А воз и ныне там

А воз и ныне там

К 1 сентября, как обычно, итоги прошлого учебного года были подведены на августовских совещаниях педагогических работников, прошедших одновременно в Алматы и Астане. И, как всегда, были перечислены достижения и отмечены недостатки. В очередной раз подверглись критике казахстанские учебники, а также критерии оценки качества образования. Разбор полетов проводили акимы городов. Так, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов заявил, что порой содержание новых казахстанских учебников не выдерживает никакой критики. «Ошибки, содержащиеся в них, часто вызывают смех. Но в нем лишь сожаление и горечь», — отметил он. Далее аким привел примеры из жизни: «В одном из словарей утверждается, что хвост является частью тела человека, а кожа — это внутренний орган. Еще хуже, когда ошибки допускаются в учебниках по точным наукам. Геометрия — важнейший предмет для таких смежных дисциплин, как физика, информатика. Так вот, тема «Векторы и действия с ними» изучаются в 9-м классе, а в физике тему «Векторы» проходят уже в 7-м. Очевидно, что это нарушает целостную концепцию межпредметных связей». Правда, информация, что это за словарь и учебник и кто их авторы, а главное, кто должен отвечать за допущенные ошибки, осталась за кадром. По мнению г-на Тасмагамбетова, в вопросе оснащения школ качественными учебниками нового поколения помимо множества других возникают две главные проблемы. Во-первых, в учебниках отсутствует целостная система передачи и обновления знаний. Во-вторых, отсутствуют единые стандарты обучения и воспитания. Такая обстоятельная критика объясняется тем, что сам Имангали Тасмагамбетов еще задолго до того, как стать высокопоставленным чиновником, целый год проработал учителем географии в средней школе.

Заметим, что в 2008 году более половины учебников и учебного материала в Казахстане были признаны непригодными для образовательного процесса. По данным МОН РК, из почти трех тысяч учебников и учебно-методических комплексов рекомендованы к использованию в учебном процессе лишь 1,2 тыс., а 1,1 тыс. отклонены, 338 направлены на доработку и 289 из-за низкого качества по всем требованиям не допущены к экспертизе. Кроме того, в конце 2008 года проведена дополнительная экспертиза 1,7 тыс. учебников и УМК. По ее результатам рекомендованы к использованию в образовательном процессе 987, а 31 учебник не допущен к экспертизе. По словам депутата мажилиса парламента РК Раисы Полищук, школьные учебники порождают массовую неуспеваемость школьников.

Несмотря на проблемы с учебниками, отчеты по успеваемости демонстрируют растущие показатели. В этом году средний балл промежуточного государственного контроля среди 9-х классов Алматы составил 66,24 из возможных 90 баллов, что на 4,5 балла выше по сравнению с прошлым годом. По итогам ЕНТ 2010 года средний балл по городу составил 86,8, то есть выше в сравнении с прошлым годом на 11,1 балла. Более 100 баллов набрали на 12,6% больше выпускников, чем в прошлом году. Из 178 претендентов на получение аттестата об общем среднем образовании «Алтын белгi» 144 выпускника (80,9%) подтвердили свои отличные знания, что на 10,3% превышает показатель прошлого года. 167 выпускников (78%) получили аттестаты с отличием, это на 25% больше, чем в прошлом году. Но бравурный демарш статистики не должен вводить в заблуждение. Как заметил аким Алматы Ахметжан Есимов, показатели ЕНТ на сегодня единственные в республике критерии оценки качества образования. В то время как к этому вопросу необходимо подходить более объективно и квалифицированно — проводить соревнования, конкурсы между учителями и учащимися. Кроме перечисленных проблем приоритетными задачами городских властей по-прежнему остаются восполнение дефицита мест дошкольного воспитания и общего среднего образования, развитие казахского языка и патриотическое воспитание учащихся, а также улучшение материального положения учителей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики