Времена политического года

Если в казахстанском политическом процессе продолжатся специализация и разделение труда, то можно ожидать появления в политическом календаре трех времен года — бюджетного, политического и административного

Времена политического года

Выступление президента на открытии очередной парламентской сессии 1 сентября ознаменует начало нового политического года. Предыдущий год фактически завершился празднованием Дня Астаны, после чего депутаты ушли на каникулы, а госчиновники стали разъезжаться в отпуска. Политическая жизнь в конце лета замирает. Правительство продолжает работать, но как-то вяло и неубедительно, во многом под нажимом зерновиков, у которых маркетинговый год начинается 1 июля. Даже международные форумы не способны потревожить сонную июльско-августовскую скуку. С приближением сентября правительство оживает. На стол президенту ложатся проекты реформ и госпрограмм. Одновременно у части политической и управленческой элиты оживают надежды на его отставку.

Хотя точкой отсчета нового политического года является парламентское мероприятие, поручения президент даст правительству, отметив, что задача депутатов — обеспечить законодательную поддержку правительственных программ. Так уж сложилось, что правом на законодательную инициативу в Казахстане пользуется преимущественно правительство. В отчете мажилиса о законотворческой деятельности за третью сессию, то есть фактически за прошлый политический год, указывается, что за период с 1 сентября 2009 года по 24 июня 2010 года в нижнюю палату парламента поступило 148 законопроектов, из которых 143 инициированы правительством и лишь пять — депутатами.

Политический календарь

Распорядок политической жизни Казахстана до недавнего времени давал президенту всего две возможности выступить с программными речами, содержащими задания к правительству. Одна из них — выступление на совместном заседании палат при открытии очередной сессии парламента 1 сентября, а вторая — это ежегодное послание президента народу, которое в последние годы приходится на раннюю весну. Раз в полгода президент озвучивает программу развития Казахстана, дает поручения правительству и парламенту. В соответствии с планами развития каждое министерство готовит пакет реформ, реализация которых носит перманентный характер: заканчивается срок проведения одной реформы, и тут же миру представляют проект новой, являющейся логическим продолжением предыдущей, как, например, в здравоохранении: реформа 2005—2010 годов подходит к концу, и уже планируется реформа на 2011—1015 годы. В последние годы президентом стала активно использоваться еще одна трибуна для программного выступления, содержащего поручения, — встречи с партийным активом. Если открытие парламентской сессии, послание народу и встреча с партийным активом будут отстоять друг от друга на более-менее равный промежуток времени, то политический год будет разбит на своеобразные триместры.

Уже сегодня можно заметить, что реформы, имея один источник (президентский), распадаются на три составные части. Бюджетная часть реформ включает преимущественно различные госпрограммы и объявляется 1 сентября на открытии очередной парламентской сессии. Политическая носит концептуальный характер и оформляется в виде послания президента народу Казахстана, которое в последние годы озвучивается ранней весной. Наконец, административная часть, включающая кадровые назначения и перестановки, пока не получила окончательного оформления и не привязана ни к датам, ни к событиям. В совокупности эти три формата президентских обращений отражают не столько разделение, сколько взаимодействие трех политических центров силы — парламентского, правительственного и партийного.

На концептуальном уровне президентские выступления будут во многом совпадать, но содержательно они будут привязаны к разным целям. Реформы удобнее поручать проводить 1 сентября, поскольку госпрограммы все же ориентированы не на политический или маркетинговый, а на обычный календарный, он же бюджетный год, который начинается 1 января. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010—2014 годы, известная как ФИИР, была разработана в соответствии с поручением президента, данным год назад на открытии третьей сессии парламента.

Постановка задач

Выступление президента будет по традиции состоять из двух частей: из подведения итогов и постановки задач. Итоги всем хорошо известны — впечатляющий по нынешним временам рост ВВП, социальный оптимизм населения, особенно заметный на фоне волнений в братской Киргизии, а также успехи на поприще руководства процессом безопасности и сотрудничества в Европе, то есть председательства в ОБСЕ. Поэтому и постановка задач будет вытекать из наших недавних побед и достижений.

Президент в августе уже поручил правительству до конца 2010 года разработать и внести на рассмотрение парламента проекты законов, направленных на модернизацию правоохранительной и судебной систем. В соответствующем указе он отметил, что эти законы должны обеспечить либерализацию уголовного законодательства, декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, сведение до минимума вариантов альтернативной подследственности, противодействие рейдерству, совершенствование и упрощение судопроизводства, а также многое из того, о чем говорилось в последние годы. На открытии парламентской сессии осталось лишь напомнить о том, что парламенту надлежит обеспечить своевременное принятие этих законов, а партии «Нур Отан» — взять на контроль их исполнение. Ранней весной 2011 года в очередном послании народу Казахстана основные направления реформ будут повторены еще раз, но уже в контексте политического курса в целом.

Что касается медицинского обслуживания в нашей стране, то правительство уже одобрило проект госпрограммы реформирования здравоохранения на 2011—2015 годы «Саламатты Қазақстан». Выступая с докладом, министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев отметил, что целью данной программы является укрепление здоровья граждан РК и формирование эффективной системы здравоохранения для обеспечения социально-демографического развития страны. На реализацию программы будет выделено 456 млрд тенге.

По словам министра, программа будет реализовываться по шести направлениям: повышение межведомственного и межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан; усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации по основным социально значимым заболеваниям; совершенствование санитарно-эпидемиологической службы; совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения; совершенствование медико-фармацевтического образования, развитие и внедрение инновационных технологий в медицину; повышение достатка и качества лекарственных средств для населения. Возможно, президент на заседании парламента обрисует цели предстоящей реформы в более доступной форме, но смысл будет тем же, что и в случае с правоохранительными органами: правительству надлежит действовать, парламенту — обеспечивать правовую поддержку, партии — осуществлять контроль за исполнением.

Казахстан добился того, что первый за последние десять лет саммит ОБСЕ пройдет в Астане. Исполнение поручения о проведении этого беспрецедентного для Казахстана мероприятия на высоком уровне станет главной задачей правительства в оставшиеся до этого события месяцы.

Проведение саммита в Астане должно стать не только заключительным аккордом казахстанского председательства, но и началом нового этапа в истории ОБСЕ. Возможно, на саммит не приедут лидеры тех стран, где не слишком довольны той «эволюцией ОБСЕ от Хельсинки до Астаны», о которой заявил Нурсултан ­Назарбаев. И все же можно не сомневаться в том, что сам саммит будет успешным и станет важной вехой как для организации, так и для казахстанской внешней политики.

Проведение саммита продемонстрирует не только высокие организаторские способности нашего правительства, но и гибкость нашего бюджета, в который средства на проведение этого мероприятия с участием более полусотни иностранных делегаций не были заложены.

Политические прогнозы

Тем, кто уже заждался отставки Карима Масимова, придется подождать до следующего года. Впрочем, не потому, что без нынешнего премьера наша экономика не сможет форсировать индустриально-инновационный поток. Наоборот, за последние годы интегрированность казахстанской экономики в мировые рынки и региональные экономические союзы достигла такой степени, что способность правительства нанести ей ущерб минимальна. И не потому, что правительство не совершает ошибок или эти ошибки никто не замечает. И ошибки есть, и без критики правительства ни одно из печатных изданий не обходится. Но у нас даже досрочные парламентские выборы планируются заранее, а уж смену правительства тем более нет смысла увязывать с экономическим или политическим кризисом. Наконец, смена правительства в наших краях — событие достаточно нерядовое, способное на информационном поле затмить собой все прочие события. А этого случиться не должно, поскольку до начала декабря в центре внимания надлежит быть саммиту ОБСЕ, а все прочие будут лишь оттенять триумф казахстанской дипломатии.

Отставка правительства должна быть вписана в календарь политического процесса таким образом, чтобы подчеркнуть значимость одного из направлений президентской политики. Самым важным в последнее время стало превращение «Нур Отана» из президентской партии власти в правящую партию. В самостоятельный по отношению к правительству и парламенту центр силы, который может быть использован для создания новой системы сдержек и противовесов, опирающейся не на персоны, а на политические институты. Пока усиление партийного влияния происходит в основном за счет символических жестов президента — встречи с партийным активом уже стали для президента площадкой для программных выступлений, здесь же даются поручения правительству. Поэтому будет логичным провести процедуру отбора и утверждения нового главы правительства в партийном формате. Тем более что будущему правительству придется стоять на той же самой предвыборной платформе «Нур Отана», на которой стоит нынешнее.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности