Мистерия обыденности

Повседневность, увиденная через объектив художника, таит в себе массу загадок

Мистерия обыденности

В стремлении запечатлеть неприметную рутину существования нет ничего оригинального. Еще сам отец-основатель поп-арта Энди Уорхол не расставался с фотоаппаратом и считал фиксацию повседневности — важным делом своей жизни. Сейчас этим никого не удивишь. Документировать жизнь стало модно. Это может любой обладатель мобильного телефона. Другое дело выработать свой подход и стиль. Как раз это и демонстрируют работы шведской команды КК+TF — Клары Калстром (Klara Kallstrom) и Тобиаса Фалда (Thobias Faldt), чья выставка открылась в конце августа в галерее «Тенгри Умай».

Стопами Мураками

У работ нет названий. Авторы предлагают зрителям подумать о представленных образах и ситуациях самостоятельно. Документальная фотография — фрагмент реальности. И этот фрагмент представляет собой историю художника и является правдой его жизни, обнаруживая оппозицию между художественным восприятием и реальностью. На фотографиях Клары и Тобиаса обыденность кажется зрителю подделкой и содержит некий подвох, создавая эффект ирреальности, лжи. В чем заключена провокация? Очевидно, она возникает в зоне конфликта между документальностью и художественностью фотографии. При этом фотографы вполне осознают, что выполняют художественную миссию, а не просто фиксируют реальность. «Снимая, мы уже преобразуем жизнь в вымысел. Это как если бы я делала зарисовки карандашом или вела дневник», — замечает Клара.

Эффект, который производит фотография, зависит от метода, которым она сделана. «Мы пользуемся теми же инструментами, что и документальная фотография, теми же, что использовались в XIX веке. Аналогией из области литературы могут служить истории Мураками, где факты из жизни совмещаются с фантазиями», — утверждают авторы.

И вроде бы уже не так важно, как сделаны снимки, главное, какое впечатление они производят. Вспышка, выхватывающая объекты из темноты и обыденного окружения, помещающая их в центр объектива и внимания, а также скрывающий контекст черный фон придают загадочность и эстетизм изображению. Некоторые снимки отсылают к известным полотнам экспрессионизма и супрематизма, таким как «Стул» Ван Гога или «Черный квадрат» Малевича. Другие — как будто бы взяты из семейного альбома.

Экзотика в комнате

Приехать в Казахстан или Китай из Европы, сфотографировать уклад чужой жизни и привезти фотографии, чтобы показать соотечественникам, в этом заключаются экзотические впечатления для большинства туристов-фотографов. Клара и Тобиас, напротив, не ищут необычное в далеких странах, а стремятся обнаружить его в своей повседневной жизни. Они хотят показать, что и в обыденном мире есть свои тайны. Хотя жизнь европейца так же экзотична, например, для тайца или малайца, как и для казахстанца. Казалось бы, только так выявляется экзотика жизненного уклада. Но авторы не хотят превращать в экзотику чужую жизнь, а находят ее в собственной. Это может быть все, что угодно. По мнению художников, даже прожив жизнь в одной комнате, можно открыть удивительный мир вещей, окружающих вас каждый день. Вот вы в комнате, в которой прожили двадцать лет, и все кажется тут привычным. Но если вы найдете ракурс и взглянете на будничные вещи по-новому, вы обнаружите мистическое в повседневности. «Увидеть все мелочи, которые окружают вас, — мертвых мух на подоконнике, телефон с потертыми кнопками, созвездие цветов возле двери или человека, который держит их в ладони. Все эти незначительные вещи и моменты составляют нашу повседневную жизнь. Хотя основное внимание мы обращаем на чрезвычайные события и объекты, наша жизнь состоит из обычного, и именно это мы так редко замечаем», — уверены фотографы. Именно с акцентом на обычное, «скучное» никогда не скучной повседневной жизни связано новое направление в их работах. Их задача — рассмотреть внимательно то, что находится вблизи.

Разжиженное бытие

Фотографию девушки с маской в виде морды свиньи одна из посетительниц назвала «Портретом Дориана Грея» и попросила рассказать историю ее создания. В ответ Тобиас пояснил, что эта фотография — память об одной вечеринке, куда все гости пришли в карнавальных костюмах. «Мы фотографируем то, что видим вокруг нас. Это наша обыденная жизнь. Я не хочу рассказывать, как это было снято. Считаю, что такими историями я могу испортить впечатления от фотографий, которые, по моему мнению, более полноценны без дополнительных комментариев», — резюмировал художник.

Тем не менее, получив увесистую порцию критики от казахстанского журналиста, обвинившего шведов в слабой концентрации бытия на их фотополотнах, Тобиас пустился в пояснения: «Вот эта фотография стула с железкой посередине. Может быть, она и представляет загадку, пока я ее не раскрыл. Отец выставил стул в саду, чтобы отпугнуть уток, которые подходили к дому слишком близко. Все эти фотографии абсолютно такие же, какие снимает любой из вас ежедневно мобильником или любительской камерой. Мы хотим продемонстрировать мистику этого мира с помощью картин бытовой жизни». Может быть, фотография и потеряла ареол тайны, но, по крайней мере, окружающим стала понятнее творческая концепция шведских фотографов.

Черный фон и красная нить

[inc pk='1434' service='media']

К тому, что делают Клара и Тобиас, вряд ли можно применить классический эпитет «красиво». Современное искусство уже не подчиняется классическим критериям красоты, но все же у него есть своя эстетика. Вопрос в том, что оно уже не вызывает былого чувства возвышенного, о котором писали еще немецкий философ Иммануил Кант и романтики XIX века. Тем не менее современная фотография выработала свои формы и требования по отношению к чувствам зрителей. Глядя на работы шведов, можно говорить о стиле и форме, т.е. о том, что они придерживаются в творчестве определенных критериев.

«Эстетика определяется рамками, формой, исходя из которых можно определить, что является эстетичным. Художнику нужно поставить себя в рамки, надеть определенные очки», — поясняет Клара. Современная фотография отличается от обычного классического искусства, хотя способы конструирования пространства и размещенного в них объекта — перспектива, обратная перспектива, постановка кадра, цвет — остаются теми же.

Художники эпохи Возрождения проделывали большую техническую работу — смешивали краски, чтобы получить нужный тон, добивались нужного освещения, работали с натуры и так далее. Современные художники Клара и Тобиас работают с одним и тем же оборудованием уже десять лет. Это старый, видавший виды фотоаппарат Canon. «Поэтому мы можем отстраниться от оборудования и полностью посвятить себя эстетике. Черный фон становится красной нитью нашего фотоповествования. А главной задачей — соединение микро-и макроперспектив. Форма квадрата, в котором все стороны равны, подводит нас к сфере, давая возможность объединять фотографии в один ряд независимо от времени, когда они были сделаны. Все они одного размера и расположены последовательно. Это задает циркулярное восприятие и возможность играть с формой и рамками». Основа фотографии — рамки. Смотря в объектив, мы выхватываем фрагмент реальности. Но суть искусства в том, что воображение преодолевает рамки.

За фасадом из ржавчины и песка

Еще нас ожидают новые работы KK+TF, созданные уже непосредственно здесь. Клара и Тобиас приехали в Казахстан для съемок документального фильма молодой казахстанской художницы и режиссера Кати Суворовой «Завтра Море», которые пройдут на побережье Аральского моря осенью 2010 года. «Мы друзья с Тобиасом и Кларой, и они захотели принять участие в съемках фильма и посетить регион, где они будут проходить. Сейчас мы вместе трудимся над разработкой визуального подхода съемок. Мы хотим сделать фильм про Аральское море, потому что это один из главных образов Казахстана. Он известен далеко за пределами страны. Его визуальным стереотипом стали корабли в песке. Этот образ владел умами и трех поколений моих предков. И теперь я решила высказаться по этому поводу. Мы хотим пойти дальше стереотипа и зайти за его ширму. Жизнь в действительности не так рекламна и гротескна, и она продолжается и на Аральском море. Важно увидеть, как живут люди, как поменялись их ценности и образ жизни за последнее время. Надо изменить стереотипный образ ржавчины и песка и рассказать, как люди ищут и нашли выход из кризисного состояния. Мы мало знаем нашу страну. Мои друзья больше знают об Аляске, чем о том, что расположено в тридцати километрах от Алматы. Надеюсь, эта лента будет художественным по форме, но документально правдивым высказыванием», — рассказала Катя. Ребята подали проект на соискание гранта и выиграли его этой весной в Висбадене, в фонде, финансирующем совместную деятельность немецких и восточноевропейских художников. Сейчас, по словам художницы, спонсоры съемок нашлись и в Казахстане.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?