От перемены мест слагаемых…

От перемены мест слагаемых…

В конце сентября Счетный комитет подытожил результаты проверки Программы развития автодорожной отрасли на 2006—2012 годы. Ее реализацию со стороны Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) комитет назвал «неэффективной» и указал лиц, допустивших нарушения. Это вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков и председатель Комитета автомобильных дорог (КАД) Замир Сагинов. Счетный комитет рекомендовал правительству освободить указанных чиновников от занимаемых должностей.

Что касается непосредственно нарушений, то они, по подсчетам комитета, привели к неэффективным тратам на общую сумму 10,5 млрд тенге.

Еще в августе этого года в интервью одной из казахстанских газет г-н Кутербеков говорил о контроле качества строительства автокоридора Западная Европа — Западный Китай: после проверки грунта и тестов в лаборатории подрядчик может его использовать. «Затем этот материал передается нашему областному департаменту. На каждом участке есть специалист, который является представителем заказчика. Объем работы принимается комиссией. И потом акт от инженера приходит для оплаты к консультанту по управлению проектом при министерстве». И продолжил: «Консультант перепроверяет, направляет материалы в Комитет автомобильных дорог, который сверяет правильность цифр, корректно ли применены расценки, затем пересылает акт в департамент государственных заимствований Минфина. Те уже направляют счет на оплату в казначейство, где он изучается и отправляется в банк-кредитор. Затем последний все перепроверяет и, если одна из подписей отсутствует, возвращает платежку. Сговор исключен». По всей видимости, Счетный комитет изыскал нарушения на этапе сверки цифр и расценок. Еще одним тому подтверждением может служить вывод комитета о том, что «в ходе контроля установлены факты некачественного выполнения дорожных работ, несоответствия отдельных работ проектно-сметной документации».

Летом 2006 года тогда еще заместитель председателя Комитета развития транспортной инфраструктуры МТК Замир Сагинов рассказал о технических нормах при строительстве дорог в Казахстане. «Все дороги международного значения после реконструкции будут переведены во вторую техническую категорию, ширина проезжей части составит 9 метров. Кроме того, поскольку по транзитным коридорам ведутся перевозки зарубежными автомашинами, нагрузка на ось увеличивается с 10 до 13 тонн. Соответственно, толщина дорожной “одежды” увеличивается с 40 сантиметров до 78—80 сантиметров. На трассе Астана — Щучинск толщина дорожного покрытия будет составлять 90 сантиметров», — заявил он. Но согласно итогам проверки Счетного комитета, «выявлены нарушения технических норм и правил».

Также Счетный комитет сослался на отсутствие экономически обоснованных критериев отбора автодорог, требующих капитальных вложений, нарушения сроков и объемов ремонтных работ.

Между тем КАД вменяется в вину плохая защита интересов государства в судах, из-за чего подрядчики взыскали через суды 2,2 млрд тенге, которые выплачены из средств, выделенных на отраслевую программу. Это привело к удорожанию стоимости проектов.

Удорожание спровоцировал и выкуп земель под строительство дорог по завышенной цене. Для убедительности Счетный комитет привел следующий пример. После принятия решения о строительстве магистрали Астана — Щучинск ТОО МТК «Спутник Казахстана» в 2008 году приобрело по кадастровой цене земельный участок площадью 10,45 га за 14,3 млн тенге. В 2010 году на основании решения суда данный земельный участок выкуплен для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета на сумму 426 млн тенге, или в 30 раз больше его первоначальной стоимости.

Последнее слово за правительством. Именно оно примет окончательное решение: виноваты ли указанные Счетным комитетом чиновники или проблемы в автодорожной отрасли носят хронический характер и переменой мест слагаемых их не решить.

Статьи по теме:
ВВП

Инвестбум, свинченный вручную

Обладая чуть более 4% населения Казахстана и создавая менее 3% республиканского ВВП, Кызылординская область является одним из лидеров по инвестиционной активности и темпам социально-экономических преобразований

Спецвыпуск

В поисках главного

По мере того как годовые отчеты становятся полнее и информативнее, компаниям все важнее выделить и донести до заинтересованных сторон ключевые сообщения

Экономика и финансы

Призрак бедности

Основными последствиями девальвации тенге стали рост инфляции и снижение доходов населения, что негативно отразилось на многих отраслях экономики, связанных с потребительским спросом

Экономика и финансы

Создаем критическую массу

Факторинг может стать эффективным решением ряда проблем с финансированием бизнеса, однако этот сегмент еще должен пройти этап формирования устойчивой базы развития и устранения барьеров для роста