Школа игр

Многие родители пытаются оградить своих детей от компьютерных и видеоигр, не задумываясь о том, что они могут не только вредить, но и помогать в развитии детей. К явным преимуществам таких “учителей” относится то, что они обучают детей методами, признанными многими воспитателями как самая лучшая форма развития. Тем более, что это дешевле и доступнее, чем репетиторы. Возможно, и в Казахстане следует создавать игры, основанные на материалах учебников по истории страны, или игры на казахском языке, что способствовало бы быстрому обучению языку

Школа игр

Актуальная проблема у родителей всех поколений - найти способы вызвать у детей интерес к науке и технике. В течение многих десятилетий динозаврики оставались таким инструментом, ресурсом для многих родителей, желающих пробудить у своих детей любознательность. А Лего - всегда поддерживала желание детей строить сооружения и решать головоломки. Но в последнее время интерес к динозаврам, энциклопедиям и Лего падает из-за огромного выбора компьютерных игр. Многие родители пытаются оградить своих детей от этого, не задумываясь о том, что такие игры не только вредят при неумеренном увлечении ими, но и помогают в развитии.

К примеру, симулятор космического корабля “Космическая программа Kerbal”  заинтересует всех детей от 10 лет и старше, поможет им в понимании азов технических наук. Смысл здесь -  в том, что игроки должны собрать из разных частей целую ракету, которая могла бы взлететь. Но если корабль собран неправильно, то он просто взорвется или упадет на стартовую площадку.

После того как ракета взлетит, игрокам предоставляется выбор: сделать круг по орбите Луны, совершить посадку или полетать в открытом космосе. Чтобы победить, необходимо приложить недюжинный интеллектуальный труд, поэтому “Космическая программа Kerbal” расчитана, скорее, на игру со взрослыми, что может сблизить детей не только с наукой, но и с их родителями.

Еще одной развивающей компьютерной игрой для детей является Minecraft. В отличие от многих современных игр, графика в Minecraft довольна примитивная, но зато возможности, предоставленные игрокам, очень широкие. По своей сути эта игра - высокотехнологичная версия Lego, она позволяет игрокам создавать все, что они только могут себе представить.

В Minecraft можно не только строить различные дома, статуи из кубов (все материалы - в виде кубов), но также создавать различные вещи: поршни, выключатели и т. п.. Игроки обучаются в ходе процесса в выбранном ими темпе: игра эта - не на скорость, а, скорее, на сообразительность, обдумывание ситуации.

Она может показаться сложной, но детское любопытство поможет игрокам развиваться и понимать многие вещи. Изначально, появившись в виртуальном мире Minecraft, игроку необходимо построить дом, придется сооружать его из грязи, глины. Рано или поздно, добыв достаточно камня, можно будет возвести более прочный дом. А еще дальше в ходе игры появится возможность смастерить ворота, двери, окна, мебель, построить кузницу для изготовления оружия, чтобы защитить себя от диких зверей или для охоты на них и т. д. Одним словом, Minecraft является отличным выбором для родителей, которые хотят, чтобы их дети научились искать собственные решения сложных проблем.

Но Minecraft для начала - не самая подходящая игра для детей, делающих  первые шаги в мире развивающих развлечений. Приучать ребенка к самостоятельному решению задач все-таки лучше с игры “World of Goo” (“Мир Гу”).

Это головоломка, в которой участникам необходимо растягивать так называемые “gooballs”, похожие на смолистые шарики, чтобы построить из них мост, лестницу, здание и т. п.. Поначалу задача довольно легкая: надо построить мост через небольшую щель; но, переходя от уровня к уровню, игра становится все более сложной и, тем не менее, интересной. Разработчики ее постарались сделать игру понятной для детей от семи лет.

А “Удивительный Алекс” предназначен для самых маленьких - от шести лет. Здесь дети будут выступать в роли маленького ребенка по имени Алекс, который любит создавать различные механизмы из бытовых предметов. Аналогов такой игры в мире - больше 30-ти, только русскоязычных вариантов -  около десяти.

Цель заключается в том, чтобы взорвать все воздушные шары, свалить все книги методом домино и отправить все мячи в корзину, для чего придется создать некую цепную  реакцию. Если весь механизм станет работать слаженно, как часы, то с уверенностью можно сказать, что игрок пройдет уровень.

Еще один плюс этой игры - то, что она использует объекты, которые дети уже знают, понимают их функции и какую пользу они приносят в этом механизме. Разработчики постарались создать интересные и несложные головоломки; к тому же, по их мнению, игра научит детей мыслить логически и будет развивать у них конструктивное мышление.

Среди развивающих игр есть не только такие, где надо решеть строительные задачи. Так, игра “SpaceChem” предназначена для того, тобы привлечь внимание детей к очень серьезной науке - химии.

В SpaceChem игроку предлагается стать ученым, перед которым поставлена ​​задача создать несколько видов химических веществ. Со стороны это может показаться скучным научным занятием, но на самом деле игра, по оценкам не одного поколения геймеров, очень интересна. Так что нет никакого риска, что ребенок заскучает.

Но самое лучшее в SpaceChem - то, что она основана на сведениях из  химии и атомной физики, так что игрокам необходимо будет пользоваться соответствующими книгами. Это, как считают американские ученные, уже с детства выработает у детей умение пользоваться учебниками и, что самое главное, вызовет интерес к предмету, который они будут изучать через несколько лет.

К явным преимуществам “электронных учителей”, повторимся, относится то, что они признаны многими воспитателями как самый лучший метод развития. Тем более - что это дешевле и доступнее, чем репетиторы. Для сравнения: в среднем за час обучения репетитор берет около 20-30 долларов, а игра, которой дети смогут развлекаться в течение года, стоит от одного до 30-ти долларов (Таблица).

Помимо описанных выше, индустрия игр предлагает огромное множество других. В основном на роль “учителей” подходят игры из жанров квесты и стратегии.

К примеру, стратегия в реальном времени StarCraft от компании Blizzard Entertainment представляет собой некие шахматы 21-го века. Когнитивные ученые читают, что такие игры благоприятно сказываются на памяти, принятии решений и двигательных навыках. Как и многие другие стратегии, StarCraft входит в число игр, по которым проводятся чемпионаты по всему миру. В среднем за победу в кибертурнире команда может получить около 50 тыс. долларов. Именно возможность стать частью киберспорта привлекает многих игроков, которые, не замечая того сами, еще и развиваются.

По данным ученых, многие стратегии, в основе сюжетов которых лежат факты из истории, помогают игрокам изучать ее. Возможно, и Казахстану следует помочь своим  школьникам в изучении истории страны, создав игру, основанную на материалах учебников по истории Казахстана. Кроме того, логические игры на казахском языке способствовали бы быстрому обучению государственному языку.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности