Судью — на выбор

Судью — на выбор

О начавшейся реформе казахстанской системы правоохранительных органов корреспондент «ЭК» побеседовал с директором Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андреем Чеботаревым.

— Андрей, как вы полагаете, чем вызвано проведение реформы именно сейчас? Насколько справедливо говорить о том, что власть сейчас почувствовала, что текущее состояние правоохранительных органов угрожает ее стабильности?

— Скорее всего, в политической жизни Казахстана назревают серьезные события, связанные с реализацией главой государства своих полномочий как Лидера Нации. Для этого, видимо, требуется выстраивание нового баланса между различными группами влияния внутри правящей элиты. Потому одной из реальных ключевых целей объявленной реформы может быть вывод правоохранительных органов из-под влияния тех или иных элитных групп и усиление президентского контроля за их деятельностью. В том числе это будет достигаться за счет проведения кадровых перестановок в руководящем составе данных органов. И, похоже, что это предположение уже находит свое подтверждение на практике в связи с недавней сменой председателя КНБ.

Сама по себе структурная реорганизация в отдельных правоохранительных и судебных органах по сути дела ничего не значит. Но она создает удобную почву именно для кадровых изменений. К тому же рассматриваемая система нуждается в серьезном наведении здесь порядка в связи с, например, прошлогодними противостояниями между сотрудниками КНБ и финансовой полиции, частыми скандальными инцидентами в уголовно-исполнительной системе и так далее. Наконец, на фоне известных событий в соседнем Кыргызстане казахстанскому руководству нужно, чтобы силовые структуры были эффективным инструментом поддержания стабильности существующей политико-властной системы.

— А как вы оцениваете качество данной реформы?

— Многие вопросы, озвученные президентом в своем выступлении на совещании по реформированию правоохранительной системы, часто поднимались им и раньше. Но до сих пор нет действенного механизма их решения. Поэтому сомнительно ожидать, что вновь принимаемые меры без кардинальных изменений системного характера приведут к чему-то существенному в будущей работе правоохранительных и судебных органов.

Ряд предложенных главой государства мер носит откровенно абстрактный характер без подкрепления конкретными механизмами их реализации. Например, противодействие неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству) или совершенствование системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности на основе передового зарубежного опыта.

Объективности ради скажу, что некоторые новации производят положительное впечатление. Это, в частности, демилитаризация правоохранительной системы, декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и расширение примирительных процедур в уголовном судопроизводстве. Но все здесь будет зависеть от принципиальности и последовательности властей в реализации данных мер.

— Что за трудности могут возникнуть у власти по ходу претворения в жизнь указанных новаций?

— Следует вспомнить, что поручение относительно проведения административной реформы в правоохранительных органах президентом было озвучено еще в 2008 году в рамках его очередного послания народу. Однако оно не было выполнено, и главе государства пришлось вновь вернуться к теме в этом году. Это демонстрирует тенденцию серьезного ослабления исполнительской дисциплины в госаппарате. Более того, не исключен скрытый саботаж относительно практической реализации тех или иных мер со стороны тех сил, с чьими интересами они расходятся.

Если вообще не брать во внимание фактор политических «глубоководных течений», то и без этого в условиях казахстанской реальности любые самые благие намерения в рассматриваемой сфере будут сводиться на нет откровенным правовым нигилизмом и коррумпированностью сотрудников соответствующих органов, которые здесь носят массовый характер.

— Что касается эффективности преобразований, если условно перевести совокупность реформенных положений в проценты, то на сколько процентов, по вашим ожиданиям, реформа будет выполнена?

— Нужно проводить крупномасштабную системную реформу, а не ограничиваться единичными и практически никак не связанными друг с другом с точки зрения системности мерами. Сами же эти меры, возможно, будут реализованы на 40—50 процентов.

— Существуют ли альтернативные варианты реформы?

— Реформу правоохранительной системы нужно проводить не ради самой этой системы, а в интересах совершенствования основ и механизмов соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Для этого следует воссоздать Конституционный суд с правом обращения в него всех граждан и институтов гражданского общества. Не менее важным считаю введение выборности судей всех уровней, в том числе выборность судей районного и городского уровней гражданами. А самое главное — это создание действенных механизмов общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Если этого не делать, то через несколько лет республика неизбежно столкнется с теми же проблемами.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом