Торговля по правилам и без

Торговля по правилам и без

За прошедшие годы казахстанские банки достигли внушительных результатов в области развития торгового финансирования (ТФ), в том числе активно используя торговые лимиты, установленные международными финансовыми институтами, для финансирования экспортно-импортных операций своих корпоративных клиентов. Более того, даже осенью 2008 года, на пике глобального финансового кризиса, у казахстанских банков оставалась возможность использования инструментов ТФ. Тем не менее в конце 2008-го — начале 2009 года в связи с продолжающейся общей негативной ситуацией на глобальных и национальных финансовых рынках международные финансовые институты были вынуждены пересмотреть существующие торговые лимиты по ТФ для многих казахстанских банков. Если банки, входящие в международные финансовые группы и действующие на территории Казахстана, почувствовали это опосредованно, то для казахстанских игроков данный вопрос стал довольно критичным, что существенно отразилось на объемах операций по торговому финансированию. Вместе с тем не стоит полагать, что ТФ — это исключительно инструмент международных расчетов между экспортерами и импортерами. По словам консультанта по торговому финансированию департамента транзакционного бизнеса АО ДБ «RBS (Kazakhstan)» (The Royal Bank of Scotland Group), сертифицированного специалиста по торговому финансированию и документарным аккредитивам Международной торговой палаты (ICC) Алексея Яниева, каждый из нас проводит простейшие операции ТФ, когда что-то продает или покупает. Вместе с тем это достаточно сложный инструмент финансирования как небольших компаний, так и крупнейших корпораций, альтернативный кредитованию.

Возврат к классике

— Алексей, что сегодня происходит с торговым финансированием в мире и какова ситуация у нас в Казахстане?

— Можно сказать, что 2008—2009 годы были очень сложными как для мировой торговли в целом, так и для торгового финансирования, что было предопределено множеством факторов, в том числе снижением уровня кредитования, спадом в строительной и смежных отраслях, падением объемов мировой торговли, а также очень сильной, волнообразной волатильностью цен на сырьевых рынках. Все это в значительной степени повлияло на торговое финансирование.

В докризисный период, начиная с 2000 года, торговое финансирование развивалось очень активно. Банки вовлекались в финансирование торговой задолженности — факторинг и форфейтинг, различные межбанковские операции, в том числе на вторичном рынке межбанковских обязательств, применялось финансирование торговых сделок без использования условных инструментов (гарантий, аккредитивов), то есть прямое финансирование. Глобальный кризис не только повлиял на развитие торгового финансирования как отрасли, но и наметил новую тенденцию: на текущем этапе ТФ начало восстанавливаться прежде всего за счет возврата к использованию классических продуктов — в частности, за счет гарантий и аккредитивов. Стоимость этих инструментов для клиентов в кризисный период несколько возросла, но спрос на них тем не менее сохранился, поскольку компании вынуждены были искать оптимальное соотношение между затратами на использование этих продуктов и потенциальными потерями, связанными с рисками, которые такие продукты покрывают. Это характерно как для экспортеров, так и для импортеров. Возникла такая ситуация, когда компании начали использовать инструменты торгового финансирования не потому, что они им просто нравятся, а потому что они объективно выгодны. Постепенно восстанавливается и финансирование торговой задолженности, но это больше связано с тем, что крупные производственные компании заинтересованы в сохранении взаимоотношений со своими поставщиками без отвлечения каких-либо ресурсов со своей стороны. А одним из оптимальных инструментов для этого как раз и является предлагаемое банками финансирование дебиторской задолженности, поскольку оно не увеличивает кредитную нагрузку на предприятие.

Добавлю, что восстановление рынка ТФ происходит за счет предложения классических торговых продуктов при усилении контроля со стороны банков за качеством портфеля как в отношении кредитоспособности заемщиков, так и в отношении используемых инструментов. Это общемировая тенденция, которая характерна и для Казахстана.

— Насколько торговое финансирование развито в Казахстане и как кризис повлиял на этот рынок у нас?

— В Казахстане торговое финансирование всегда имело свою специфику с уклоном на финансирование именно импортных операций. Большая часть портфеля условных обязательств банков состояла из импортных аккредитивов и гарантий. Применялись различные методики финансирования импорта, начиная с простейших, как, например, дисконтирование отсроченных платежей по документарным аккредитивам, и заканчивая долгосрочными структурными сделками с привлечением экспортных агентств, программ международных финансовых институтов и так далее. Для финансирования экспортных операций широко применялись методики предэкспортного финансирования, а также финансирование в рамках экспортных аккредитивов. Отмечу, что такие услуги в Казахстане предоставлялись ограниченным кругом фининститутов — крупными казахстанскими банками и банками с иностранным участием. При этом спектр услуг отечественных банков был гораздо уже, чем предлагаемый на международном уровне. В частности, весьма узко были представлены продукты, связанные с финансированием торговой задолженности. Документарное инкассо осталось фактически незнакомым большинству казахстанских предприятий продуктом.

— Компаниям не известен этот инструмент или банки им его не предлагают?

— Как показал мой личный опыт, если компания о нем узнавала, то начинала активно им пользоваться, и значительное количество платежей проходило посредством именно документарного инкассо. Этот продукт очень простой и дешевый, хотя он не предоставляет ту степень снижения коммерческих и страновых рисков, которая достигается при использовании документарного аккредитива. Возможно, кого-то это отпугивает, кому-то не подходит эта методика или банки не предложили в нужный момент этот способ расчетов.

Не получили широкого распространения в Казахстане расчеты с использованием векселей, в основном они ограничены вексельными программами первоклассных эмитентов.

Сила — в знании

— Кто является потенциальным потребителем продуктов торгового финансирования — крупные, средние компании?

— Нет никаких ограничений по отрасли или размеру компании. Этими продуктами пользуются разные предприятия — и мелкие, и крупные, и добывающие, и перерабатывающие, и, разумеется, торговые. Малый бизнес использует гарантии и аккредитивы, средний — те же продукты плюс какие-то элементы прямого финансирования, крупные добывающие компании — сложные структурные сделки.

— А вообще высок спрос на инструменты торгового финансирования со стороны казахстанского бизнеса? Знают ли компании о них?

— Я бы сказал, что существует спрос на сложные структурные решения, которые могут быть реализованы в контексте документарных продуктов, того же трансферабельного аккредитива, например.

Что касается осведомленности клиентов, то обычно клиенты знают, какие именно существуют продукты, однако не обладают полной информацией о том, как они работают, об их преимуществах и возможностях. Все, например, знают, что есть документарный аккредитив, но мало кто знает, что аккредитив может исполняться путем отсрочки платежа, когда продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа, обеспеченную обязательством банка по документарному аккредитиву либо путем негоциации. Другой момент — есть международные правила, которые регламентируют международную практику работы с документарными продуктами — по гарантиям, по аккредитивам, по резервным аккредитивам. Например, унифицированные правила и обычаи по документарным аккредитивам Международной торговой палаты. Эти правила в большей степени остаются инструкциями для банков, часто клиенты не знают о них. Разумеется, будет неправильно требовать от клиента всестороннего понимания продукта и международной банковской практики, однако очень приятно работать с подготовленным клиентом, когда он понимает суть своих требований и требований банка и может сделать объективный выбор между тем или иным продуктом либо в рамках конкретного продукта использовать все его возможности. Конечно, многое зависит от самого клиента. Одно дело, когда банк работает с крупной компанией, где финансисты обладают не меньшими знаниями в области продукта, чем банковские работники, и совсем другое, если речь идет о малом или среднем предприятии. Но это уже дело банков — вести более активную работу с клиентами, объясняя возможности таких банковских продуктов. Перед банком стоит задача провести клиента по лабиринту сложной сделки в рамках торгового финансирования, иначе она может вообще не состояться. Клиент ставит задачи — банк их решает.

— Во время кризиса у бизнеса, очевидно, появились новые требования к инструментам финансирования, как банки отвечают на этот вызов?

— Я могу ответить на этот вопрос, в основном опираясь на опыт работы в «RBS (Kazakhstan)», а до этого — в «ABN AMRO Банк Казахстан», который реализовал на нашем рынке множество инновационных решений в области торгового финансирования. В частности, мы занимаемся выпуском и обслуживанием аккредитивов по поставкам нефти и металлов, цены на которые не являются фиксированными, активно работаем с переводными аккредитивами, осуществляем дисконтирование и негоциацию документов (в том числе негоциацию срочных переводных векселей) в рамках экспортных аккредитивов.

Интересным продуктом является неоперативный аккредитив: он вступает в силу при выполнении контрпартнером нашего клиента каких-либо условий контракта. Одним из вариантов такого условия может быть выпуск встречной гарантии исполнения обязательств: по поручению клиента-покупателя выпускается неоперативный аккредитив как инструмент, обеспечивающий его платежные обязательства, а его контрпартнер выпускает в его пользу гарантию исполнения обязательств, которая закрывает обязательства продавца по контракту — при получении гарантии аккредитив вступает в силу. И если практика выпуска неоперативных гарантий очень широкая (подавляющее большинство гарантий возврата предоплаты первоначально выпускаются в неоперативной форме), то неоперативный аккредитив применяется значительно реже, хотя есть определенные преимущества в его использовании. В последнее время мы наблюдаем рост интереса клиентов к резервному аккредитиву в силу того, что он может быть альтернативой банковской гарантии. Почему? Обязательства по банковской гарантии носят безусловный характер, и платеж по банковской гарантии является безусловным — достаточно только предоставить требование на оплату. Как раз снизить такую безусловность требования может резервный аккредитив, который имеет форму аккредитива, но действует аналогично банковской гарантии.

— Возможен ли в нашей стране возврат к докризисным объемам торгового финансирования и в какие сроки?

— Существует множество предпосылок для дальнейшего развития торгового финансирования. И прежде всего программа индустриального развития Казахстана, которая предусматривает развитие новых производств, появление новых отраслей промышленности, что всегда связано с приобретением оборудования, а это предполагает необходимость использования инструментов торгового финансирования, в том числе долгосрочных. Большое значение будет иметь использование аккредитивов, потому что они позволяют выйти на первичную стадию работы по контракту без подключения кредитных ресурсов.

В процессе реализации этой программы мы ожидаем роста экспортного потенциала страны, что, соответственно, должно привести к увеличению объемов торгового финансирования в части экспортных операций и увеличению торгового оборота. Что касается сроков, в целом мы с оптимизмом смотрим на скорейшее разрешение данной ситуации, но тем не менее это будет зависеть от ряда факторов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности