Надо чаще встречаться

Редакционная статья

Надо чаще встречаться

Выступая на августовском совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов, Нурсултан Назарбаев заявил, что государственная комиссия по реформе правоохранительной системы выявила проблемы и недостатки в работе силовых структур. После чего назвал фактически лишь две проблемы. Первая — громоздкость системы управления, дублирование и пересечение функций правоохранительных органов. Вторая — подмена качественных показателей количественными, неспособность существующих критериев оценки работы органов обеспечить нацеленность на решение их функциональных задач.

Что касается системы управления, то именно на оптимизацию направлена большая часть мер, перечисленных в президентском указе «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы». А вот о том, как будет оцениваться рост эффективности, в указе не сказано ничего.

Есть лишь расплывчатые формулировки, дающие широкий простор для их толкования. Третье направление реформы, заключающееся в совершенствовании законодательной базы, президент заключил словами: «Правоохранительные органы должны тесно сотрудничать с институтами гражданского общества, полнее учитывать в своей работе общественное мнение. Поэтому руководители правоохранительных органов должны чаще встречаться с населением, вести соответствующую разъяснительную работу и призывать к сотрудничеству». К законотворческой работе эти поручения вряд ли относятся, хотя, конечно, и социологические исследования проводить полезно, и население к сотрудничеству призывать надо.

Еще два года назад Нартай Дутбаев, в то время советник президента, выступая на конференции «Общественные механизмы противодействия коррупции в Казахстане и международный опыт», говорил, что реформа правоохранительных органов будет включать в себя изменение системы оценки их работы. В качестве примера он назвал систему оценки работы финансовой полиции. «Сегодня они отчитываются, сколько они осудили коррупционеров. Безусловно, это тоже будет одним из элементов оценки их деятельности. Но в большей степени оценка деятельности финпола будет исходить из того, насколько повысилась деловая активность казахстанцев. Потому что они, борясь с коррупцией, должны создавать условия для повышения деловой активности наших граждан, чтобы развивался малый и средний бизнес», — сказал бывший глава КНБ.

Если правительству и парламенту даются конкретные поручения, например объединить все транспортные прокуратуры, то можно ожидать, что именно объединение и произойдет через определенное время. А вот кто и как будет выставлять оценки работе правоохранительных органов?

В каком направлении следует проводить реформу, правительству и экспертам понятно уже давно. Непонятно, как ее проводить. Институтов гражданского общества, способных профессионально, то есть компетентно и беспристрастно оценивать работу государственных институтов, сегодня в Казахстане нет. Их появление вне контекста становления гражданского общества и готовности граждан брать на себя ответственность за управление страной представляется невозможным. Судя по всему, оценивать реформу предстоит той самой государственной комиссии, которая ее планировала, тем более что президент поручил ей «продолжить свою работу и довести до логического завершения реализацию указа», а также «провести анализ работы правоохранительных органов, их структур с целью выявления эффективности их деятельности». Контроль над деятельностью всех силовых органов президент поручил Совету безопасности, который он сам и возглавляет. Весьма вероятно, что такое же поручение Нурсултан Назарбаев даст и возглавляемой им партии. А поскольку политическую партию принято считать институтом гражданского общества, то проблем со встречами у правоохранительных органов не будет. Осталось лишь договориться, где они будут происходить — в «Ак орде» или штаб-квартире «Нур Отана».