Модернизация объединенных наций

Генеральная Ассамблея ООН превратилась в место для трансляции частного видения локальных проблем на глобальную аудиторию

Модернизация объединенных наций

30 сентября завершились общеполитические дискуссии, открывшие очередную, 65-ю сессию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН). В этом году им предшествовал саммит ООН, на котором рассматривался ход выполнения обязательств по достижению «Целей развития тысячелетия» — программы борьбы с нищетой, голодом и болезнями (подробнее см. «Связанные восемью целями», «Эксперт Казахстан» № 37 от 20 сентября 2010 года). Несмотря на приличествующий случаю оптимизм, звучавший на саммите, очевидно, что не только программа борьбы с нищетой провалена, но и сам термин «развитие» подразумевает сегодня фактически финансирование богатыми странами различных программ ООН, а также опосредованную поддержку правительств самых бедных стран. Уровень официальной помощи в целях развития в прошлом году составил 120 млрд долларов, в этом он, видимо, превысит 140 млрд долларов. Однако весь прогресс, достигнутый с 1990 года, связан почти исключительно с быстрым развитием Китая и Индии, а в Африке к югу от Сахары ситуация по некоторым параметрам стала даже хуже.

Сразу после завершения саммита ООН прошло однодневное совещание высокого уровня с участием глав государств и правительств в поддержку Международного года биоразнообразия. Еще накануне встречи ООН была вынуждена признать, что задача по сохранению биоразнообразия в мире к 2010 году не была решена. На настоящий момент почти 17 000 видов растений и животных находятся под угрозой вымирания, и количество подобных видов растет день ото дня.

Право на прецеденты

Президент Киргизии Роза Отунбаева предложила мировому сообществу списать внешний долг страны (2,5 млрд долларов) в обмен на охрану окружающей среды. Киргизские долги, полагают в Бишкеке, могут быть обнулены в обмен на решение проблемы хвостохранилищ на урановых рудниках Киргизии.

Сама по себе цель достижимая, прецеденты такого рода были. Списание долгов бедным странам широко практикуется в рамках достижения восьмой цели тысячелетия (формирование глобального партнерства в целях развития). Тридцать пять таких стран получили списание задолженности в объеме 57 млрд долларов, а 28 получили в рамках многосторонней инициативы по облегчению бремени задолженности дополнительную помощь в размере 25 млрд долларов. Но в способность киргизских властей охранять хоть что-нибудь, будь то собственная граница или порядок на улицах, верится слабо. Видимо, заявление Розы Отунбаевой будет расценено как попытка шантажа в духе знаменитого предложения Азимбека Бекназарова (одного из членов нынешней киргизской администрации) засеять всю страну опиумным маком, чтобы привлечь внимание международных организаций.

Напомним, что попытки киргизского правительства привлечь деньги своих граждан для погашения госдолга (для этой цели в центробанке был открыт специальный счет), обменять «российские» долги на новую российскую базу, признать независимость Северного Кипра в обмен на погашение долга, а также присоединиться к программе HIPC (предусматривающей внешний контроль над национальной экономикой со стороны международных финансовых институтов ООН) успехом не увенчались.

Министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян в своем выступлении спроецировал заключение Международного суда ООН о том, что односторонняя декларация о независимости Косово от Сербии не нарушает нормы международного права, на ситуацию с Нагорным Карабахом. «Народ Нагорного Карабаха вынужден добиваться своего права на самоопределение, поскольку ему отказали в его праве на существование. Право народов на самоопределение является фундаментальным и неотъемлемым правом, закрепленным в Уставе ООН. Консультативное заключение, принятое Международным судом в июле, подтвердило мудрость основателей этой организации, позаботившихся о том, чтобы один из фундаментальных принципов поддержания международного мира и безопасности — право народов на самоопределение — не мог бы принижаться никоим образом по сравнению с другими принципами международного права», — сказал армянский министр.

Признак мастерства

Традиционно многие докладчики считают уместным вставлять в свои выступления жалобы на несправедливость мироустройства, на обиды со стороны соседей и сверхдержав, обличения империализма, гегемонизма или сионизма. Казахстан относится к числу тех немногих стран, в выступлениях которых жалоб и призывов защитить нет, зато в них выдвигаются более или менее конкретные предложения и инициативы.

В своем выступлении на сессии ГА ООН министр иностранных дел Канат Саудабаев ни на что не жаловался и никого ни в чем не обвинял. Он просто в очередной раз напомнил о вкладе Казахстана и его президента в создание мира, свободного от ядерной угрозы, — от закрытия Семипалатинского полигона 29 августа 1991 года до признания этой даты на прошлой сессии ГА ООН Международным днем действий против ядерных испытаний.

Отдав должное сегодняшней правовой базе нераспространения — Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), министр заявил, что сегодня в сфере ядерного разоружения необходимы новые, более решительные шаги, одним из которых должна стать разработка Договора о запрещении производства расщепляющегося материала (ДЗПРМ).

Кроме того, он напомнил об актуальности и востребованности инициативы Нурсултана Назарбаева по разработке Всеобщей декларации безъядерного мира, в которой была бы воплощена решимость всех государств твердо и последовательно двигаться по пути к безъядерному миру.

Отношение к иранской ядерной проблеме глава казахстанского внешнеполитического ведомства выразил в характерных для отечественной дипломатии выражениях, не называя саму проблему, а лишь обозначая подходы к ней. «Мы поддерживаем законное и неотъемлемое право каждого государства — члена ДНЯО развивать мирную ядерную энергетику. Однако такая деятельность должна осуществляться транспарентно на основе неукоснительного соблюдения всех требований МАГАТЭ и под его контролем», — сказал он. После чего напомнил, что Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана, а также готов разместить на своей территории Международный банк ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ и взять на себя обязательства по его безопасному хранению.

Словом, глава дипломатической службы повторил то, что уже было сказано им на предыдущей сессии ГА ООН годом ранее. И в этом постоянстве целей и стабильности подходов явно виден признак мастерства.

Единственный выход

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в своем выступлении предложил объявить 2011 год годом ядерного разоружения и атомной энергии для всех, а также призвал к полному уничтожению ядерного оружия, назвав атомную бомбу самым негуманным оружием. Но выступление его запомнилось другим — он сообщил о том, что относительно терактов 11 сентября существуют три версии, согласно одной из которых его организаторами стали некие люди из правительства США, намеревавшиеся таким образом спасти от падения свою экономику и сохранить сионистский режим на Ближнем Востоке. Такая версия действительно существует и достаточно широко тиражируется, но официальной она не является ни для Вашингтона, ни для самого Тегерана, сотрудничавшего с американскими властями в борьбе с «Аль-Каидой» после 11 сентября. Следовательно, пересказ конспирологических теорий не мог рассматриваться иначе как оскорбление. Именно так его и восприняла делегация США, покинувшая зал заседаний. Следом вышли делегации стран Евросоюза, Канады и Австралии. Многие из оставшихся делегатов встретили его слова сочувственно и даже одобрительно. Если иранский лидер хотел наглядно показать всем, где проходит граница между Западом и всем остальным миром, то он этого добился. Махмуд Ахмадинежад завершил свое выступление комментарием к актам сожжения Корана в США, которые произошли в различных местах США 11 сентября сего года. «Недавно мир стал свидетелем отвратительного и антигуманного акта — сожжения святого Корана. Святой Коран — священная книга, отражение пророков ислама. Он призывает к состраданию, развитию прогресса, защите угнетенных и сопротивлению агрессорам. Они сожгли Коран с целью сжечь истину, но истину нельзя сжечь», — заявил иранский президент, после чего добавил, что в Иране не допустят сожжения Библии, поскольку сожжение священных книг на руку сатане.

Через несколько дней настала очередь иранской делегации покидать зал заседаний. Это произошло во время выступления министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана, заявившего, что подход, согласно которому необходимо урегулировать израильско-палестинский конфликт и только после этого приступать к решению иранской ядерной проблемы, в корне неверен. По мнению Либермана, все проблемы региона, а не только израильско-палестинский конфликт, будут решены только после того, как исчезнет иранская ядерная угроза. После того, как выступающий обвинил Палестину в срыве процесса мирного урегулирования, а Иран — в поддержке террористических организаций ХАМАС, «Хезболлах» и «Исламский джихад», делегации Ирана, Палестины, а затем и Ирака вышли из зала.

Официальный Иерусалим также остался недоволен, но уже недостаточным оптимизмом министра, заявившего, что полный мир может быть достигнут лишь через несколько десятилетий. Он откликнулся на выступление Авигдора Либермана заявлением, что текст его речи не был согласован с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, а лишь последний уполномочен вести переговоры от имени государства Израиль. Министр в интервью израильскому телеканалу сказал, что нельзя искусственно ускорять и подстегивать политический процесс и лучше сказать миру правду, какой бы горькой они ни была, а его мнение разделяет большинство израильтян. Как бы то ни было, трибуна ООН была использована главой израильского МИДа для трансляции своего частного мнения.

Поскольку Генассамблея и ее резолюции в последние годы решению конкретных международных проблем мало способствуют, двусторонние встречи в кулуарах наполняют реальным содержанием программу министров и глав государств, собравшихся в Нью-Йорке. Публичная политика становится преимущественно частным делом, отражающим не позицию государства, а темперамент и взгляды человека, этим государством командированного на встречу. А тайная дипломатия и встречи за закрытыми дверями доказали свою эффективность и по-прежнему востребованы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики