Почему падают самолеты?

Трагедия в небе над Шымкентом заставляет в очередной раз задать непраздный вопрос: что происходит в авиации и почему падают самолеты? Над этим вопросом задумываются величайшие умы современности, а специалисты скрупулезно изучают каждую из авиакатастроф. Но универсальных рекомендаций как избежать трагедий, пока нет. Однако, накопленный разными странами опыт позволяет разработать собственную базу по минимизации числа трагических случаев в небе

Почему падают самолеты?

Однозначного ответа на этот злободневный вопрос нет. Казахстанское авиационное сообщество вообще не склонно комментировать процессы, происходящие в этой отрасли. Во-первых - рискованно. Во-вторых, тема авиаперевозок слишком болезненна для страны по причине участившихся инцидентов в сфере авиации. «Эксперт Казахстан» решил не спекулировать на болезненной теме, а беспристрастно изучить накопившейся материал данных и, за отсутствием комментариев местных специалистов, в силу сложившихся объективных обстоятельств,  привести мнения специалистов из других стран.

Американский подход

Отметим, что именно вопрос, который мы вынесли в заголовок нашей статьи, еще в 1996 году задавали американские документалисты - после серии авиакатастроф, нежданно-негаданно обрушившихся на США. 

20 декабря 1995 года лайнер компании American Airlines падает в горах Колумбии. Погибают 160 человек. 6 февраля 1996 года Боинг турецкой авиакомпании пропадает с радаров и падает в море. Гибнут 189 человек. 29 февраля Боинг-737 терпит аварию в Перу. Из 123 человек на борту не выжил никто. Такой же 737-й, только с военной начинкой на борту, принадлежащий министерству обороны США, упал в Черногории, забрав жизни 35 человек, включая министра торговли Рона Брауна. Череда этих трагедий потрясла американское общество.

Тогда же американцы уяснили для себя одну очень тревожную истину: что самый массовый коммерческий самолет Боинг-737 оказался  и самым аварийным в мире; остроты добавляло и то, что его можно было признать  вдвое аварийнее второго по опасности пассажирского самолета, Ту-154.

Свалились с неба

Специалист NTSB, Национальной комиссии по безопасности на транспорте, Джим Холлу, который провел тогда скрупулезное изучение двух аварий 737-го - в Питтсбурге и Колорадо Спрингз, - унесших жизни 157 человек, отмечал, что катастрофы произошли в условиях идеальной видимости, самолеты «просто свалились с ясного неба».

Тогда же  Холл разработал набор рекомендаций по повышению безопасности этого типа самолетов, однако к его рекомендациям мало кто прислушался. Авиакомпании, изготовители и сервисные организации проигнорировали требования американского надзорного органа. И в последующие десять лет США оставались в числе стран, где происходило больше всего авиакатастроф в мире. Однако в середине 2000-х подход, в первую очередь к гражданской авиации, в Штатах стал меняться. Изменилась и статистика авиапроишествий. Их число резко уменьшилось. 

Разбор полетов

Это стало результатом масштабной работы, проведенной по итогам расследования трагедий в небе над Америкой, начиная с 1995 года. Свое видение, как улучшить ситуацию в авиации, специалисты вынашивали более 10 лет.

Возраст, чрезмерный износ и плохое техническое обслуживание самолетов оказались в числе лидеров среди причин крушения самолетов.

Специалисты отметили, что многие весьма поверхностно относятся к вопросам наземной инфраструктуры гражданской авиации, а это - один из факторов, который может привести к нештатным ситуациям уже в воздухе.

Половина аэропортов в США, обслуживающих внутренние линии, на момент исследования была оборудована не современными компьютерами, а мэйнфреймами 60-х годов.

Диспетчеры, помимо высокой загруженности и связанной с этим повышенной утомляемости, страдали от частых «блэкаутов», то есть отключений электричества или попросту зависания компьютеров и сбоев в работе радаров.

Скупой платит жизнью

Можно вспомнить знаменитую трагедию над Боденским озером, когда ошибка диспетчера привела к столкновению двух самолетов. Очень часто диспетчерам приходится перекладывать свою работу на коллег из других городов, переговариваясь с ними по городским или мобильным телефонам. Источники же резервного питания не приобретаются из соображений экономии, что также может привести к трагедии, отмечали американские специалисты, искавшие изъяны в системе авиационной безопасности США.

Общие выводы  американских специалистов о причинах крушения самолетов были следующие: плохое обучение и низкая дисциплина летного состава; плачевное состояние наземной инфраструктуры.

Также среди причин нештатных ситуаций эксперты назвали: низкие эксплуатационные характеристики некоторых моделей американских самолетов;  износ парка воздушных судов и их плохое техническое обслуживание;  недостаточные или неверные наставления регулирующих органов по безопасности на воздушном транспорте; неисполнение требований регламентирующих документов по безопасности авиакомпаниями, производителями и сервисными организациями;  авиакомпании и аэропорты занимаются больше экономией денег, нежели безопасностью пассажиров.

Человек есть мера всех вещей

А на постсоветском пространстве все чаше промахи в авиации списывают на так называемый человеческий фактор. Ученые изучают возможности летчиков, их физиологические характеристики, но до сих пор точные данные о том, какие именно процессы влияют на принятие пилотами решений в критической ситуации, нет.  

Тут в расчет необходимо брать и то, что, помимо самого летчика и сложнейшего современного самолета, оборудованного устройством автоматического пилотирования, в число участников  процесса входят второй пилот, штурман, бортинженер, наземные техники, диспетчеры, гидрометеорологи, радисты. Привести к сбою этой системы могут и внешние факторы - такие, как метеоусловия, террористы, недобросовестные руководители, вынудившие летчика взять лишний груз. Гражданский самолет в современных условиях не застрахован и от ракетного обстрела; но главной причиной аварий, по мнению экспертов, все же являются не внешние воздействия, а проблемы, возникающие внутри самой системы.

Репрессивная профилактика

Доктор технических наук, российский летчик-испытатель 1-го класса Всеволод Овчаров так комментирует возможные причины участившихся авиакатастроф в небе. «Вся профилактика аварийности у нас сводится к мерам репрессивного характера. После каждой аварии обычно следуют "оргвыводы". В лучшем случае могут ограничиться тем, что назначат пилоту другого летного наставника. Хуже, если отберут у него талон нарушений — при таком раскладе какое-то время пилоту придется пересидеть на земле. Если авария достаточно серьезная, возбуждается дело: за нарушение правил эксплуатации воздушного судна предусмотрена уголовная ответственность. Но даже если до этого не дойдет, летчика могут уволить, что для него, по сути, равносильно приговору: устроиться на работу потом будет непросто, а он без воздуха жить не может! Чиновникам удобно так поступать. С одной стороны, не надо тратить деньги на глубокий и всесторонний анализ причин аварийности. С другой — есть возможность лишний раз продемонстрировать пилотам свою власть над ними», - отмечал Овчаров.

Нехорошие приборы

Отметим, что ряд катастроф специалисты объясняют неудобством прибора, который показывает поперечный крен самолета, — авиагоризонта. Существуют два типа авиагоризонтов. На советском справа подвижным элементом является самолет, на американском слева — земля. При малых углах крена вверху слева летчик хорошо понимает показания обоих приборов, при больших внизу — наклонившаяся земля на левом приборе часто сбивает его с толку. Удобные авиагоризонты, по словам специалистов, установлены на военных истребителях: Ил-62, Ан-24, Ил-76, Ту-134, Як-40, неудобные — на Ту-154, Ил-86, Ил-96

Русская рулетка

Василий Савинов, партнер компании Strategic Aviation Solutions Int. (SASI) после трагедии в небе над  Ярославлем, когда погибли члены хоккейной команды "Локомотив", так объяснял причины участившихся авиакатастроф в России в интервью нашим коллегам  из российского «Эксперта».

«Я бы для простого обывателя привел такой пример. У нас на улице очень много автомобилей-трехлеток, ввезенных из-за рубежа. И если посмотреть абсолютную статистику, то количество аварий в России разительно больше, чем в той же Западной Европе. Но это не оттого, что у нас машины-трехлетки, а у них новые: они, мол, поездили на них и отдали нам, чтобы мы на них разбились. Это больше от культуры вождения, состояния дорог. Аналогичная ситуация и в авиации. Если импортному самолету 10, 15, 20 лет — это не показатель того, что он в плохом состоянии.Простой пример. Китай покупает исключительно новые самолеты. Через пять лет они начинают от этих машин избавляться, но их никто не берет. Потому что свежая машина за пять лет эксплуатации китайцами может прийти в такое состояние, что дальше эксплуатировать ее нерентабельно: больше на ремонт потратите, чем заработаете. В то же время мы сейчас берем для нашего проекта в одной из стран СНГ машину 85-го года выпуска. Она в прекрасном состоянии, потому что эксплуатировалась TNT, а у них одна минута задержки вылета уже считается опозданием, по которому происходит разбор. Соответственно, можно представить себе состояние этой машины: она работает лучше, чем автомат Калашникова. Вот разница между машиной возрастом 5 лет и 25 лет. Все зависит только от тех рук, которые ее поддерживали».

На авось

Как решить все эти проблемы? Нужно модернизировать авиапарки, обращать пристальное внимание на психологические и физические  характеристики пилотов, улучшать систему тренировочных полетов, повышать уровень благосостояния работников авиации и главное - честно и беспристрастно проводить расследования происходящих авиакатастроф. А пока, садясь в самолет, ты играешь в русскую рулетку и надеешься на авось.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности