Коррекция неизбежна

Разработанная еще весной текущего года «Дорожная карта бизнеса-2020» будет корректироваться по мере своего осуществления

Коррекция неизбежна

В конце августа в Актобе прошло республиканское совещание по вопросам реализации «Дорожной карты бизнеса-2020» и поддержки предпринимательства. Оно стало первым представительным совещанием с тех пор, как в апреле программу запустили. Она имеет три направления: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортно ориентированных производств.

Как отметил заместитель премьер-министра РК Ербол Орынбаев, всего в республике по всем трем направлениям программы одобрены к субсидированию 55 проектов на общую сумму 41,8 млрд тенге.

Сегодня видны слабые места программы. И от того, как субъекты будут их исправлять, зависит эффективность государственной помощи бизнесу.

Параметры программы

На сегодняшний день поступило более 500 заявок. Государственными органами одобрены и предложены к финансированию более 10 проектов оздоровления предприятий. По другим направлениям согласование прошли еще 45 проектов. «Процесс идет, и по мере готовности решения принимаются», — говорит председатель Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Азат Перуашев.

Примечательна направленность государственной поддержки. В основном за ней обращаются действующие предприятия, пострадавшие в результате мирового финансового кризиса. Именно этот сегмент стал наиболее популярным в рамках программы «Дорожная карта бизнеса». «Из общего числа поступивших на рассмотрение заявок более трех четвертей, или более 400, относятся к проектам подобного рода», — подчеркнул г-н Перуашев.

Сама же программа рассчитана на долгосрочный эффект. Согласно планам она должна работать вплоть до 2020 года. Но не в полном формате, как того бы хотели предпринимательские ассоциации. К примеру, финансирование планов по финансовому оздоровлению предприятий охватывает только 2010 год. В 2011 году этот сегмент программы должен был автоматически выпасть.

«Мы же настаиваем на том, чтобы программу финансового оздоровления продлили и на 2011 год, чтобы максимальное число предприятий, оказавшихся в сложном финансовом положении, смогли ею воспользоваться», — заявил г-н Перуашев.

Внутренняя кухня

Процедуру отбора поступивших заявок в целом можно назвать объективной. Среди основных критериев оценки — перспективность действующего предприятия, его значимость для отрасли и региона, высокая добавленная стоимость продукции и услуг.

Надо сразу сказать, что перспективность определить крайне сложно. Рынок из-за кризиса сильно деформирован, а тренды, на нем происходящие, сложно уловить. Отсюда погрешность в оценке перспективности может оказаться весьма существенной.

При этом далеко не всегда значимые для отрасли предприятия являются одновременно локомотивами, тянущими за собой другие производства.

Объективным критерием оценки проекта может служить разве что его значимость для региона. И то потому, что социальный аспект (уровень занятости в рамках региона) выходит на первое место. Правительство России, в надежде сохранить промышленную инфраструктуру и не допустить социальных конфликтов, было вынуждено запустить широкомасштабную программу поддержки градообразующих предприятий. Например, поручение президента РФ было отдано еще в 2008 году, программу разрабатывали в 2009 году, а финансирование открыли только в 2010 году. По темпам Казахстан явно выигрывает, теперь, главное, не проиграть в эффективности.

Что касается высокой добавленной стоимости продукции и услуг, то это единственный объективный рыночный критерий. Чем выше добавленная стоимость, тем больше денег после продажи возвращается в Казахстан.

Кто за что отвечает

Главными субъектами программы назначены Минэкономики и АО «Фонд развития предпринимательства “ДАМУ”». В ведомстве утверждают проекты. В «ДАМУ» осуществляют мониторинг за финансовыми потоками, следят за тем, чтобы стороны выполняли взятые на себя обязательства. Инициируют проекты банки, которые получают проекты оздоровления от предприятий. Промежуточным звеном, где проекты должны пройти согласование, стали региональные координационные советы. Согласования по схеме «региональный координационный совет — “ДАМУ”—Минэкономики» применяются для новых проектов.

При этом руководитель Союза «Атамекен» отмечает излишнюю забюрократизированность процедуры рассмотрения заявок. Тот факт, что большинство поступающих заявок приходится на финансовое оздоровление предприятий, объясняется не только актуальностью вопроса, но и возможностью для банков направлять их без согласования с региональными координационными советами. «В отличие от первого и третьего направлений, порядок утверждения по второму направлению слегка облегчен. Банку необходимо получить оценку “ДАМУ”, отраслевое заключение профильной ассоциации. А Мин­экономики на основе приоритетов, прописанных в программе, выдает заключительную оценку», — уточняет г-н Перуашев.

По словам г-на Перуашева, «необходимость дополнительной инстанции в лице региональных координационных советов в Минэкономики объясняют тем, что окончательное решение по заявкам должны принимать сами регионы. Логика вполне даже очевидная: местные власти лучше, чем центральная, знают специфику ведения бизнеса на вверенной им территории». Но зачем тогда участие самого Минэкономики? На этом логика заканчивается и начинается стремление ведомства контролировать финансовые потоки. В результате, говорит г-н Перуашев, «заявка проходит через пять инстанций в трех разных городах Казахстана, независимо от объема — хоть в полтора миллиона тенге, хоть в три миллиарда».

Предполагается, что «ДАМУ» сможет контролировать банки от слишком «вольного» использования бюджетных средств. Но сделать это будет весьма сложно. «В период работы по Фонду стрессовых активов был случай, когда банк в течение 8 месяцев не направлял деньги по назначению, а использовал их по собственному усмотрению. Вместо того, чтобы наказать банк, уполномоченный орган ограничился внушением», — вспоминает г-н Перуашев.

Чтобы не утруждать предпринимателей и свести к минимуму коррупционный фактор, субъектом программы назначили банки. «После критики с нашей стороны схему, согласно которой все согласования должен был пройти предприниматель, изменили. Теоретически заявка оформляется банками, а согласования в госорганах проходят в режиме документооборота. Но бюрократия работать быстрее не научилась, и поэтому скорость принятия решений по проектам оставляет желать лучшего», — сетует г-н Перуашев.

Многие согласны с тем, что негоже позволять банкам требовать с предприятий дополнительные залоги, тем самым ухудшая позицию заемщика. Но, освободив предпринимателей от беготни по чиновничьим кабинетам, государство поставило их в зависимость от других «контролеров» в лице банков. Именно от них зависит, утвердят ли они план оздоровления. «Если интересы банка в заявке будут в полной мере учтены, включая также дополнительные залоги, то она через банк пройдет. В противном случае предприятию не на что надеяться», — полагает г-н Перуашев.

Но глава «Атамекена» подчеркивает, что наряду с банками, озабоченными узколокальными собственными проблемами, есть и финансовые организации, во главу угла ставящие оздоровление предприятия. Оно и понятно: не будет предприятий, значит, банк лишается ресурсной базы, которая, кстати, обеспечивает прибыль кредитного учреждения.

Споры вокруг банковской ставки в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» не стихают до сих пор. Правительством заявлена льготная 12-процентная ставка, но, по мнению Азата Перуашева, она «не отвечает нынешним реалиям».

Банки, получив задание от правительства, постараются хоть каким-то способом его обойти. Прецедент уже имеется. В процессе работы по Фонду стрессовых активов государство запустило программу рефинансирования долгов по ставке 8% годовых. Один из банков, вспоминает г-н Перуашев, «рефинансировал долги по этой ставке всего на один год». Второй и последующие годы уже рассчитывал по коммерческой ставке.

В свою очередь «Атамекен» предлагает ввести среднюю ставку в размере 14%. Так как по ставке 12% деньги до предприятий просто не пойдут.

В этих условиях правительство приняло соломоново решение. Основная часть денег на оздоровление предприятий в рамках программы пойдет по ставке 14%, а ставку в 12% оставили лишь для новых проектов. Но только время покажет, насколько верным было принятое решение.

Одновременно, считает г-н Перуашев, программа оздоровления должна помочь бизнесу разблокировать текущую деятельность предприятий, включая операции по счетам в банках, урегулировать их отношения с контролирующими органами и защитить от рейдерства.

Откуда дровишки?

Г-н Перуашев считает, что эффект от «Дорожной карты бизнеса» не может прийти уже в конце текущего года. 2010 год — это первый год осуществления программы. «Дело новое, поэтому возможны любые сюрпризы. По итогам этого года мы должны учесть проблемы и недочеты, с которыми столкнемся. А уже с 2011 года, надеюсь, первые результаты должны появиться», — говорит г-н Перуашев.

Согласно планам правительства, на «Дорожную карту бизнеса» в 2010 году в бюджете заложено 30 млрд тенге. Если принять во внимание долгосрочность программы (до 2020 года), то деньги в нее уйдут немалые.

И правительство, и предпринимательские ассоциации считают 2010 год пробным. До конца текущего года будут апробированы процедуры согласований и схема проводки от сырого проекта к уже одобренному.

Если правительство все же внемлет просьбам «Атамекена» и продлит господдержку предприятий в 2011 году, то уже сейчас нужно делать предварительные выводы, улучшать процедуры и обеспечить транш государственных средств до предприятия. Во многом от этого зависит, даст ли «Дорожная карта бизнеса-2020» позитивный эффект и не станет ли она очередной кампанейщиной.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?