Слишком много хлопот

Меры регулятора ограничат услуги инвестбанкинга в Казахстане

Слишком много хлопот

Агентство финансового надзора (АФН) решило запретить брокерам проведение заемных банковских операций, поскольку, на взгляд регулятора, они излишне рискованны. В результате казахстанские брокеры теряют возможность конкурировать с иностранными игроками, а отечественный рынок — полноценное развитие.

Банковские операции разрешили в 2005 году, после долгих дискуссий о перспективах развития инвестбанкинга в Казахстане. Одна из целей банкинга — «выращивание» эмитентов — актуальна для нашей страны. Кредитное качество реального сектора остается невысоким, не все компании готовы работать с внешними инвесторами, что наглядно показали дефолты 2008 года. Выдавая кредиты, инвесткомпании не только финансово поддерживают бизнес, но и работают с компаниями на перспективу: зная клиента изнутри, гораздо проще помочь ему оптимизировать бизнес-процессы, предложить новые источники финансирования. Выгода обоюдная — бизнес улучшает финансовый и производственный менеджмент, инвесткомпания получает доход от услуг. Во всем мире инвестбанки предоставляют услуги по проектному финансированию, развивают стартовые бизнесы, поставляют эмитентов для IPO. В Казахстане 95% инвесторов — институциональные, которым запрещено вкладывать активы в рисковые инструменты. Значит, их деньги не могут быть двигателем для акций и облигаций второго и третьего эшелона. Нужен рынок частных размещений (SPO) небольших компаний, который могут создать и обслуживать как раз инвесткомпании.

Регулятор, чья обязанность защищать интересы инвесторов, видит развитие рынка под другим углом, а именно сокращения рисков деятельности профессиональных участников.

Ссылаясь на ситуацию с АО «Астана-Финанс» (допустившего дефолт по своим обязательствам и добровольно вернувшего банковскую и брокерскую лицензии), АФН считает, что лицензируемые заемные операции инвестиционных компаний несут в себе существенные риски, по которым компании не формируют провизий. Поскольку финансовые услуги не облагаются НДС, регулятор опасается, что наличие налоговой льготы чревато быстрым и нерегулируемым ростом активов инвестиционной компании, качество которых резко снижается.

Действенный метод ограничения системных рисков — налогообложение высокорисковых операций инвестиционных компаний, которое ограничит рост активов и рисков, полагает регулятор. Но поскольку банковские операции не подлежат налого­обложению, для инвесткомпаний их проще запретить.

Однако нельзя из-за проблем с менеджментом в отдельно взятой компании «резать» инвестбанкинг для всего рынка. Запрет негативно скажется на состоянии инвестиционных компаний, скорости и качестве развития отечественного фондового рынка. Помимо текущего момента, когда участники рынка теряют стабильные заработки, а их клиенты — возможность фондирования, проблемы возникнут в будущем. Мало того что мы упустим один из механизмов подготовки компании для фондового рынка, мы на корню «режем» маржинальную торговлю, а значит «провиснем» по бумажной ликвидности и брокерскому сервису. В условии, когда 60% средств розничных инвесторов уходит на западные рынки в поисках доходности и удобства услуг, отказ от развития общепринятой в мире торговли с «плечом» может обернуться для нашего рынка еще большей потерей клиентов. Еще хуже то, что, планируя запретительные меры, регулятор не предлагает взамен концептуальных мер по развитию инвестбанкинга.

Пока что запрет — лишь планы, законопроект* с поправками передан в мажилис на рассмотрение. Тем не менее 25 июня текущего года АФН изменило редакцию пункта 63 Правил осуществления брокерской деятельности, разрешив выдавать ссуды при выполнении одного из двух условий. Первое — заем заключается с клиентом, с которым имеется договор на оказание брокерских услуг и только на покупку ценных бумаг, второе — займы были предоставлены клиенту ранее, до 1 июля 2010 года, при условии что срок и сумма предоставленного займа не подлежат изменению. Министерство юстиции зарегистрировало постановление об изменениях 6 августа 2010 года, и по закону оно вступило в действие по истечении четырнадцати календарных рабочих дней с даты его госрегистрации, то есть с 20 августа. Однако постановление участники рынка получили лишь в начале сентября. И за то время, пока документ проходил утверждение, были выданы займы на старых условиях. Поскольку с 20 августа деятельность инвесткомпаний не соответствует нормам постановления, они нарушают закон. Получается, что закон имеет обратную силу, но что в таком случае делать с займами, выданными с 1 июля по 20 августа?

Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) вышла с предложением не лишать брокеров права предоставлять кредиты и сохранить в действующей редакции закон о банковской деятельности до момента пересмотра системы функционирования института инвестиционного банкинга, выработки соответствующего законопроекта и его принятия. В случае отклонения предложения АФК просит отложить введение запретительных норм до 1 января 2016 года.

Радение регулятора за максимальное сокращение рисков понятно. В таком случае надо решить вопрос: для кого мы строим фондовый рынок? Массовый инвестор принесет деньги на биржу при условии большого выбора эмитентов, в том числе из рискового второго и третьего эшелонов, на которых можно делать спекулятивные и сверхдоходные операции. В ином случае можно просто отсидеться в депозитах.

* «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков»