презентацию вопросами: «Что мне конкретно надо делать для этого сегодня, завтра и вообще?» При таком отношении пришлось бы разрабатывать четкие критерии оценки труда, эффективности и приучать соответствовать им.

Да, внедрение четких критериев оценки и правил является одним из способов донесения ценностей до сотрудников. Но такой путь не всегда является лучшим, поскольку строгое соблюдение правил всегда сопряжено с давлением на исполнителей. Гораздо более эффективным представляется метод, при котором ценности компании переформулируются в цели, а затем уже цели транслируются на уровень каждого отдельно взятого подразделения и сотрудника. Правда, не все ценности удается перевести в цели, но общая совокупность целей компании должна содержать в себе идеологию, которую вы хотите донести до коллектива.

Практически в каждой компании существуют описанные служебные функции, и при поступлении человека на работу, согласно трудовому законодательству, его обязаны с ними ознакомить. Как же они могут служить для донесения миссии и ценностей компании? Давайте начнем с определения. Функция сотрудника есть его вклад в достижение общефирменной цели. Соответствует ли этому определению большинство документов, известных нам под этим названием? Вряд ли. Зачастую в текстах присутствуют описания действий, а не результатов работы подразделения или сотрудника. Для того, чтобы определить функции в соответствии с приведенным выше определением, следует ответить на ряд вопросов. Каков главный результат работы данного подразделения или сотрудника? Когда выполнение функций будет считаться эффективным? Какой «продукт» должен производить данный сотрудник или подразделение? Кто сможет оценивать результаты работы?

Вернемся к нашему примеру с введением бизнес-идеологемы качества, которая не должна, однако, заканчиваться формальным внедрением системы менеджмента качества. Когда консультанты переформулировали идеологему качества в несколько конкретных целей по повышению качества предоставляемых услуг, то выяснили, кто вносит основной вклад и где имеются слабые места. Так удалось показать персоналу ценность качества для бизнеса.

Подобная работа по конвертации ценностей и миссии в цели требует довольно много времени и сил, но приносит устойчивый и долгосрочный эффект, который позволяет сотрудникам всех уровней проникнуться ценностями компании.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики