Рынок добровольного имущественного страхования: быть или не быть рознице?

В связи с предстоящей отменой действующего налогового режима отечественные страховщики рискуют потерять значительную часть доходов от ДИС. Возместить такие потери можно только за счет развития розничного страхования

Рынок добровольного имущественного страхования: быть или не быть рознице?

По нашим оценкам, до 70% премий, собранных на рынке добровольного имущественного страхования, формируется за счет кэптивного страхования. Однако в связи с предстоящими изменениями в налогообложении страховых компаний эта цифра заметно сократится. Для того, чтобы сохранить текущий объем сбора страховых премий, отечественным страховщикам уже сегодня необходимо предпринять ряд мер для развития розничного бизнеса, который в будущем может стать основным драйвером развития всей страховой отрасли в стране.

Особенности национального страхового рынка

Страховой рынок Казахстана по природе происхождения страховых премий является фактически разделенным на две части. Первая часть — это реальный рынок, в котором борьба за каждого клиента ведется в рамках классической конкуренции, за счет предлагаемых продуктов, тарифов и качества обслуживания. Вторая часть — так называемый кэптивный рынок, в котором, по сути, отсутствует всякого рода конкуренция, а сами страховщики осуществляют свою деятельность внутри собственных финансово-промышленных групп (ФПГ).

К слову, кэптивность в данном случае подразумевает наличие у страховщика постоянного канала продаж, обеспечиваемого материнской компанией. Как правило, это страхование рисков самой материнской компании либо аффилированных структур, налогооптимизирующие операции, страхование заемщиков и залогового имущества. Зачастую такие виды страхования не выполняют свою классическую функцию, а носят лишь определенный спекулятивный характер.

На начальном этапе становления страхового рынка кэптивность была важным инструментом для развития страхового бизнеса в Казахстане. Крупные ФПГ, имея солидный запас финансовой прочности, богатую филиальную сеть и большой опыт ведения бизнеса в Казахстане, за короткие сроки поставили дело на лад. Однако со временем многие страховщики, имея гарантированный объем работ, перестали развиваться, совершенствовать действующие страховые продукты и работать над созданием новых и тем самым тормозили развитие рынка добровольного имущественного страхования (ДИС) в нашей стране.

Развитие кэптивного страхования, по сути, стало одной из основных причин того, что страхование в нашей стране воспринимается как обязательный процесс либо как инструмент освоения бюджета. К сожалению, добровольные виды страхования не пользуются широкой популярностью среди населения. Неудивительно, что основными страхователями на рынке ДИС выступают юридические лица, на долю которых приходится почти 90% собранных премий в 2009 году.

В целом следует отметить, что кэптивное страхование в большей степени развито именно в сегменте ДИС. По оценкам аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», до 70% собранных премий на рынке ДИС в 2009 году приходится именно на псевдостраховые операции. Как правило, такие операции очень выгодны для самих страховщиков, так как проводятся между аффилированными структурами и сопровождаются большим притоком денежных средств за счет завышенных тарифов и крайне низких уровней выплат. Отсюда и не случаен тот факт, что на протяжении нескольких лет на рынке ДИС доминируют дочерние структуры ФПГ (см. график 2), тогда как, к примеру, на рынке обязательного страхования наблюдается совсем иная картина (см. график 3).

Более того, анализируя структуру страховых выплат на рынке ДИС за 2009 год, невозможно не обратить внимание на то, что объем выплат, произведенных рыночными страховщиками, более чем в 1,5 раза больше аналогичного показателя компаний, аффилированных с ФПГ, что стало следствием крайне низкого уровня выплат последних (см. график 4).

По нашим оценкам, львиная доля чистой прибыли отечественных страховщиков приходится именно за счет псевдостраховых операций, и того факта, что минувший финансовый кризис не отразился на финансовой устойчивости страховых компаний, по всей видимости, во многом благодаря той финансовой подушке, созданной за счет кэптивного страхования.

Борьба только началась

После длительных обсуждений наконец государство перешло к решительным действиям в борьбе с кэптивным страхованием. Вносимые изменения в закон «О страховой деятельности», предусматривающие запрет на прямое участие банков в непрофильном бизнесе, в том числе в страховых организациях, а также изменения в действующий порядок налогообложения страховщиков (с 1 января 2015 года для страховых, перестраховочных организаций вводится общий режим налогообложения) нанесут ощутимый удар по кэптивному страхованию.

Тем не менее вышеуказанные меры недостаточны для полноценного развития реального страхового рынка в Казахстане. Помимо жестких регулирующих мер со стороны государства требуется активное участие и самих страховщиков. Приоритетом в нынешней ситуации должно стать развитие розничного страхования и, в частности, добровольных видов.

На сегодняшний день отечественные страховые компании, если рассматривать их в совокупности, ведут крайне пассивную политику в розничном сегменте страхового рынка. Деятельность многих игроков направлена исключительно на обслуживание корпоративных клиентов, а розница зачастую ограничивается лишь обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности автовладельцев.

Многие участники рынка сетуют на неразвитость страховой культуры среди населения, однако сами же не предпринимают никаких действий для ее развития. Лишь немногие страховщики могут похвастаться наличием собственной линейки страховых продуктов для физических лиц. А если она и имеется, то большинство из предлагаемых страховых продуктов не по карману даже средним слоям населения.

В нынешней ситуации кэптивные страховщики в отличие от иных участников рынка имеют реальную возможность завоевать розничный сегмент страхового рынка. Речь идет о разработке потенциально новых страховых продуктов для физических лиц, отличающихся низкими тарифами и широким перечнем покрываемых рисков. К примеру, потенциальным «хитом продаж» может стать комплексное страхование для владельцев недвижимости, которое предполагает страхование самого имущества от стихийных бедствий, пожара и иных событий, а также страхование ответственности владельцев перед соседями. Безусловно, решающим фактором успеха в реализации данного страхового продукта будет низкая стоимость и отсутствие подводных камней в договоре страхования. По всей видимости, такие виды страхования на начальном этапе могут быть потенциально убыточными для самих страховщиков, однако полученные доходы от кэптивного страхования в конечном итоге будут нивелировать их. Тем не менее со временем, по мере увеличения спроса и масштабов охвата рынка, такие страховые продукты перестанут быть убыточными, что в конечном итоге позволит страховщикам плавно и безболезненно перейти на реальный рынок.

Разработка и внедрение аналогичных страховых продуктов на фоне активной борьбы регулятора с кэптивным страхованием даст новый толчок в развитии розничного страхового бизнеса в Казахстане.

Сейчас или никогда

По всей видимости, эпоха кэптивного страхования подходит к концу и в ближайшем будущем основным драйвером роста страхового рынка будет именно розничное страхование.

В текущей ситуации отечественным страховщикам пора задуматься о своем будущем, ведь деятельность многих из них напрямую связана с псевдостраховыми операциями. Именно сейчас, когда страховые компании получают большие прибыли от кэптивного страхования, они могут предложить потенциально убыточные для себя розничные страховые продукты. Такие меры будут стимулировать развитие розничного страхования в нашей стране и позволят самим страховщикам плавно перейти на реальный рынок.

Статистика развитых стран показывает, что именно физические лица являются основными потребителями страховых продуктов и, соответственно, на их долю приходится более половины всех собранных премий на рынке.

Остается надеяться, что уже в ближайшем будущем аналогичную статистику мы будем наблюдать и в Казахстане, а страховые компании станут надежными финансовыми партнерами для наших граждан.