Казахстанское зерно скупят соседи

Казахстанское зерно скупят соседи

Уборочная кампания 2010 года подходит к концу. Урожай зерна собран с 95% посевных площадей. Всего собрано 12,5 млн тонн зерновых, что почти в два раза меньше, чем в прошлом году (более 22 млн тонн в бункерном весе). Уборка зерновых еще продолжается в Восточном Казахстане и Кызылординской области. Несмотря на низкий по сравнению с прошлым годом показатель урожайности, в Министерстве сельского хозяйства заявляют, что этого объема вполне достаточно как для внутреннего рынка, так и для продажи за рубеж. Напомним, что прогноз Минсельхоза РК по урожаю нынешнего года — 13,5—14 млн тонн, экспортный потенциал — на уровне 8 млн тонн с учетом переходящего остатка прошлогоднего урожая. Поэтому закупочная цена на хлеб внутри Казахстана повышена не будет. Государственная продовольственная корпорация (Продкорпорация) продолжит приобретать зерно по цене 26 500 тенге за тонну у юридических лиц, 23 600 — у крестьян. Пока Продкорпорация планирует закупить на внутреннем рынке 2 млн тонн зерна.

Между тем 23 сентября сенатор Светлана Джалмагамбетова обратилась в правительство с просьбой увеличить цену закупа зерна в госрезерв на 40%, до 250 долларов за тонну. Эта мера, по ее словам, поспособствует сокращению убытков крестьян, стабилизации ситуации в сельском хозяйстве. По словам депутата, в связи с повсеместным неурожаем в этом году рыночная цена одной тонны зерна превышает 35 тыс. тенге. На бирже ЕТС 23 сентября цена на фьючерс на пшеницу 3 класса с поставкой 15 октября составила 35,6 тыс. тенге за тонну. В этой связи многие крестьяне продают прямо с полей урожаи по 32—33 тыс. тенге за тонну, игнорируя требование в обязательном порядке продать часть зерна по фиксированной цене Продкорпорации.

Нет ясности относительно экспорта казахстанского зерна. «Надежды на то, что Россия скупит зерно, полностью уже развалились. Татарстан ушел с нашего рынка и не будет ничего закупать», — сказал в ходе online-конференции 21 сентября ответственный секретарь Минсельхоза РК Евгений Аман. Также, добавляет он, республика может не рассчитывать на поставки в Башкирию. По его словам, россияне, имея дефицит в Центральном регионе, очень разумно поступили, снизив транспортные составляющие на транспортировку зерна из Краснодара. «В Краснодаре в этом году небывалый урожай, в истории Краснодарского края такого урожая еще не было: у них больше 8 млн тонн», — отметил он.

В результате снижения тарифов на железнодорожные перевозки в Башкирию и Татарстан, как сказал г-н Аман, «вопросы и фуража, и продовольственного зерна у них решаются без нас. Практически все российские трейдеры ушли с нашего рынка». Даже 300 тыс. тонн, которые планировали закупить москвичи, под вопросом. «Москвичи не намерены покупать этот объем по той причине, что та цена, которая у нас сложилась, неконкурентоспособна в Москве», — сообщил Евгений Аман. В Причерноморье казахстанская пшеница также будет неконкурентоспособной из-за высокой цены, которая увеличится еще и за счет транспортных расходов.

Пока же Казахстан пытается возобновить поставки зерна в Иорданию. В 2003 году было импортировано 480 тыс. тонн зерна, в 2005 году — всего 56 тыс. тонн. В 2004 и 2009 годах зерновые операции между странами не осуществлялись. На переговорах, прошедших 17 сентября в Астане, главы правительств Казахстана и Иорданского Хашимитского Королевства Карим Масимов и Самир Заид договорились наладить регулярные поставки казахстанского зерна в Иорданию.

Скорее всего, весь экспортный потенциал Казахстана может быть перекрыт спросом из стран Закавказья (Азербайджан, Грузия) и стран Центральной Азии, прежде всего из Таджикистана, а также Афганистана. Понятно, что сейчас крестьяне пытаются заработать больше денег от продажи зерна, чтобы хоть частично закрыть прошлогодние потери. Остается надеяться, что Продкорпорация не поддастся соблазну — продать как можно больше зерна по высокой цене. Иначе республика останется без хлеба.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее