Deux ex machina

Обрабатывающая промышленность, чье развитие координируется на государственном уровне, немного притормаживает. Процесс может ускориться, если в отрасль придет больше государственных денег

Deux ex machina

Отечественная обрабатывающая промышленность в уходящем году показала более скромные результаты, чем в предыдущем. Роста производства практически не произошло, как не увеличились и доли несырьевого сектора в ВВП, и обработанного экспорта. Надо заметить, что общую картину смазывает спад производства в металлургии, на которую приходится львиная доля стоимости продуктов этого сектора. Вселяет оптимизм продолжение уверенного роста машиностроения, третий год прибавляющего по 20% и больше. 

Ориентированная на экспорт металлургия Казахстана в этом году произвела меньше продукции, чем в 2011-м. Причину тому искать следует не в РК: началось замедление экономик развитых и некоторых развивающихся стран, куда вывозятся наши металлы. Снижается и цена: по сравнению с началом года к осени и зиме алюминий подешевел на 14%, медь – на 11%, цинк – на 15% (но к концу года он спад отыграл). Больше всех просела сталь – на 40%, и этот процесс продолжался весь год.

В этом году выяснилось, что, кроме волатильности цен, некоторых металлургов подстерегает еще одна угроза: внезапное сужение рынка сбыта из-за внешнеполитических обстоятельств. К примеру, павлодарский завод ТОО «Кастинг» с осени этого года вынужден был фактически простаивать и уволить около 300 человек из-за экономической блокады Ирана, куда ранее сталелитейщики поставляли до 70% всей своей продукции. 

Среди машиностроения, стабильно прогрессирующего с 2010 года, следует выделить железнодорожное: за четыре года сегмент вырос с низкого старта в 15 раз. В этом году в стране открылось еще одно предприятие сектора железнодорожного машиностроения –ТОО «Электровоз курастыру зауыты». Астанинский завод (общая сумма инвестиций в строительство – 11,2 млрд тенге), где будут ежегодно производиться до 50 двухсекционных грузовых электровозов KZ8A, стал совместным предприятием КТЖ (50%) с российским АО «Трансмашхолдинг» и французской Alstom (по 25%); французы разработали этот продукт и произведут первые 95 из 295 машин, законтрактованных КТЖ). Электровозный завод стал вторым предприятием, где производится тяговый подвижной состав. Первое – АО «Локомотив курастыру зауты» (производится до 50 тепловозов ТЭ33А – адаптированная модель GE Evolution; полная мощность – 100 машин) было запущено в столице тремя годами ранее.

В 2011 году здесь же был запущен завод по производству пассажирских вагонов ТОО «Тулпар-Тальго», годовой производительностью в 150 единиц. Всего в проекты железнодорожного машиностроения вокруг Астаны и в самой столице было вложено около 30 млн долларов. КТЖ, участвующая во всех этих проектах как главный акционер, становится первой госкомпанией, которая от эксплуатации хозяйства, оставшегося с советского периода, перешла к созданию качественно новых производств с высокой добавленной стоимостью.

От железнодорожников не отстают автомобилестроители. По данным Qncepto, только по итогам 10 месяцев текущего года производство легковых автомобилей на двух заводах РК выросло почти в 2,4 раза, достигнув 14,3 тыс. машин. Учитывая, что рост основывается, в том числе, на протекционистских мерах ЕЭП, которые в ближайшие пару лет ни смягчать, ни отменять в Астане, Москве и Минске не намерены, сходных темпов роста стоит ожидать и в предстоящем году.

Заявкой года стоит назвать инвестпроект российского минерально-химического гиганта «Еврохим» на юге РК. Россияне готовы вложить 2 млрд долларов в освоение фосфорных месторождений бассейна Каратау. Проект предусматривает строительство ГОК в Сары-Тасе. Производительность предприятия должна составить 1,4 млн тонн удобрений в год. О сроках выхода на полную мощность не сообщается.

Как уже было отмечено, темпы роста в целом по обрабатывающей промышленности замедляются. Сами промышленники склонны винить не только конъюнктуру мировых цен, но и отсутствие доступных займов. Напомним: согласно сводной Карте индустриализации, регламентирующей развитие обрабатывающей промышленности РК, в этом году в стране должны открыться 532 предприятия, инвестиции в которые составили 3,5 трлн тенге (почти 40% от запланированного в индустриальной программе), в том числе реинвестированные – 1,5 трлн, заемные и прочие средства – 2 трлн.

Решение, которое подсказывают эксперты, – направление на нужды индустриализации средств Нацфонда и пенсионных фондов. Высокопередельным производствам необходимы дешевые длинные деньги, которые коммерческие фининституты пока предоставить не могут.   

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом