Евроремонт регламентов

Редакционная статья

Евроремонт регламентов

Экономическая интеграция ведущих европейских стран заняла тридцать пять лет. Власти России, Казахстана и Белоруссии, похоже, верят, что они примерно в десять раз эффективнее и могут справиться с теми же задачами за три-четыре года. Российский премьер Владимир Путин недавно заявил об очередном ускорении процесса объединения. Похоже, мы спешим на пожар.

Сжатые сроки были бы оправданы, если бы новый союз шел проторенной тропой, то есть просто взял рожденные европейцами в муках правила и перевел на русский язык. Но нет, евродокументы, как оказалось, нам не подходят — наши бюрократы предпочли сами заняться нормотворчеством. В результате на свет появляется все больше и больше бумаг. Причем порой противоречащих друг другу.

Стоит признать, что вопрос тех же единых техрегламентов очень чувствительный. И, пожалуй, в каком-то смысле он ничуть не менее острый, чем союзные пошлины. Поэтому каждая сторона принимается продавливать свой вариант документа, другие сопротивляются, хотят отстоять свою норму. Каждый член союза пытается сделать так, чтобы после вступления норм в силу именно он от объединения выиграл, а другие проиграли.

При создании законов тоже происходит закулисный торг, но на их сотворение, как правило, уходит гораздо больше времени. Первое чтение в мажилисе, второе чтение там же, далее сенат и в конце президент с его вето. Такая многоуровневая система — своего рода «защита от дурака». Что получится сейчас у межправительственных комитетов, которые работают, что называется, без страховки, большая загадка. Особенно если учесть, что их все время подгоняют. Чиновники пытаются привлекать экспертов, но вряд ли успевают к их рекомендациям прислушиваться.

Удивительно также, что на этом фоне спешки нормативных документов, похоже, будет принято очень много. Для сравнения: в Казахстане их около 56 000, в России — 70 000, а Евросоюз как-то обходится 10 000. И ничего, европейцы умудряются не выпустить ситуацию из-под контроля. Брак там не гонят, люди от их пищевой продукции не травятся, здания строятся надежные… Но при создании общих регламентов ТС, похоже, три объединяющиеся страны возьмут за основу именно российский, а не европейский опыт, и зарегламентируют абсолютно все. А некоторые вещи для надежности сразу по нескольку раз.

Почему же все-таки не взять регламенты ЕС? Одно препятствие — чисто техническое. Власти Казахстана несколько стандартов попытались перевести, и результат оказался плачевным. Заставить всю страну работать с оригиналами, как предлагают некоторые, тоже вряд ли получится. Конечно, поставленные в такие жесткие рамки сотрудники в компаниях начнут учить технический английский. Но к тому времени, когда они его выучат, возможно, уже придет пора их предприятия банкротить. Впрочем, нормально перевести документы, наверное, если очень постараться, все же можно.

Но тут появляется второе препятствие, намного более существенное. Дело в том, что и казахстанский, и российский, и белорусский бизнес переходить на многие нормативы просто не готов. Уже сейчас в Казахстане принято несколько регламентов, вроде бы прогрессивных, но по сути деструктивных. Например, есть норма, описывающая свойства бензина. Согласно ей нельзя продавать топливо, которое портит двигатели транспортных средств. Вроде бы прекрасный документ. Но дело в том, что ни один казахстанский НПЗ такого продукта просто не производит. В итоге все понимают бессмысленность нормы, владельцы заправок привычно откупаются от проверяющих органов взятками. Так и получилась провокация к коррупции. При этом если бы данная норма добросовестно начала выполняться всеми участниками рынка в стране, автотранспорт у нас просто встал бы.

Но ведь нужно как-то добиться того, чтобы когда-нибудь на наших заправках бензин наконец стал таким же качественным, как в ЕС. Как это сделать? Ответ простой: разработать график ужесточения нормативов. Поднять старые европейские регламенты, как это произошло все с тем же бензином и стандартом «Евро», и начать вводить их у нас, постепенно догоняя Европу. Может быть, ускоренными темпами, но все же поэтапно, а не разом. И по каждому нормативу нужно дать четкие сроки ужесточения — чтобы бизнес знал, на какие инвестиции идти и когда.

Хотелось бы заметить, что Казахстану на международные стандарты переходить намного легче, чем другим членам ТС, потому что у нас меньше производственных компаний. Соответственно, меньше лоббистов, которые отстаивают чьи-нибудь интересы. Самые прогрессивные казахстанские компании готовы переходить на европейские нормативы уже сейчас. Так что нашей стороне в переговорах нужно просто доказать российскому и белорусскому истеблишменту, что создание собственных нормативов — это потворствование слабостям местного бизнеса.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?