Фон для роста

Сбор премий по автокаско увеличится в будущем году при условии роста экономики и качества услуг страховщиков

Фон для роста

Интенсивное развитие экономики улучшило ситуацию в страховом секторе. Темпы падения сбора премий по автокаско, наиболее рыночному виду добровольного имущественного страхования, сократились. Если за первые четыре месяца 2010 года снижение составило 36%, то за девять месяцев — лишь 11%. Тем не менее страховщики не ждут, что по итогам года объем премий по каско пойдет в рост и достигнет докризисного уровня.

Конкуренция — двигатель рынка

Из всех добровольных видов страхования автокаско наиболее востребованный и понятный для потребителя продукт. Страховщики в один голос уверяют, что продавать полисы каско гораздо проще иных имущественных страховок. Многие автовладельцы понимают выгоду дополнительного страхования, которое покрывает такие не охваченные обязательным страхованием риски, как угон или падение деревьев на машину во время стихии, и охотно страхуются.

Однако кризис прошелся и по каско. Сбор премий стал падать. За 2007 год компании собрали по договорам страхования и перестрахования 6,5 млрд тенге. В последующие два года результат был скромнее, за 2008 год сумма премий сжалась до 4,9 млрд, а за 2009-й — до 3,5 млрд тенге.

Главной причиной снижения продаж каско стало падение потребительского спроса. Население страны, чувствуя неуверенность в завтрашнем дне, предпочло сократить «неразумные» на тот период расходы, в том числе на покупку финансовых продуктов. Негативно повлияла на продажи каско и общая стагнация в банковском секторе, повлекшая сдувание пузыря потребительского кредитования, в том числе автокредитования. Как следствие, сократилось количество продаваемых автомобилей. Так, в 2008 году объем розничной торговли автомобилями сократился на 30%, а в 2009 году, по данным статагентства, — на 39,5%.

И лишь по итогам девяти месяцев 2010 года в страховании автокаско наметился робкий рост, который инициировали следующие факторы.

Во-первых, частичное восстановление банковского кредитования. Впервые с момента начала активной фазы кризиса казахстанские банки показали прирост ссудного портфеля, за сентябрь он увеличился на 1,5%. По оценкам банкиров, восстановление началось и в секторе потребкредитования, которое за полугодие выросло на четверть, что косвенно подтверждается усилением рекламных обращений ведущих розничных банков.

Во-вторых, сами страховщики стали активней бороться за клиента, и основная интрига разворачивается в сегменте ГПО автовладельца, который тянет за собой другие виды страхования, связанные с эксплуатацией автомобиля. Тем самым игроки пытаются сбалансировать портфели в преддверии «потери» обязательного страхования ответственности работодателя, которое с января будущего года полностью переходит к компаниям по страхованию жизни.

Для потребителей такой расклад только на пользу — страховщики стараются привлечь и удержать клиента за счет оказания дополнительных видов страховой защиты. Например, компании уже предоставляют хорошие скидки по дорогим автопакетам, если клиент доказал свою лояльность и приобрел несколько продуктов, начиная с ГПО. Разработаны продукты, позволяющие клиенту самостоятельно выбирать СТО, а также такие, по которым сокращено время выплаты страховки — она осуществляется без документов дорожной полиции только на основании сюрвея (осмотра) самого страховщика.

Несмотря на положительные новации, чуда в 2010 году все же не будет — страховщики не смогут выйти в рост. «Скорее всего, по итогам года сбор премий будет ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Ведь страхование — это услуга с отложенным спросом, и запоздание относительно роста экономики составляет 5—6 месяцев. Нужно учитывать еще и такие обстоятельства, как инертность страхователей, нашу всегдашнюю надежду на авось и, к сожалению, как это ни банально звучит, низкую страховую культуру населения, для которого страховые продукты пока не стали приоритетными», — считает заместитель председателя правления АО «СК «Коммеск-Омір» Владимир Акентьев.

«По итогам года вряд ли будет положительная динамика, да и в ноль, скорее всего, не выйдем. Времени до конца года осталось совсем мало, и набрать «недостающие» 1,5 млрд за последний квартал будет нереально», — в свою очередь отмечает председатель правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов. Тем не менее казахстанский рынок автострахования пока еще небольшой и не имеет широкого охвата населения. «Потенциал рынка еще не раскрыт. По нашим прогнозам, емкость добровольного автострахования составляет более 70 млрд тенге. Поэтому колебания сбора премий в пределах сегодняшних 3—4 млрд не могут четко характеризовать реальные тенденции», — полагает г-н Усенов.

Макроэкономика подставит плечо

В 2011 году автокаско получит дополнительные стимулы для развития, и можно ожидать, что продажа добровольного страхования авто наконец-то достигнет докризисных показателей. Основное содействие окажет дальнейший рост экономики. Оживление в отраслях, в первую очередь в добывающем секторе и сельском хозяйстве, помогло экономике вырасти в первом полугодии 2010 года на 8% (для сравнения — годовой рост 2009 года составил всего 1,2%). И, по прогнозам специалистов, с учетом эффекта низкой базы сравнения в 2011 году реальный ВВП будет не ниже 5%.

Рост экономики положительно отразится на увеличении потребительского спроса. По словам представителей компании БИПЭК, официального дилера южнокорейских брендов, в 2011 году компания рассчитывает на удвоение объема продаж по сравнению с показателями 2010 года (по итогам 9 месяцев продано 5001 авто). В то же время в компании не считают, что казахстанский авторынок к 2011 году восстановится в полном объеме. По их предположению, полное восстановление рынка на докризисном уровне произойдет не раньше 2012 года.

На фоне роста спроса поднимется потребительское кредитование. Председатель Национального банка Григорий Марченко прогнозирует на следующий год 10-процентный рост совокупного кредитного портфеля, а некоторые крупные розничные банки уже заявили о том, что в будущем году увеличат свои доли розничного кредитования.

Кроме того, структурируется и сам страховой рынок. Не секрет, что в секторе автострахования процветает мошенничество, когда четверть всех автовладельцев имеют на руках фальшивые полисы страхования ГПО, информация о владельцах которых не внесена в единую базу данных. Это подрывает финансовое состояние страховщиков и развитие самого рынка автострахования. Чтобы пресечь негативную практику, с 1 января 2011 года регулятор вводит единую форму страхового полиса, а также уникальный номер, полученный из базы данных. Будет запрещено вносить изменения и дополнения в страховой полис обязательного страхования — такой документ будет подлежать досрочному прекращению. Для обеспечения включения информации о автострахователе в единую базу данных страхования будет запрещено продавать страхование в местах проведения их государственного технического осмотра и регистрационных подразделений дорожной полиции. Данные меры должны способствовать повышению прозрачности сектора обязательного автострахования и стимулировать добровольное страхование автотранспорта.

Рынок избавляется от схем

Если посмотреть на статистику добровольного имущественного страхования, в которое встроено автокаско, можно заметить интересные цифры. Объем премий (49,6 млрд тенге) значительно опережает объем выплат (1,7 млрд) на фоне небольшого роста премий или несущественного их снижения по отдельным классам страхования. Если премии выросли на 31%, то выплаты упали на 71,8%. В чем же дело?

Активный прирост наблюдался в страховании корпоративной недвижимости, машин и оборудования, а также в страховании различных видов гражданско-правовой ответственности.

По мнению страховщиков, страхование имущества и страхование ответственности (общие виды ГПО) характеризуются нестабильным клиентским портфелем и подвержены, говоря языком биржевиков, большой волатильности. «При относительно небольшом портфеле несколько крупных договоров могут сильно изменить картину в этих классах, например, страхование двух-трех крупных нефтяных проектов или крупных строительных проектов. Страхования финансовых убытков многие страховщики на сегодняшний день избегают. Это связано с большими рисками и невозможностью адекватного перестрахования, — поясняет Талгат Усенов. — Скачки уровня выплат тоже характеризуют несбалансированность портфеля рынка и его небольшую существующую емкость. Несколько крупных выплат или их отсутствие в следующие годы могут менять картину кардинально».

По мнению Владимира Акентьева, причина разрыва между выплатами и сбором премий — по временном лаге, разделяющем по времени процесс сбора средств и их выплаты по страховым случаям. «Поскольку в предыдущий год объем страхования имущества резко сократился, а обязательства по заключенным договорам в основном перешли на этот год, естественно, и объем страховых выплат резко сократился, то есть прослеживается четкая взаимосвязь, — указывает эксперт. — И еще один момент. Поскольку объем выплат не всегда абсолютно точно коррелирует с объемом страховых премий, между этими величинами не всегда прослеживается пропорция».

Можно сделать еще один вывод. Кризис не только отразился на рынке автострахования, но и — положительный момент — сократил недобросовестную конкуренцию в сегменте страхования юридических лиц и объемы кэптивного страхования. Упали выплаты по страхованию финансовых убытков (сокращение на 78% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года), страхованию гарантий и поручительств (минус 100%), страхованию займов (снижение на 85%). Все они в большинстве своем являлись схемами «оптимизации» бизнеса для многих финансовых структур. Сегодня страховщики стремятся работать в рыночной среде, что, несомненно, позитивно скажется на автокаско.

В свою очередь в целях повышения эффективности страхового рынка регулятор ограничил комиссию агентского вознаграждения. Безудержное желание нарастить долю рынка за счет «покупки» агентской сети привело к ухудшению финансовых показателей некоторых страховщиков и отзыву лицензий у наиболее проблемных.

Сегодняшние выплаты вполне можно квалифицировать как реальные, а не договорные. Если рост экономики не приведет к очередному надуванию пузырей в финансовом секторе, добровольное имущественное страхование примет более цивилизованную форму за счет повышения качества страховых услуг. Для автокаско это будет хорошим фоном для роста. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?