Желание узнать себя

Желание узнать себя

Абдибек Бимендиев по образованию инженер-машиностроитель, ракетостроитель, кандидат технических наук. Предпринимателем стать, по его собственному признанию, заставила нужда — зарплата научных сотрудников была ничтожной. В начале он занимался проектированием систем, автоматизацией производства — это нечто близкое к тому, что на Западе называют computer sciences. Как-то друзья предложили ему создать совместно с ними анимационную студию, в которой мультфильмы будут делаться на компьютере. Они сняли два мультфильма, но инфляция и экономический кризис 90-х показали, что этим бизнесом заниматься бессмысленно. Однако компания на тот момент изготовила огромное количество брендированных ручек, альбомов для рисования, дневников, которые должны были способствовать продвижению мультфильмов. Все это стало фактически сметаться с полок магазинов. Таким образом г-н Бимендиев пришел в «канцелярский бизнес».

При поддержке Абдибека Бимендиева в Казахстане вышел Большой атлас истории и культуры Казахстана, выпущенный тиражом 5 тысяч экземпляров.

— Зачем вам этот проект?

— Мы считаем себя образовательной компанией. Канцелярские товары напрямую связаны с обучением, образованием. Ни один школьник, студент не может без них обойтись. Так же, впрочем, как и бизнесмен. Кроме того, мы большое внимание уделяем обучающим продуктам — атласы, наглядные пособия, развивающие и обучающие игры, учебники, интерактивные доски и так далее. Все то, что влияет на образование от детского сада до защиты диссертаций. У нас есть целый департамент, который занимается разработкой на казахском языке учебных пособий по всем предметам — история, география, биология и прочее. Также мы выпустили Большой атлас истории и культуры Казахстана. Его тираж 5 тысяч экземпляров. Материал для него собирался в течение двух с половиной лет. Представлено около 4000 уникальных фотодокументов, зарисовок, более 140 исторических карт. Над книгой работало двести пятьдесят человек, из них — восемьдесят авторов. По нашему заказу ученые реконструировали одежды всех племен, которые проживали на территории Казахстана за последние 2,5 тысячи лет. Также мы снабдили атлас большими картами, в которых показываются все процессы — этнические, военные, политические, которые проходили за 2,5 тысячи лет в казахской степи в контексте евразийского пространства — от Черного до Желтого моря. По сути, это системное, цельное изложение истории с большим количеством иллюстраций. На базе этих материалов мы планируем выпустить электронные учебники. Сейчас мы накапливаем качественный иллюстративный материал.

— Похоже, вы человек, увлеченный историей?

— У каждого человека появляется желание узнать свои истоки. Мне всегда было обидно, что если начать копать историю, то выяснится, что про казахов очень мало информации, а иллюстративного материала тем более. Мне показалось это странным. Тогда мы с группой ученых стали искать во всех музеях по крупицам информацию. Все это мы собрали в тот самый атлас. Выход этой книги стал настоящим событием, поскольку там собраны материалы с Юрского периода. Мы нашли огромные полотна, на которых изображены быт и жизнь казахов: свадебные, похоронные церемонии, скачки и многое другое — и сделали с них качественные копии. Исходя из таких иллюстраций историки смогли достоверно узнать, какие одеяния, доспехи, посуда были у казахов в те или иные времена. Сейчас многие художники, когда изображают кочевников, многое сами додумывают. Интересно же узнать, какие символика, флаги, доспехи были у реальных степняков. Теперь есть достоверная информация о них, причем наглядная. Недавно мы с моим младшим сыном Ернуром нашли в одном из музеев России портрет Абулхаир-хана, выполненный в масле в 1730-х годах. Сейчас мы его отправили на экспертизу, чтобы удостовериться, что это действительно он. Мы, кстати, таким способом восстановили образы казахских ханов — Жанибека и Керея. Как раз на базе наших материалов были сделаны памятники, которые стоят в Астане.

— Дорогостоящее, наверное, увлечение, все эти поездки?

— Недешевое. Чтобы снять копию какой-либо иллюстрации из жизни древних кочевников с правом их дальнейшего использования в Московском центральном историческом музее, мы платили 300 евро за каждый рисунок. В «Эрмитаже» это стоит от 100 долларов до 250 евро. В «Кунсткамере» еще дороже. Мы, честно говоря, этим проектом коммерческих целей не преследовали. Все же мы уверены, что в скором времени накопленный нами материал будет востребован. Вкладывать в образовательный процесс нужно — это в будущем окупится. А вообще моя мечта снять хороший исторический фильм о казахах и их предках. Может быть, документальный, может, художественный. Надеюсь, рано или поздно я это сделаю. Кстати, в Средние века западные историки называли тюрков «небесные воины». Это стало и базой для появления нового цвета — туркис. Люблю шутить: мол, китайцы если называют себя Поднебесной, то наши предки во времена тюркских каганов назывались, наверное, небесной империей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики