Плата за рынок

Передача техосмотра частникам приведет к удорожанию процедуры, снижению коррупционного фактора и усилению борьбы за рынок

Плата за рынок

20 октября в Комитете транспортного контроля (КТК) состоялось заседание круглого стола на тему передачи технического осмотра в конкурентную среду. На заседании был презентован проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения государственного технического осмотра транспортных средств».

Согласно информации КТК, на сегодняшний день проект закона внесен в правительство.

Новый порядок техосмотра будет введен с 1 января 2011 года, но с переходным периодом до 1 июля того же года. Переходный период необходим для организации в городах и районах центров техосмотра, приобретения ими необходимого количества линий техконтроля, обучения специалистов.

Вопрос более чем актуальный. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано более 3 млн автомобилей. Даже если учесть, что 15—20% зарегистрированного автотранспорта не эксплуатируется, цифра получается весьма внушительной.

Передача техосмотра в конкурентную среду будет способствовать его удорожанию, попыткам некоторых субъектов монополизировать отдельные региональные рынки и резкому снижению коррупционного фактора.

С облегчением!

До настоящего времени техосмотр регулировался приказом министра внутренних дел № 263 от 8 июня 2006 года, где в качестве основных задач осмотра определены оценка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, уточнение и учет численности транспортных средств, их принадлежности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Ранее за все это отвечал комитет дорожной полиции (КДП).

Теперь, согласно проекту закона, МВД оставит за собой функцию оперативного контроля за своевременным проведением обязательного ежегодного техосмотра. Вместе с тем дорожные инспекторы избавятся от еще одной напасти — проверять наличие страхового полиса у автовладельцев. Для этого из текста закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» исключен соответствующий пункт.

Кстати, у дорожной полиции поводов не любить техосмотр предостаточно, но есть два ключевых. Первый — она просто устала бороться с хронической нехваткой пунктов осмотра и отсутствием квалифицированных кадров, из-за которых КДП постоянно обвиняют в некачественном осуществлении техосмотра.

Однако, как отмечает генеральный директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов, неправильно, что процедура проверки техсостояния автотранспорта производится государственным органом, не располагающим достаточной материально-технической базой и квалифицированным персоналом. «Такой техосмотр воспринимается автовладельцами не иначе как дополнительный сбор за услугу, которая никак не обеспечивает диагностику состояния и безопасность эксплуатации автомобиля», — считает он.

На сегодняшний день в Алматы действуют 10 пунктов диагностики технического состояния автомотосредств. Тогда как общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных в городе на 2009 год, по данным управления дорожной полиции ДВД Алматы, составляет 554 тыс., при этом ежегодный прирост — около 40 тыс. автомобилей. То есть 55,4 тыс. автомобилей приходится на один пункт диагностики. Если принять во внимание, что пассажирский транспорт должен проходить техосмотр один раз в полгода, то нагрузка запредельная.

Второй — у КДП достаточно других профильных функций, а техосмотр отвлекал силы и ресурсы. Оптимизация функций позволит КДП сконцентрироваться на безопасности дорожного движения, которая и является главным критерием оценки работы комитета. В этом вопросе тоже много нерешенных проблем.

На самом деле

Сегодня есть два способа пройти техосмотр. Первый способ — легальный. Надо рано утром приехать на пункт осмотра, занять очередь, а когда она придет, показать автомобиль специалисту. Но это занимает много времени.

Второй — нелегальный — экономит время, но не деньги. Обычно автовладельцы приезжают в подразделение дорожной полиции по месту жительства и за определенную сумму покупают талон техосмотра. При этом наличие автомобиля необязательно, главное, чтобы документы были при себе. Стоимость подобной «услуги» в Алматы в среднем составляет около 3—3,5 тыс. тенге (легально — около 2 тыс. тенге).

И по первому, и по второму способу талон техосмотра в подавляющем большинстве случаев самый что ни на есть легальный.

Факты свидетельствуют о том, что зачастую техосмотр чистой воды формальность. Так, 20 мая 2008 года пресс-служба департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Павлодарской области распространила информацию о неназванном старшем госавтоинспекторе отдела дорожной полиции Южного ОВД Павлодара, который заочно подписывал акты о прохождении государственного ежегодного техосмотра. Техосмотр бесплатный, но за выдачу свидетельств о прохождении техосмотра с водителей брали плату неизвестные лица, заполнявшие акты. Согласно информации, сотрудники дорожной полиции при этой процедуре не присутствовали, осмотр автотранспортных средств не производили.

Вместе с тем причин придраться к техосмотру, проведенному автоинспектором, просто нет. Как выяснила финполиция, сведения о результатах техосмотра внесены в базу данных дорожной полиции и в базу «Технадзор» КДП МВД РК. При этом акты о прохождении техосмотра заверялись штампом ОДП Южного ОВД Павлодара.

Буквально на прошлой неделе полиция Караганды задержала сбытчика поддельных свидетельств о прохождении техосмотра. У задержанного 25-летнего жителя Караганды в ходе личного досмотра были обнаружены семь свидетельств о прохождении техосмотра, на каждом из которых имелся оттиск печати дорожной полиции.

Все эти факты свидетельствуют о наличии четко выстроенной коррупционной цепочки заинтересованных лиц.

Риски нового

Ключевым вопросом, нашедшим отражение в проекте закона, стало разграничение полномочий субъектов, имеющих отношение к техосмотру. Правительство устанавливает сроки и порядок проведения техосмотра, контроль за его проведением передается Минтранскому, включая мониторинг центров техосмотра, а за МВД сохранена функция контроля за своевременностью прохождения техосмотра.

Ранее все эти функции находились в ведении комитета дорожной полиции. О том, что дорожных инспекторов данная обуза тяготила, свидетельствуют факты: еще два года назад, в 2008 году, МВД выступило с инициативой передачи техосмотра в конкурентную среду. Тогда же по поручению премьер-министра была создана специальная межведомственная рабочая группа с участием представителей различных министерств и ведомств. Ею принято принципиальное решение о необходимости передачи техосмотра в конкурентную среду.

По мнению председателя комитета дорожной полиции Кайрата Тыныбекова, разграничение полномочий, предусмотренное проектом закона, «позволит повысить уровень безопасности транспортного средства по техническому состоянию».

Кто заинтересован в реальном выявлении неисправностей автомобиля? «Ответ очевиден, — констатирует г-н Алферов, — предприятия коммерческого автосервиса, для которых устранение неисправностей является источником дохода. Еще большей заинтересованности от них можно добиться, возложив ответственность за ДТП, произошедшие по причине некачественно проведенного техосмотра».

Но такая схема порождает другие вопросы: как избежать попыток такого сертифицированного автосервиса склонить клиента к обслуживанию и ремонту, который, возможно, и не требовался? «Задача практически невыполнимая, поскольку неправомерность рекомендаций СТО можно доказать лишь в суде», — замечает эксперт.

Кроме того, пока не сформулированы технические требования, которые будут вменяться уполномоченным сервисным станциям. «Нельзя исключать фактор возможной ангажированности уполномоченного органа при выборе специализированных станций. Велика вероятность, что в отдельных регионах услуги «коммерческого техосмотра» могут подвергнуться умышленной монополизации. И еще, в стране сотни районов, где просто нет квалифицированного персонала и сервисных станций, оснащенных необходимым диагностическим оборудованием», — подчеркнул г-н Алферов.

В теории и на практике

Начальник управления дорожной полиции ДВД Астаны Бахыткельды Айхимбеков уверен, что процесс будет жестко контролироваться со стороны госорганов, а сам техосмотр не передадут в руки станций технического обслуживания. При всех нововведениях, по его словам, автовладельцы смогут рассчитывать на бесплатный техосмотр, если есть документы об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о техосмотре, а также подтверждение о внесенном налоге. Кроме того, освобождается от него и владелец, у которого есть документы, подтверждающие право на бесплатный техосмотр.

Правда, ранее наличие в системе контроля за техосмотром людей в погонах не помешало усилению коррупционного фактора. Сам факт передачи техосмотра частникам мало что меняет в уже сложившейся схеме. Просто посредники, которые раньше делали техосмотр за наличные деньги и с вероятностью ответить по закону, теперь будут легализованы.

С другой стороны, автовладельцев ни за несколько месяцев, ни за несколько лет не поменяешь. То есть, как и раньше, они будут обращаться за техосмотром к посредникам, которым теперь и шифроваться нет нужды.

Последствия, по мнению г-на Алферова, очевидны. «Передача техосмотра в частный сектор повлечет удорожание этой процедуры. И дело даже не в коммерческой заинтересованности потенциальных операторов техосмотра — просто себестоимость их услуг объективно выше стоимости дорожной “индульгенции”, которую сегодня выдает рядовой “гаишник”», — полагает эксперт.

И сразу же предлагает универсальный рецепт. «Коммерциализируя техосмотр, следует установить жесткий перечень диагностических операций, нормы времени их выполнения и, возможно, предельные ставки оплаты нормо-часа», — советует г-н Алферов.

Который, по его словам, даст позитивный эффект. «Отдавая большие деньги, чем сегодня, автовладелец будет мотивирован в поддержании безопасного состояния автомобиля и его адекватной диагностике, что, несомненно, снизит коррупциогенность этой массовой процедуры», — резюмирует эксперт.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности