Дефицит интеллекта

Чтобы решить проблему дефицита специалистов, необходимо повысить эффективность уже существующих учебных заведений, а новое внедрять именно в той оптимальной форме, которая гарантирует успех

Дефицит интеллекта

Недавно директор филиала АО «Главное диспетчерское управление нефтяной и газовой промышленности» Жан Нурбеков заявил о том, что казахстанских недропользователей обяжут обучать работников технических специальностей. В свою очередь, Министерство нефти и газа будет следить за реализацией схемы расходования средств на обучение персонала компанией-недропользователем.

Именно таким образом правительство намеревается снизить количество иностранных специалистов, привлекаемых для работы в Казахстане.

По словам г-на Нурбекова, раньше этим никто не занимался. Как правило, компании обучали работников специальностям, в которых испытывали нужду: среди прочих это экономисты, юристы, художники и т.п.

А между тем в Казахстане дефицит кадров приобрел угрожающий характер. Не хватает специалистов в морском и речном флоте, медиков, учителей, технических специалистов и многих других. Дефицит усугубляется миграцией специалистов в приграничные и центральные регионы России.

Проблему дефицита могла бы частично решить миграция специалистов из Узбекистана и Кыргызстана. Но правительство пока не может регулировать миграционные потоки, из-за стихийности которых в Алматы и Астане наблюдается переизбыток специалистов, а в северных регионах — их катастрофический дефицит.

О зарплате замолвим слово

В самом же Казахстане в условиях отсутствия внятной государственной программы, сферу образования лихорадит, а средняя зарплата педагогов не является стимулирующим фактором.

Заработная плата в сфере образования практически самая низкая, ниже лишь в отрасли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (см. график). Для сравнения: средняя зарплата голландского учителя составляет 3 847 евро, в столице Чехии — около 1 тыс. евро, в Финляндии 2,5 тыс. евро, в Испании — от 1,5 до 2 тыс. евро. В Израиле начинающий учитель получает около 1 тыс. евро, со стажем — более 2 тыс. евро.

При таком раскладе надеяться на то, что в детские сады, школы и вузы пойдут квалифицированные специалисты, по меньшей мере наивно. Ситуацию несколько подправил кризис (люди не хотят терять пусть и небольшую, но стабильную зарплату), но не настолько, чтобы сделать сферу образования привлекательной.

Однако систематическая нехватка квалифицированных педагогов является основной причиной дефицита квалифицированных специалистов в целом.

Караван идет, проблемы остаются

До настоящего времени подготовка специалистов осуществляется в рамках отраслевых государственных программ. В то же время реформы в отрасли осуществляются в рамках Госпрограммы развития образования на 2005—2010 годы. В марте текущего года Казахстан вступил в Европейскую зону высшего образования, и теперь подготовка специалистов осуществляется по трехуровневой схеме «бакалавр — магистр — доктор Ph.D». Она должна увеличить мобильность студентов, расширив их возможности выбора вуза для завершения профподготовки.

Следующая программа, рассчитанная на 2011—2020 годы, одобрена правительством и скоро поступит на подпись президенту. Есть в этой программе рациональное зерно. В частности, это касается планируемого внедрения с 2015 года механизма подушевого финансирования. Но одновременно с этим необходимо укрупнять вузы.

Подушевое финансирование должно способствовать решению конкретной задачи — переводу вузов в статус автономных учреждений. Вузы, которые дают качественное образование, должны стать более привлекательными, вузы, качество обучения в которых оставляет желать лучшего, потеряют студентов. В результате первые получат деньги за счет вторых, обеспечив переток средств от плохих вузов к хорошим. Сегодня обучение за счет государства (госгрант) подобную стимулирующую функцию не выполняет. А махинации вокруг госгрантов лишь повышают уровень субъективности и способствуют потере доверия к вузам.

Чем крупнее вуз, тем лучше. Об этом свидетельствует мировой опыт, согласно которому наиболее успешно развиваются вузы, в которых обучается 20—30 тыс. студентов. В Казахстане этот показатель составляет чуть больше 4 тыс. человек (по данным Агентства РК по статистике, на начало 2010 года в стране 148 вузов с общей численностью студентов 610,3 тыс. человек). Для сравнения: в среднем в российском вузе учится менее 7 тыс. студентов, что также считается фактором, сдерживающим развитие высшей школы.

Что же касается повышения престижа работы преподавателей, то здесь нельзя идти по пути повышения зарплат всем без исключения педагогам. Надо вычленить из их общей массы преподавателей-исследователей и дать им приличную зарплату. Остальные же преподаватели, получая нынешнюю, либо уйдут из высшей школы, либо будут замещены другими преподавателями-новаторами.

Мировой опыт подсказал

По данным Агентства РК по статистике, сегодня по специальности «Социальные науки и бизнес» обучается 25,4%, «Педагогика» — 20,4%, тогда как по техническим специальностям — 18%. То есть вузы не способны реагировать на тренды рынка труда: при хроническом дефиците технарей они продолжают наращивать количество гуманитариев.

Чтобы как-то переломить ситуацию, правительство выбрало то, что лежало на поверхности: недропользователи сами должны начать готовить специалистов технического профиля.

Согласно планам правительства, недропользователи должны будут подать заявку в Министерство нефти и газа, где укажут, кого и какой специальности хотят обучать.

Под эти требования готова и правовая база. Согласно статье 76 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июля 2010 года недропользователи обязаны «при проведении операций отдавать предпочтение казахстанским кадрам» и «осуществлять в соответствии с контрактом финансирование подготовки и переподготовки граждан РК».

До новой редакции закона недропользователи, как правило, ссылались на отсутствие квалифицированных казахстанских кадров и привлекали их за границей. Это обходится дорого, но все же дешевле, чем обучать казахстанского претендента с нуля.

Причем отношение к иностранным и казахстанским специалистам разное. К примеру, еще в конце мая 2008 года представитель Генпрокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов на брифинге в Астане заявил о серьезных нарушениях в нефтегазовых и строительных компаниях с участием китайского капитала.

В частности, в ТОО «ККБК Великая стена», «ДО КНИСГ» и АО «СНПС Ай Дан Мунай», расположенных в Актюбинской и Кызылординской областях, китайские рабочие обеспечены бесплатным питанием в комфортабельных и современно оборудованных столовых, каждому выделены отдельные комнаты, в которых установлены телевизор, видеопроигрыватель, раздельные душевые кабинки, санузел и даже диспенсер чистой воды. В то же время местным рабочим предоставлялось платное питание и комнаты площадью 6—8 квадратных метров, где проживали 4—6 человек, без удобств для отдыха.

Обделяли казахстанцев и при оплате труда. «К примеру, в китайском АО «Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз» средняя зарплата отечественных инженеров составляет 170 тысяч тенге, тогда как оплата труда их китайских коллег в 10 раз больше и составляет более 2 миллионов тенге», — сообщил тогда г-н Нурпеисов.

В мире уже давно отказались от практики получения готового специалиста из стен учебного заведения. Так, например, одной из составляющих американской системы образования является подготовка кадров в частных компаниях. Расходы на эти цели в США превышают 100 млрд долларов ежегодно. При этом соответствующие программы имеют 76% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек.

Кстати, и в Японии предприятия не требуют от школ и вузов специальной подготовки. Они сами «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного предприятию. В этой стране образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение.

То есть правительство, обязывая недропользователей готовить технарей, ничего нового не придумывает.

Менеджмент превыше всего

Согласно новой программе будет сформирована государственно-общественная система управления образованием, аналогичная действующей в развитых странах. Общественное управление системой образования будет осуществляться через попечительские советы.

Как отметил в мае 2010 года во время встречи с руководством Казанского университета доктор Джон Эйхерн, в США давно сложилась традиция добровольных пожертвований в сферу высшего образования со стороны бизнес-элиты. Так, если человеку поступает предложение стать членом попечительского совета вуза, то предполагается, что он будет оказывать определенную спонсорскую помощь.

Как правило, в совет приглашаются известные в штате лидеры. Как объяснил г-н Эйхерн, попечительский совет является официально ответственным за управление университетом, это вершина руководства вуза. Именно совет нанимает и увольняет президента университета, одобряет бюджет вуза. В свою очередь президент предоставляет совету ежемесячные отчеты по финансовой деятельности, набору студентов и т.д. В данном контексте попечительские советы в США выполняют функции, выходящие за рамки общественного управления.

В Казахстане, равно как и в соседней России, также есть попечительские советы. Например, Московская школа политических исследований управляется через международный попечительский совет, председателем которого является Сэр Родрик Брейтвейт, посол Великобритании в СССР и России в 1988—1992 годах. Председателем попечительского совета Казахского национального университета им. Аль-Фараби является министр обороны РК Адильбек Джаксыбеков.

Единственное отличие в том, что в России и Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, попечительские советы не управляют вузом, а выполняют номинальные функции почетного жюри.

Если правительство хочет решить проблему дефицита специалистов, то оно должно провести ревизию уже существующих учебных заведений, а новое внедрять таким образом, чтобы не сломать уже работающие механизмы. В противном случае ничего не выйдет.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом