Не кредитом единым

Банки предлагают широкий выбор некредитных продуктов финансирования экономики, однако большинство предприятий всем им предпочитают кредиты на пополнение оборотных средств

Не кредитом единым

Ожидаемого с начала года роста кредитования экономики банками так и не происходит. Более того, как показывает статистика Агентства финансового надзора, совокупный ссудный портфель банков второго уровня (БВУ) с января по август 2010 года сократился на 5,7% — темпы погашения долгов превышают темпы выдачи новых кредитов. Было бы слишком просто обвинить банки в том, что они придерживают деньги. Не только в этом причина их кредитной вялости. Продолжающееся ухудшение качества портфелей, рост просрочек заставляют банки осторожничать и отбирать платежеспособных клиентов, а таких больше не становится: экономика Казахстана перекредитована. Предприятия не могут увеличивать долговую нагрузку, иначе им придется работать исключительно на выплату долгов. В результате снижение предложения кредитных ресурсов сопровождается сокращением спроса на них.

Во многих странах, в том числе и в Казахстане, в кризис получило распространение некредитное финансирование бизнеса: гарантии, аккредитивы, факторинг и другие инструменты, позволяющие покрыть дефицит ресурсов, не увеличивая кредитную нагрузку на предприятие. Кредитные организации активно продвигают эти продукты, однако интерес к ним со стороны клиентов, особенно представителей малого бизнеса, невысок. «Мы призываем предпринимателей активнее пользоваться этими продуктами, однако не видим с их стороны большой заинтересованности, — говорит вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов. — Производственники обычно пользуются кредитами на оборотку, а небольшие поставщики предпочитают оплату наличными». Банкиры подтверждают: наиболее популярными у малого и среднего бизнеса остаются кредиты на пополнение оборотных средств. Вместе с тем БВУ сегодня активно рекламируют некредитные продукты. Мы опросили банки, чтобы выяснить, какие некредитные инструменты финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ) они считают наиболее перспективными.

Под ответственность банка

Пожалуй, первым в ряду некредитных продуктов можно назвать банковскую гарантию: поручительство банка-гаранта за выполнение клиентом либо другим лицом денежных или иных обязательств.

По словам управляющего директора Казкоммерцбанка Магжана Ауэзова, наибольшим спросом у клиентов банка наряду с кредитами на пополнение оборотных средств либо закупа оборудования, необходимого для выполнения контракта, пользуется предоставление гарантий исполнения обязательства и исполнения затрат авансового платежа.

«Наш продукт — это гарантии, мы гарантируем за наших клиентов — казахстанских подрядчиков — возврат авансовых платежей или выполнение ими контрактных условий. Это сложный продукт», — говорит г-н Ауэзов и добавляет, что для банка важны сегодня «максимально живые» клиенты, у которых есть работа, контракты и так далее.

Инструмент востребован малым и средним бизнесом, поскольку потенциальный поставщик имеет право предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки для участия в тендере по закону «О государственных закупках», а потом и заказчику в качестве гарантии исполнения договора. В случае нарушения клиентом условий тендера банк должен выплатить возмещение организатору конкурса. В чем здесь преимущество? Предприятие может не блокировать свои денежные средства, что необходимо для участия в тендере, и не отвлекать их из оборота. Но банк предоставляет гарантию под ликвидный залог — депозит, наличные деньги, недвижимое и движимое имущество, товары в обороте. Хотя существует и гарантия без обеспечения — так называемые бланковая гарантия. У каждого банка свои критерии для предоставления беззалоговой гарантии, но общее, пожалуй, — это платежеспособность и стабильность денежных потоков клиента.

Минус риски

«На данный момент одним из наиболее активно используемых инструментов является торговое финансирование, открывающее широкие возможности для привлечения более дешевых ресурсов для клиентов, что является основополагающей причиной популярности данного инструмента. Помимо торгового финансирования наш банк осуществляет факторинговые, а также лизинговые операции», — рассказывает управляющий директор департамента МСБ Банка ЦентрКредит Мурат Нургазин.

Кроме гарантии банки сегодня предлагают своим клиентам для проведения внешнеторговых операций такой продукт торгового финансирования (ТФ), как аккредитив. Это безналичная форма расчетов между продавцом и покупателем. Существуют различные виды аккредитивов, но наиболее распространен документарный аккредитив: выданное по поручению покупателя обязательство банка заплатить продавцу определенную сумму после предоставления им в течение установленного срока документов, соответствующих условиям аккредитива. Использование этого инструмента, как и других продуктов ТФ, оптимально в следующих случаях: 1) если у покупателя нет свободных средств для финансирования сделки; 2) для снижения рисков.

Аккредитив как способ оплаты сразу оговаривается в контракте. Затем покупатель подает заявление в банк об открытии аккредитива. Зачастую требуется подтверждение аккредитива банком продавца или любым первоклассным банком. При открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет средств своего банка либо иностранного. После отгрузки товара и передачи документов в банк продавец получает оплату, а покупатель — документы и товар. Такова схема применения аккредитива. К плюсам можно отнести и то, что такая форма расчетов заменяет предоплату.

Этот инструмент в принципе может использоваться в расчетах между продавцом и покупателем внутри Казахстана, но пока такие сделки почти не проводятся.

Деньги под долги

Во время кризиса во многих странах, в частности в России, стал широко применяться еще один инструмент ТФ — факторинг — продажа дебиторской задолженности. Факторинг предполагает краткосрочное кредитование (до 180 дней) оборотных средств под уже существующее денежное требование или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное в договоре финансирования под уступку денежного требования.

В Казахстане также существует законодательная основа для применения факторинга. В Гражданском кодексе РК (ГК РК) ему посвящена целая глава — 37-я — «Финансирование под уступку денежного требования». По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента (кредитора) с этим третьим лицом (должником). Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (ст. 729 ГК РК, п.1).

В качестве финансового агента может выступать банк или специализированная факторинговая компания. Например, в Казахстане работают две такие организации — Первая факторинговая компания и KazCommerceFactor.

Факторинг особенно востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, испытывающими дефицит оборотных средств из-за несвоевременной оплаты поставленной ими продукции или услуг. Кроме того, факторинг может сопровождаться предоставлением финансовым агентом клиенту дополнительных услуг. Так, ГК РК предусматривает ведение для клиента бухгалтерского учета и выставление счетов по денежным требованиям, являющихся предметом уступки, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с этим требованием (ст. 729, п. 2). Кроме того, фактор принимает на себя кредитный и валютный риски клиента.

По словам Мурата Нургазина, факторинговые сделки пользуются большим спросом. «Это связано, в первую очередь, с гибкими требованиями по залоговому обеспечению, однако стоит отметить, что такие сделки наиболее рискованны для банка, что, соответственно, отражается на конечной ставке кредитования», — отмечает он.

Масштабы не те

И все же факторинг, помимо экспортно-импортных операций, в Казахстане пока не получил широкого распространения, хотя мог бы в период кризиса стать хорошим источником оборотки для предпринимателей.

«Предоставление таких банковских услуг, как факторинг, является для нашего банка интересным рынком, и мы видим в этом сегменте значительный потенциал. Однако в настоящее время данные сделки носят исключительный характер и совершаются с заемщиками, имеющими высокий класс кредитоспособности ввиду того, что банк придерживается консервативной политики в области кредитования», — говорит заместитель директора департамента кредитования юридических лиц ДБ АО «Сбербанк» Павел Кулагин.

«Исключительный характер» факторинговых сделок по переуступке требований поставщиков к торговым сетям, что сегодня широко используется в той же России, Магжан Ауэзов объясняет разницей в объемах потребительского рынка и численности населения. В Казахстане факторинг ограничен размерами рынка, считает наш эксперт. «Если посмотреть на уровень наших торговых сетей, по объему он в разы меньше, чем в России. Мы работаем с поставщиками по финансированию оборотного капитала, это проще, чем выделять специальный продукт. Наши клиенты тот же самый по сути продукт получают в виде финансирования оборотного капитала», — отмечает г-н Ауэзов.

На разницу масштабов экономик Казахстана и России обращает внимание и г-н Кулагин из Сбербанка, который приводит такие цифры: по состоянию на 1 января 2010 года в РК зарегистрировано 39 банков второго уровня, а в РФ — 1058, юридических лиц — 298 тысяч, а в РФ — более 4 миллионов.

Но кроме такой объективной причины, как узость рынка, существуют и субъективные.

«Первопричиной малоразвитости факторинга, на наш взгляд, является нежелание крупных национальных компаний поддерживать своих контрагентов — поставщиков, подрядчиков, сервисные компании — посредством участия в сделках по открытому факторингу с правом регресса. Другим немаловажным сдерживающим фактором является отсутствие твердого залогового обеспечения по таким сделкам», — считает Мурат Нургазин.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности