Автогигантские долги

Если в ближайшее время «Азия Авто» не сможет привлечь стратегического инвестора, для сохранения единственного в стране автомобильного производства потребуется незамедлительное вмешательство со стороны государства

Автогигантские долги

Судебные разбирательства между казахстанским производителем легковых машин АО «Азия Авто» и членами группы Казкоммерцбанк подошли к концу: в ходе трех кассационных судебных коллегий, прошедших в июле этого года, решения суда о взыскании с автозавода долга по облигациям остались в силе. В ближайшие месяцы «Азии Авто» предстоит погасить задолженность перед держателями купонов в размере 916,4 млн тенге, притом что первое полугодие 2010 года компания закончила с убытком в 153 млн тенге.

Руководство «Азии Авто» рассчитывает на рост объемов продаж, который наметился во втором квартале этого года, заявляя, что даже при текущих показателях готово в ближайшее время погасить долг. Между тем аналитики не видят возможности у компании погашения финансовых обязательств за счет текущей операционной деятельности. Казкоммерцбанк, в свою очередь, готов приступить к процедуре исполнения решения суда в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество автозавода, что, по сути, грозит его существованию.

Все средства в ход

Проблемы у единственного в Казахстане автосборочного завода «Азия Авто» начались еще в 2008 году, когда продажи начали резко падать, а банки снизили объемы финансирования. Для предотвращения затоваривания складов «Азии Авто» пришлось значительно сократить объемы производства: в 2008 году на 48%, а в 2009-м — на 77%. Подобные меры отрицательно сказались на финансовых показателях компании. Если в 2007 году чистая прибыль завода исчислялась 200 млн тенге, то уже в 2008-м убыток составил 673 млн тенге, а в 2009-м — 783 млн тенге.

В итоге 5 января 2010 года компания «Азия Авто» допустила дефолт по выплате основного долга и вознаграждения по облигациям первого выпуска в пределах первой облигационной программы. Еще в 2007 году автозавод выпустил на трехлетний срок миллион облигаций стоимостью одна тысяча тенге каждая. Долг был выплачен только трем держателям в сумме 45,958 млн тенге, остальная задолженность в размере 998,542 млн тенге компаниям — членам группы Казкоммерцбанк погашена не была.

Урегулировать спор в досудебном порядке не удалось, и четыре компании АО «Казкоммерцбанк», АО «Страховая компания “Казкоммерцполис”», АО «Казкоммерц Секьюритиз» и АО «Казкоммерц-Life» подали иск в суд о взыскании просроченной суммы, включая оплаченную при подаче иска госпошлину. «Условия, выдвинутые компанией “Азия Авто”, неприемлемы для нас, предложение с нашей стороны также не было принято компанией. Проведение переговоров не дало желаемого результата, обращение банка в суд явилось вынужденной мерой», — сообщила тогда пресс-служба «Казкоммерцбанка». А президент «Азии Авто» Ержан Мандиев в свою очередь заявил, что «в отношении “Азия Авто” банк не придерживался даже общепринятых норм деловой практики, не говоря о какой-либо готовности к компромиссу».

В марте Специализированным межрайонным экономическим судом (СМЭС) по Восточно-Казахстанской области (ВКО) было принято решение удовлетворить четыре иска в отношении АО «Азия Авто» и взыскать с компании долг и госпошлину. В случае невыполнения — изъять в пользу истцов описанное еще в феврале имущество.

Однако руководство автозавода до последнего оттягивало время исполнения решения суда, вначале подав апелляцию, а после ее отклонения областным судом — кассационную жалобу. Время и деньги в тот момент были жизненно необходимы компании, так как 24 мая заканчивался срок выплаты основного долга в сумме 1,3 млрд тенге по облигациям второго выпуска. Допустить дефолт и по этим бумагам означало окончательно подорвать репутацию компании, лишив себя кредиторов. К тому же именно на май были запланированы переговоры «Азии Авто» с новыми партнерами — General Motors и KIA Motors.

С оптимизмом по жизни

Стоит отметить, что затягивание судебных разбирательств дало автозаводу некоторые преимущества. К июлю, когда кассационная судебная коллегия оставила в силе три решения суда и они с того момента вступили в законную силу (кроме АО «Казкоммерц-Life», по иску которого было возбуждено новое делопроизводство), с начала процессов прошло более пяти месяцев. Именно в этот период «Азия Авто» выполнила свои долговые обязательства перед держателями второго облигационного выпуска, расширила модельную линейку завода, тем самым добившись повышения объема продаж и выхода на положительный показатель рентабельности по чистой прибыли.

Так, согласно данным финансовой отчетности компании, размещенной на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE), если по итогам первого квартала текущего года был зафиксирован чистый убыток в размере 155,03 млн тенге и операционный убыток в размере 40,04 млн тенге, то уже второй квартал был закрыт «Азией Авто» с чистой прибылью 1,99 млн тенге и операционной прибылью 101,36 млн тенге.

Именно на эти показатели и ссылается президент «Азии Авто» Ержан Мандиев, когда говорит, что автозавод уверенно может обслуживать долговую нагрузку и в перспективе полностью погасит обязательства перед банком. «Невзирая на ужесточение конкуренции, давление со стороны кредитора и связанный с ним информационный фон, “Азия Авто” сегодня демонстрирует беспрецедентные за свою историю темпы роста показателей доходности», — рассказывает г-н Мандиев, при этом подчеркивая, что это связано не с восстановлением потребительского спроса, а с маркетинговыми шагами компании в этот период.

Рост показателей доходности напрямую связан с запуском производства двух новых моделей марки Chevrolet и началом серийного выпуска автомобилей марки KIA в мае этого года. Из 864 проданных за шесть месяцев текущего года машин 132 единицы именно этих брендов. «Повышенный спрос на премьеры от Chevrolet и KIA обеспечили возможность загрузки конвейера на период более трех месяцев, в связи с чем с мая цех сборки АО “Азия Авто” перешел на семидневный график работы», — говорится в отчетности.

По мнению директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, в дальнейшем ситуация для «Азии Авто» будет лишь улучшаться. «В условиях Таможенного союза очень скоро структура спроса нивелируется с картиной российского рынка — одни производители, общие границы и, как следствие, предельно близкие потребительские предпочтения. А в активе «Азия Авто» модельный ряд именно тех марок, которые составляют тройку самых продаваемых в России: «Лада», Chevrolet и KIA, — рассказывает г-н Алферов.

Пока же, согласно данным консалтинговой компании Qncepto за первое полугодие 2010 года, Chevrolet на казахстанском рынке занимает лишь пятое место, а KIA — 13-е. К тому же, по мнению эксперта рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиля Мамажанова, «положительные тенденции в финансовом состоянии компании, наметившиеся во втором квартале, нивелируются краткосрочностью ее финансовых обязательств. Все долги компании должны быть оплачены в течение ближайшего года, что за счет текущей операционной деятельности представляется маловероятным».

Даже если брать в расчет ежеквартальный рост показателей по чистой прибыли завода на 157 млн тенге, как это было во втором квартале этого года, роста рынка в ближайшее время не предвидится, то для погашения долга потребуется как минимум шесть месяцев, тогда как по данным пресс-службы Казкоммерцбанка «общий срок для проведения исполнительного производства об имущественных взысканиях должен быть четыре месяца с момента возбуждения исполнительного производства».

Поэтому, по мнению Казкоммерцбанка, «для возврата долга необходимы серьезные инвестиции в капитал компании. Наиболее приемлемым вариантом для завода “Азия Авто” может стать вхождение в компанию стратегического инвестора, имеющего реальную возможность соблюдения параметров, обязательных для автосборочных компаний в рамках Таможенного союза».

А именно в этом направлении, как признался Ержан Мандиев, темпы пришлось сбавить. «Переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами мы также не прекращали, но с инициацией банком судебного процесса мы по понятным причинам несколько сбавили темпы этого диалога. Сегодня коллизия между нами и банком вышла на финишную прямую, в финансовом положении завода наметились устойчивые позитивные тренды, поэтому мы намерены актуализировать переговорный процесс с партнерами уже в конце текущего года», — рассказал директор «Азии Авто».

Не решен еще вопрос и о дополнительной капитализации предприятия со стороны ФНБ «Самрук Казына», о чем говорилось в плане мероприятий по устранению дефолта, размещенного на KASE еще в феврале этого года. «Текущая фаза — рассмотрение проекта финансирования в коллегиальных органах фонда. Этот процесс выпал на сезон отпусков, поэтому решение вопроса потребует несколько большего времени, нежели предполагалось», — сообщил г-н Мандиев.

Финансовое плечо государства

Между тем перед заводом возникла реальная угроза продажи имущества с молотка. По данным пресс-службы Казкоммерцбанка, «в случае отказа АО “Азия Авто” от добровольного исполнения решения суда, вынесенного в пользу банка, судебный исполнитель приступит к процедуре исполнения в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество АО, в том числе на денежные средства».

Выяснить точно, какое имущество было арестовано и находится под обременением, не удалось. Однако согласно комментариям к финансовой отчетности «Азии Авто», размещенным на KASE, можно сделать вывод, что задолженная перед истцами сумма в 916,4 млн тенге составляет около 30% всех основных средств завода, включая землю, здания и сооружения, машины и оборудование. В таком случае исполнение решения суда в принудительном порядке грозит существованию самого завода.

Между тем Ержан Мандиев заявил, что «имущественный комплекс АО “Азия Авто” служит залоговым обеспечением кредитных обязательств компании не только перед основным кредитором. Согласно условиям кредитных соглашений, залоговое имущество не может быть реализовано в целях погашения иных обязательств». Кроме того, по словам г-на Мандиева, «предприятие представляет собой единый комплекс, продажа которого по частям невозможна с технической точки зрения, да и просто абсурдна в экономическом смысле». Однако согласно все той же отчетности, остаточная стоимость машин и оборудования с учетом накопленной амортизации составляет 478,6 млн тенге, то есть не более половины задолженной членам группы ККБ суммы.

По мнению Олега Алферова, продавать активы компании «слишком хлопотная и затяжная процедура», и, скорее всего, будет найдено то или иное взаимоприемлемое решение. «Разумеется, если за действиями банка не стоит чей-либо интерес к “Азия Авто” как объекту приобретения по бросовой цене. Предшествующие шаги кредитора позволяют сделать такого рода предположение, — считает эксперт. — В любом случае государственные институты развития наверняка подставят заводу свое финансовое плечо, ведь “Азия Авто” давно стал одним из немногочисленных символов несырьевого сектора отечественной экономики, а в условиях ТС он обретает черты едва ли не самого успешного в новой союзной среде казахстанского инвестпроекта».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики