Место хорошего снега

У отечественного «Шымбулака» есть определенные естественные преимущества перед альпийскими курортами. Будут ли они использованы, покажет время

Место хорошего снега

Разговоры о том, что Казахстан обладает туристическим потенциалом, ведутся давно, но реально в стране больше развивается выездной туризм. Причина в недостатке гостиниц, относительно слабом авиасообщении и низком уровне сервиса. Однако теоретически все это беды поправимые. Горнолыжный комплекс «Шымбулак» под Алматы может стать первым проектом, который сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Мы ждем перемен

«Конечно, сложная доступность “Шымбулака” была основным сдерживающим фактором развития проекта, — рассказывает Ержан Еркинбаев, генеральный менеджер компании Chimbulak Development, владеющей курортом. — Транспортные заторы, сложный профиль автодороги, отсутствие достаточного количества парковочных мест, низкая пропускная способность устаревших канатных дорог, ограниченность зон катания и часов работы, а также слабо развитая инфраструктура действительно отбивали желание посещать “Шымбулак” у многих потенциальных гостей». Собственно, чтобы решить такого рода проблемы, сейчас компанией, топ-менеджером которой г-н Еркинбаев является, и создается необходимая инфраструктура.

С пробками будут справляться с помощью перехватывающей парковки на тысячу машин, которая строится ниже по ущелью поблизости от катка «Медео». Оттуда подвесная гондольная дорога протяженностью в 5 километров в течение 14 минут будет доставлять гостей непосредственно к комплексу.

Туристов, которые бывали в Альпах, смущают открытые кресельные подъемники уже на склонах, установленные еще в 80-х годах. Сейчас их заменяют на современные канатные дороги комбинированного типа, где кресла будут находиться уже в кабинках. Также будут построены новые канатно-кресельные и бугельные подъемники. Пропускная способность новых подъемников составит не менее 2000 пассажиров в час, то есть увеличится в пять раз по сравнению с нынешним состоянием. Что до неудобного графика работы, вдоль горнолыжных трасс планируется установить осветительную систему, что сделает возможным ночное катание.

Изменятся даже сами горы: «Мы ведем работы по расширению зон катания и перепрофилированию склонов, — рассказывает Ержан Еркинбаев, — то есть увеличиваем ширину склонов, отчищаем их от камней, где надо меняем рельеф местности, а также осваиваем новые склоны, например Левый Талгар и Сухой Лог. Это позволит увеличить общую протяженность трасс в 5—6 раз, что в итоге составит 30 километров».

Быстрее, выше, длиннее

Много это или мало по мировым меркам? Как комментирует топ-менеджер Chimbulak Development, эта цифра кажется незначительной, если сравнивать с альпийскими курортами, где протяженность трасс доходит и до 400 километров. Но стоит принять во внимание, что там они состоят из множества «горнолыжных деревень», и при расчете протяженности трасс того или иного альпийского курорта берется суммарный показатель трасс всех многочисленных деревень, входящих в его «бренд». Если считать соразмерно, то показатели «Шымбулака» как одной «горнолыжной деревни» весьма высоки. Кроме того, в планах компании освоение соседних ущелий — это склоны Кок Жайляу и Кумбель, а также ледников Богдановича. После присоединения данных «деревень» суммарная протяженность трасс также может составить те же 400 километров.

Но почему те же европейские туристы должны лететь в далекий Казахстан, чтобы покататься на наших склонах, если у них есть освоенные свои? Дело в том, что у Тянь-Шаня и, соответственно, у «Шымбулака», расположенного в этих горах, есть несколько естественных ключевых преимуществ. Поскольку это одна из самых отдаленных от моря горных систем, здесь очень легкий и сухой снег, что влияет на комфортность и скорость катания. Кроме того, чем выше горнолыжный курорт по отметке высоты над уровнем моря, тем дольше держится естественный снег на склонах. «Шымбулак» по этому показателю один из самых высокогорных в мире. Соответственно, сезон катания здесь, даже без освоения ледников, составляет 6—7 месяцев в году, что является рекордным показателем.

По количеству твердых атмосферных осадков он также на одном из первых мест. Если сравнивать с Альпами, там сезон очень короткий, и даже зимой бывают проблемы со снегом. Курорты, конечно, используют снежные пушки, но при плюсовой температуре и искусственный наст тает.

Одним из критериев оценки потенциала курорта является население в часе пути от курорта и в трех часах от него. «Шымбулак», как известно, находится в непосредственной близости от Алматы с его полутора миллионами жителей и международным аэропортом. Когда будет построена Восточная объездная дорога, путь от аэропорта до комплекса будет занимать не более 45 минут. В пределах же трех часов полета от южной столицы живет более миллиарда человек — это жители Китая и Индии. Подобными сильными сторонами не может похвастаться ни один курорт в мире.

Что касается оснащенности курорта, после модернизации он ничем не будет отличаться от европейских аналогов. Например, у австрийской фирмы Access, которая поставляет оборудование для французских, итальянских и швейцарских курортов, была куплена система пропуска. «Ее уникальность заключается в использовании одного магнитного билета для получения многих видов услуг, — поясняет г-н Еркинбаев, — он используется для парковки автомобиля, проезда на гондольной дороге и всех подъемниках на склоне и т.д.»

На самом курорте возводятся несколько новых зданий, где расположатся различные рестораны и кафе, спа-центр, горнолыжная школа, пункт проката и торговли, камеры хранения и т.д. «Еще в прошлом сезоне там была всего пара мест, где можно было пообедать, всего один небольшой пункт проката, невероятные очереди у касс и подъемников и т.д. В этом сезоне ситуация кардинально изменится, — обещает топ-менеджер Chimbulak Development. — Увеличивая пропускную способность комплекса в целом, делая его более доступным для гостей, туристов и спортсменов, компания прогнозирует увеличение потока посетителей в разы. И для его обслуживания будет создана вся необходимая инфраструктура».

Продолжение следует

Собственно, для катающихся на «Шымбулаке» то, что там строится гондольная дорога, новостью не является — ее опоры стоят давно. Но было видно, что работы заморожены. «Мы и не скрываем, что у нас возникли определенные проблемы с финансированием, — говорит г-н Еркинбаев. — Но сейчас они решились с помощью Банка развития Казахстана, и в этом году мы продолжили строительство». На первом этапе проект прокредитовал на 90 млн долларов Казкоммерцбанк. Однако с кризисом девелоперу пришлось обратиться за займом уже в квазигосударственный институт.

«Изначально проект был в большей степени коммерческим, — рассказывает управляющий директор БРК Ельдар Тенизбаев. — Там предполагалось строительство не только инфраструктуры, но и гостиниц, жилых домов, которые впоследствии должны были быть проданы. Но кризис внес свои коррективы. Проект был очень дорогой и имел смысл при тех ценах на недвижимость, которые сложились на начало 2007 года. Когда они упали, насколько я понимаю, у самого девелопера исчезла уверенность, что он сможет инвестировать около миллиарда долларов и в последующем вернуть такие средства. Нетрудно было спрогнозировать проблемы со стороны спроса. Понятно, что Chimbulak Development не захотел брать на себя столь большие риски. Но компания не отказалась от тех обязательств, которые она на себя взяла по инфраструктуре комплекса. И БРК решил помочь компании».

По словам г-на Тенизбаева, БРК в данном случае профинансировал проект потому, что он имеет мультипликативный эффект. Он развивает въездной туризм — Алматы становится более привлекателен как туристический центр. В частности, речь идет об объекте, который будет принимать Азиатские зимние олимпийские игры в 2011 году. Город получает бонус как хорошее место работы, где есть возможность также хорошо отдохнуть, что является плюсом для возможных иностранных инвесторов. Ну и третье — это, собственно, развитие спорта. Здоровое население — это хорошо во всех смыслах. Это и решение социальных вопросов, и более эффективная экономика. И четвертое — экологический аспект. То, что машинам запретят подниматься на «Шымбулак», и они не будут загрязнять воздух в ущелье, также немаловажно. В общем, банку стал интересен не столько сам проект, сколько косвенные последствия его осуществления. «Мы понимаем, что большой доходности здесь нет. Поэтому участие БРК заключается в том, что банк дает долгосрочный кредит», — говорит управляющий директор БРК. Г-н Еркинбаев уточняет, что кредит дан под 12% годовых в тенге на 15 лет. Последнее — ключевой фактор. Коммерческие банки таких длинных денег дать не были готовы.

Полученные от БРК 15 млрд тенге позволят закончить строительство гондольной и канатных дорог. Если точнее, сейчас отделываются фасады базовых станций гондольной дороги, а на канатных завершены все бетонные работы и монтируется оборудование. То есть к Азиаде объект однозначно будет готов. «Сроки контролируются тремя сторонами, — уточняет г-н Тенизбаев. — Это сама девелоперская компания, акимат Алматы и БРК. У нас там постоянно находится специалист, который дает достоверную информацию и по срокам, и по всем техническим вопросам. Мы же отслеживаем целевое использование выделенных средств».

Формально для проведения Азиады «Шымбулаку» нужны были лишь сертифицированные Всемирной ассоциацией горнолыжного спорта (FIS) склоны — и это уже сделано. «Но мы хотели бы показать “Шымбулак” туристам и всему миру в готовом виде — как проект, реализованный на 100%, — говорит Ержан Еркинбаев. — Поэтому мы торопимся».

Дальше — больше

«Сейчас формируется команда из местных и иностранных профессионалов, а также молодых специалистов, которая будет осуществлять операционное управление курортом. Частично в нее войдут действующие работники нашего горнолыжного комплекса, но будем нанимать и новых сотрудников, — говорит г-н Еркинбаев. — Например, для внедрения международных систем, для использования европейского опыта мы привлекли на менеджерскую позицию зарубежного специалиста: это Люк Маршон — человек из семьи, управляющей на протяжении многих десятилетий одним из горнолыжных курортов во Франции».

Теоретически склоны соседствующих с «Шымбулаком» ущельев — это сотни километров трасс. Однако чтобы развивать инфраструктуру, нужны серьезные средства. «Понятно, что без поддержки государства дальше продвигаться и развиваться будет крайне сложно, — говорит Ержан Еркинбаев. — В свое время правительство Франции и некоторых других стран для развития горнолыжного туризма очень активно инвестировало в строительство дорог и тоннелей, инженерных сетей, ведущих к курортам, в сами канатные дороги и перепрофилирование склонов. Все это убыточные сами по себе вещи. Но сейчас эти страны получают огромные доходы от горнолыжного туризма». В Казахстане система льгот и преференций, стимулирующих развитие горнолыжного туризма страны, пока еще не столь масштабна, как в Европе. «Но государство в лице правительства и местных исполнительных органов весьма активно разрабатывают программы по развитию туризма, в чем мы оказываем им свое содействие и помощь», — говорит генеральный менеджер Chimbulak Development.

Имея Тянь-Шань под боком со всеми его достоинствами и такого соседа, как Китай, глупо не воспользоваться таким даром.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности