Deux ex machina

Обрабатывающая промышленность, чье развитие координируется на государственном уровне, немного притормаживает. Процесс может ускориться, если в отрасль придет больше государственных денег

Deux ex machina

Отечественная обрабатывающая промышленность в уходящем году показала более скромные результаты, чем в предыдущем. Роста производства практически не произошло, как не увеличились и доли несырьевого сектора в ВВП, и обработанного экспорта. Надо заметить, что общую картину смазывает спад производства в металлургии, на которую приходится львиная доля стоимости продуктов этого сектора. Вселяет оптимизм продолжение уверенного роста машиностроения, третий год прибавляющего по 20% и больше. 

Ориентированная на экспорт металлургия Казахстана в этом году произвела меньше продукции, чем в 2011-м. Причину тому искать следует не в РК: началось замедление экономик развитых и некоторых развивающихся стран, куда вывозятся наши металлы. Снижается и цена: по сравнению с началом года к осени и зиме алюминий подешевел на 14%, медь – на 11%, цинк – на 15% (но к концу года он спад отыграл). Больше всех просела сталь – на 40%, и этот процесс продолжался весь год.

В этом году выяснилось, что, кроме волатильности цен, некоторых металлургов подстерегает еще одна угроза: внезапное сужение рынка сбыта из-за внешнеполитических обстоятельств. К примеру, павлодарский завод ТОО «Кастинг» с осени этого года вынужден был фактически простаивать и уволить около 300 человек из-за экономической блокады Ирана, куда ранее сталелитейщики поставляли до 70% всей своей продукции. 

Среди машиностроения, стабильно прогрессирующего с 2010 года, следует выделить железнодорожное: за четыре года сегмент вырос с низкого старта в 15 раз. В этом году в стране открылось еще одно предприятие сектора железнодорожного машиностроения –ТОО «Электровоз курастыру зауыты». Астанинский завод (общая сумма инвестиций в строительство – 11,2 млрд тенге), где будут ежегодно производиться до 50 двухсекционных грузовых электровозов KZ8A, стал совместным предприятием КТЖ (50%) с российским АО «Трансмашхолдинг» и французской Alstom (по 25%); французы разработали этот продукт и произведут первые 95 из 295 машин, законтрактованных КТЖ). Электровозный завод стал вторым предприятием, где производится тяговый подвижной состав. Первое – АО «Локомотив курастыру зауты» (производится до 50 тепловозов ТЭ33А – адаптированная модель GE Evolution; полная мощность – 100 машин) было запущено в столице тремя годами ранее.

В 2011 году здесь же был запущен завод по производству пассажирских вагонов ТОО «Тулпар-Тальго», годовой производительностью в 150 единиц. Всего в проекты железнодорожного машиностроения вокруг Астаны и в самой столице было вложено около 30 млн долларов. КТЖ, участвующая во всех этих проектах как главный акционер, становится первой госкомпанией, которая от эксплуатации хозяйства, оставшегося с советского периода, перешла к созданию качественно новых производств с высокой добавленной стоимостью.

От железнодорожников не отстают автомобилестроители. По данным Qncepto, только по итогам 10 месяцев текущего года производство легковых автомобилей на двух заводах РК выросло почти в 2,4 раза, достигнув 14,3 тыс. машин. Учитывая, что рост основывается, в том числе, на протекционистских мерах ЕЭП, которые в ближайшие пару лет ни смягчать, ни отменять в Астане, Москве и Минске не намерены, сходных темпов роста стоит ожидать и в предстоящем году.

Заявкой года стоит назвать инвестпроект российского минерально-химического гиганта «Еврохим» на юге РК. Россияне готовы вложить 2 млрд долларов в освоение фосфорных месторождений бассейна Каратау. Проект предусматривает строительство ГОК в Сары-Тасе. Производительность предприятия должна составить 1,4 млн тонн удобрений в год. О сроках выхода на полную мощность не сообщается.

Как уже было отмечено, темпы роста в целом по обрабатывающей промышленности замедляются. Сами промышленники склонны винить не только конъюнктуру мировых цен, но и отсутствие доступных займов. Напомним: согласно сводной Карте индустриализации, регламентирующей развитие обрабатывающей промышленности РК, в этом году в стране должны открыться 532 предприятия, инвестиции в которые составили 3,5 трлн тенге (почти 40% от запланированного в индустриальной программе), в том числе реинвестированные – 1,5 трлн, заемные и прочие средства – 2 трлн.

Решение, которое подсказывают эксперты, – направление на нужды индустриализации средств Нацфонда и пенсионных фондов. Высокопередельным производствам необходимы дешевые длинные деньги, которые коммерческие фининституты пока предоставить не могут.   

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее