Лучшая новость

Курс на обеспечение законности и порядка, на повышение качества образования и здравоохранения может сделать Казахстан действительно сильным государством

Лучшая новость

Выступление Нурсултана Назарбаева на открытии очередной парламентской сессии относится к набору президентских полномочий, но не является обязательным актом. В пункте четвертом статьи 59 Конституции РК об этом сказано так: «Сессия парламента, как правило, открывается президентом республики».

В этом году необязательность президентского выступления была особенно заметна. Нурсултан Назарбаев не сказал ничего такого, чего не только депутаты и министры, но и простые граждане страны не слышали бы прежде. Выступление президента на открытии четвертой сессии парламента четвертого созыва было лишено не только сюрпризов, но новостей. И если исходить из того, что отсутствие новостей — это хорошая новость, то выступление Нурсултана Назарбаева было лучшей из новостей за последнее время, по крайней мере, для политических экспертов.

Те, кто полагает, что каждое программное выступление президента должно служить сигналом к мини-перевороту в экономике или политике, а еще лучше — началом масштабных кадровых перестановок, остались разочарованы. Многое из того, что можно считать политическими акцентами, перекочевало в президентское выступление из его посланий — нынешнего и даже прошлогоднего.

Те части выступления, в которых говорилось о реформе правоохранительных органов и подготовке к саммиту ОБСЕ в Астане, были похожи на конспект недавних выступлений президента на те же темы — выступлениям более подробным, эмоциональным и политически акцентированным. Что касается экономического блока выступления, то главная новость — отказ от плоской шкалы налогообложения и переход к прогрессивной в следующем бюджетном году — прозвучала несколькими днями позднее из уст министра финансов Болата Жамишева.

Преемственность задач и поручений

Начал президент с подведения итогов прошлой сессии. Работой парламента по юридическому обеспечению работы правительства президент остался доволен (принятие 148 законов он оценил как повышение качества законотворческой работы), причем отдельно отметил принятие Таможенного кодекса и других документов по Таможенному союзу.

Экономические итоги также давали повод для оптимизма. Конкретные цифры на 1 сентября обновились, но общая тенденция посткризисного восстановления при государственной поддержке малого бизнеса и банковского сектора сохранилась с начала года, когда президент объявил о начале выполнения Стратегии развития до 2020 года.

По итогам первого полугодия ВВП вырос более чем на 8%, при этом в обрабатывающей промышленности рост составил 18,3%, в горнодобывающей — 6,3%. Объемы розничной торговли возросли на 13,1%, что позволило президенту заявить о росте потребительского спроса, а международные резервы выросли на 5,7 миллиарда долларов, превысив 53 миллиарда долларов.

Президент напомнил о том, что экономический рост стал возможен благодаря мощной поддержке, которую бизнес получил от государства. Через программу «Дорожная карта бизнеса-2020» выдаются кредиты предпринимателям. Реструктуризация банковских долгов завершается. На поддержку аграрного сектора из бюджета выделено 220 млрд тенге. Решаются проблемы дольщиков, повышаются пенсии и зарплаты у бюджетников.

Те направления законодательной работы, которые Нурсултан Назарбаев поручил активизировать парламенту, фактически повторяют поручения правительству, данные в начале этого года в послании-2010. Например, в послании подчеркивалось, что механизм государственно-частного партнерства располагает огромным потенциалом по привлечению частных инвестиций, а потому в целях внедрения принципа проектного финансирования надо предусмотреть в законодательстве возможность создания специальных проектных организаций с особым юридическим статусом. А первого сентября депутатам парламента сообщили, что большое значение имеет принятие закона о проектном финансировании и государственно-частном партнерстве. Этот закон нацелен на реализацию новой финансовой инициативы (за этими словами скрывается привлечение частного бизнеса к финансированию социально значимых и коммерчески непривлекательных проектов).

Если в начале года в своем послании народу Казахстана президент поручал правительству подготовить законопроекты, то осенью он давал поручение парламенту принять соответствующие законы. Говоря о предстоящих изменениях в бюджет текущего года и утверждении бюджета страны на 2011 год, президент счел нужным добавить, что бюджет этот сформирован с учетом задач, поставленных в президентском же послании.

Во вступительной части раздела, в котором ставились задачи на новый политический год, президент сказал, что не стоит увлекаться увеличением расходов, что нужно бережно относиться к государственным средствам, особенно на региональном уровне. «Многие вопросы можно решить и без увеличения финансирования. Надо сокращать государственные расходы там, где это возможно. Экономить средства, создавать резервы. Улучшать бизнес-климат, развивать государственно-частное партнерство», — заявил Нурсултан Назарбаев. Это тоже не новость. В послании народу Казахстана 2009 года уже было сказано о «жесткой экономии по всем расходным статьям бюджета и строжайшей финансовой дисциплине».

Похоже на то, что правительство отказывается от экономических мегапроектов и структурных реформ. Технопарков, прорывных проектов и прочих шредеров бюджетных денег, видимо, станет меньше. Но поскольку бюджетные деньги и государственные активы (госхолдинги) — это те инструменты, которые государство использует для управления экономикой, то президент не просто призвал к экономии, а признался в том, что государство свое вмешательство в экономику уменьшит. И сконцентрируется на другом — на охране порядка, здравоохранении и образовании.

Вперед к истокам

Принято считать, что самой непосредственной и к тому же не слишком сложной сферой компетенций государства и его прямой обязанностью является охрана правопорядка и соблюдение законности. Американский экономист Милтон Фридман, некогда предлагавший для бывших социалистических стран рецепт из трех компонентов — «приватизация, приватизация и приватизация», в 2001 году так прокомментировал процессы, происходившие в постсоветских республиках: «Я ошибался. Оказалось, что соблюдение законности может быть важнее приватизации».

В последние годы казахстанское государство стремительно перешло от макроэкономического регулирования к установлению контроля над флагманскими отраслями экономики через госхолдинги, сведенные в итоге в фонд «Самрук-Казына». Фондовый рынок, к которому термин «развитие» применить трудно, самим своим появлением и нынешним существованием обязан прямой и косвенной поддержке со стороны правительства. В отношениях с недропользователями государство уже давно занимает наступательную позицию.

Опыт государственного вмешательства в экономическую жизнь Казахстана состоит из смеси успехов и провалов, но в целом укладывается в общую стратегию развития и соответствует тому пониманию эффективности управления, которое сложилось в последнее время. Поэтому понимание того, что законность важнее приватизации, пришло в наши края с некоторым запозданием. Пришло и понимание того, что государство, пытающееся управлять экономикой, но неспособное обеспечить безопасность своих граждан, сильным не является. Если государство не в состоянии обеспечить правосудие, то появляются суды Линча, маловодные и маятасы, то есть самосуд. Говоря о недостатках в работе правоохранительных органов, президент отметил: «Все это сказывается на уровне доверия населения к правоохранительным органам, а через них в целом к власти». К этому можно добавить, что не прибавляют доверия к власти и безграмотные учебники, и случаи массовой смерти детей по вине врачей.

Возможно, движение к истокам сильного государства, способного обеспечить своим гражданам безопасность, а также качественное здравоохранение и образование, началось под воздействием близящейся юбилейной даты — двадцатилетия независимости, которая может заставить граждан страны задуматься о том, что им дало государство помимо мегахолдингов.

Навстречу празднику

Лозунг, под которым пройдет следующий год (двадцать лет независимости), не требует ни специальной стратегии, ни какого-то мобилизационного содержания, за исключением идеи единства казахстанского народа. Хотя независимость сама по себе является для многих абсолютной ценностью, не нуждающейся в обоснованиях, президент в своем выступлении неоднократно указал на важность того, что в социологии принято называть социальным самочувствием населения. Еще в начале этого года в своем послании Нурсултан Назарбаев заявил, что успешность реализации стратегии модернизации страны зависит прежде всего от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев.

Судя по всему, послание президента народу Казахстана в 2011 году будет отличаться от послания-2010 в основном тем, что в нем чаще всего будет звучать слово «независимость». Адресовано оно будет не столько правительству, как большинство прежних посланий, сколько народу. И Нурсултан Назарбаев будет обращаться к нему как человек, под чьим руководством независимость упрочилась.

«Надеюсь, что депутаты, бывая на местах, будут проводить эту линию и вести соответствующую разъяснительную работу среди казахстанцев. Рассказывать, что сделано за эти годы и что еще предстоит сделать. Сегодня жизнь и судьба — все находятся в руках каждого человека. Надо найти себя в этом мире и делать все для процветания страны, процветания собственных семей», — заявил он.

Поскольку наглядные символы праздника вроде «Ханского шатра» и иных столичных чудес некоторым казахстанцам могут показаться не слишком убедительными или слишком отдаленными от них, президент дал указание заняться и малыми делами — обустройством каждого города и аула, каждой улицы и двора. «Каждый населенный пункт должен стать чище, красивее, благоустроеннее, удобнее для жизни, работы и отдыха. Именно в этом ключе мы должны провести весь следующий 2011 год под лозунгом — «20 лет независимости», — сказал президент. Если его поручение будет исполнено, это станет, пожалуй, самой лучшей новостью для всех казахстанцев.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности