Весна на кредитном рынке

Банки могут внести свой вклад в оздоровление экономики через кредитование потребительского спроса

Весна на кредитном рынке

Оживление кредитования можно не столько увидеть, сколько услышать. Банки вновь начали рекламировать свои программы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), а также розничные кредиты — как потребительские, так и ипотечные. В сентябре Агентство финансового надзора (АФН) впервые зафиксировало не только остановку падения кредитования, но и рост ссудного портфеля почти на 2%. Если смотреть разбивку по юридическим и физическим лицам, то объем займов по обеим категориям заемщиков в сентябре по отношению к августу увеличился на 0,7 и 0,3% соответственно.

Как подтверждает Нацбанк, основываясь на опросах представителей банков второго уровня (БВУ), рынок розничного кредитования действительно растет благодаря увеличению портфеля потребительских займов, в том числе за счет автокредитования и кредитов без указания цели. Ипотека также несколько оживилась, и даже банки, которые отказались от предоставления кредитов под недвижимость в период кризиса, сейчас активизировались, хотя рост спроса в этом сегменте отметили лишь 30% опрошенных банков, 60% считают, что спрос остался на прежнем уровне.

Банки вернулись к докризисному способу взаимодействия с потенциальными клиентами — формированию спроса через рекламу. С самого начала было понятно, что сидя на деньгах, много не заработаешь: доходность банковского сектора продолжает падать. Все испробованные методы получения прибыли без особого риска еще раз доказали, что только кредитные операции приносят доход. К тому же на конкурентное поле вернулись вышедшие из процесса реструктуризации долгов два крупнейших государственных игрока — Альянс Банк и БТА, а также «дочка» последнего Темирбанк, накануне кризиса очень быстро увеличивший долю на рынке розницы. Перед другими банками стоит реальная опасность потерять рыночную долю и продолжать наращивать убытки. Так что у БВУ нет иного выхода, кроме как начать кредитовать. Кроме того, кредитование — единственный реальный способ заработать на выплату вознаграждения по привлеченным депозитам.

Слишком дорогая надежность

Отметим, что, по данным Национального банка РК, за январь-август 2010 года общий объем кредитного долга в банках уменьшился на 2,5%, при этом кредитование юридических лиц снизилось на 1,6%, физических — на 4,8%. С начала года кредитную деятельность банков тормозило ухудшающееся качество кредитных портфелей. По итогам сентября доля кредитов с просрочкой платежей достигла 34%, обесценилось залоговое имущество. Чтобы не грузить на себя новые риски, банки предпочитают накапливать ликвидность, объем которой сейчас достиг 10—12 млрд долларов, вкладываясь в более надежные инструменты. Совокупная статистика по банкам, опубликованная на сайте АФН, наглядно демонстрирует, как менялись доли займов и вложений в другие инструменты в активах БВУ в течение прошедших девяти месяцев 2010 года. К апрелю доля вкладов в других банках, в том числе в Нацбанке, достигла максимального значения — 10,2, к маю до максимума выросли инвестиции в ценные бумаги — 19,4%. Тогда же до самого низкого значения — 47,1% снизилась доля займов и операций репо. В совокупном банковском портфеле ценных бумаг доля ГЦБ по итогам первого квартала составила более 50%, а доля облигаций в целом превысила 90%. Но уже в третьем квартале банки избавились от большей части корпоративных бумаг и увеличили долю ГЦБ до 73%.

Однако ставки вознаграждения по депозитам на межбанковском рынке (0,62 в тенге и 0,21 в долларах), а также размещенным в Нацбанке (0,5—1%) и по ГЦБ, у которых доходность ниже инфляции, заставляют банки искать более выгодные вложения активов, то есть в кредиты. Со своей стороны и Национальный банк, понижая уровень доходности по своим инструментам и операциям, стремится снизить их привлекательность для банков, с тем чтобы переориентировать процесс хранения накопленных банками излишков денег в Нацбанке на кредитование экономики.

Шаг навстречу

Казалось бы, кредитная машина тронулась вперед, но, возвращаясь к опросу БВУ, проведенному Нацбанком, пока спрос на заемные ресурсы корпоративных клиентов в третьем квартале по сравнению с предыдущим даже снизился. Несколько вырос интерес к кредитам у средних предприятий. А вот субъекты крупного и малого бизнеса снизили спрос за указанный период более чем на 3% и 11% соответственно. Можно предположить, что крупные предприятия, особенно из горнодобывающего сектора, могут пользоваться другими источниками финансирования, в том числе облигационными займами и кредитами иностранных банков. Крупные же компании, работающие в других секторах экономики, в настоящее время перекредитованы, должны сразу нескольким банкам, а значит, предпочитают не увеличивать свою задолженность банкам, да и те не торопятся давать деньги несостоятельным заемщикам.

Малый же бизнес могут не удовлетворять слишком жесткие условия кредитования, кроме того, специально для МБ существуют кредитные программы «Даму», ЕБРР и т.д. Что касается предложения, то малый бизнес оказался наиболее уязвимым в период кризиса, в том числе и по требуемым банками залогам, поэтому БВУ отказывают малым предприятиям в кредитах.

На взгляд главы Национального банка Григория Марченко, неудовлетворительная динамика кредитования объясняется не слабостью потенциального спроса на заемные средства, ведь, по его словам, 72% казахстанских компаний никогда не привлекали банковских кредитов, а избыточной консервативностью банков при оценке кредитоспособности заемщиков после кризиса. Кроме того, наблюдается тенденция, в рамках которой юрлица привлекают займы у поставщиков (под гарантии экспортных кредитных агентств) — такие ссуды обходятся заемщикам дешевле и их проще получить, чем банковские кредиты.

По результатам обследования Нацбанком предприятий реального сектора во втором квартале (более свежих данных пока нет) почти 80% компаний в качестве источника финансирования используют собственные средства. Тем не менее доля банковских кредитов в 2010 году растет. Если в конце девятого года только 6,1% опрошенных предприятий брали банковские кредиты, то во втором квартале нынешнего их число увеличилось до 17%. Лучше оценивают предприятия и доступность банковского кредитования: число обратившихся в банк за деньгами и их получивших увеличилось с 16% до 20%. Это, конечно, не 32%, как в 2007 году, но налицо повышение лояльности БВУ к клиентам. Уменьшилось и количество компаний, которым банк отказал в кредитах — с 5,2% в первом квартале до 4,3 — во втором.

В то же время предприятия остаются недовольными существующими условиями предоставления займов, конкретно сроками и ценами. Они хотят увеличения срока кредитования до 30 месяцев, а банки дают только на 17 месяцев, что касается ставок вознаграждения, то при существующей во втором квартале средневзвешенной ставке 15% предприятия желали бы получать деньги под 10,5%. Однако банки пока не готовы пойти навстречу клиентам и изменить условия кредитования. В корпоративном секторе лишь 12% БВУ отметили смягчение кредитной политики, по отношению к средним заемщикам смягчили условия более 16% опрошенных. В четвертом квартале 76% банков не планируют смягчения своей кредитной политики и такое же количество опрошенных не хотят менять цены на кредиты для корпоративных клиентов. Что касается отраслей экономики, то наиболее привлекательными остаются транспорт и связь, распределение газа, воды, электроэнергии, а также сельское хозяйство. Высокая и стабильная доходность — вот качества, делающие эти сферы производства интересными для кредитных организаций. За хороших заемщиков в корпоративном секторе банки борются, смягчая кредитную политику, снижая ставки, идут на реструктуризацию долгов, если видят перспективность бизнеса: восстановление спроса на продукцию, развитую клиентскую сеть, стабильные финансовые потоки. Однако в будущем можно ожидать ужесточения конкуренции между банками в сегменте розницы.

Покупатели поддержат экономику

Сами банки прогнозируют увеличение спроса на потребительское кредитование и умеренный рост спроса на ипотеку. В третьем квартале 64% респондентов прогнозировали повышение спроса на потребительские кредиты, в реальности спрос увеличился лишь на 38%. В четвертом квартале уже более 66% опрошенных банков ожидают роста спроса на потребительские кредиты и только 28,6% — на ипотеку.

«В потребительском сегменте явно прослеживается тенденция восстановления баланса спроса и предложения, когда более высокий темп роста предложения в сравнении с ростом спроса со стороны банков начал компенсировать неудовлетворенный спрос на кредитные ресурсы со стороны населения в предыдущих периодах», — комментируют в Нацбанке.

Однако банки не забывают о высоких рисках, связанных с потребительским кредитованием — на 1 октября просроченная задолженность по ним да еще по займам на приобретение жилья физлицами составляла в сумме 17% от общего объема выданных кредитов. Поэтому только 30% банков, участвовавших в опросе Нацбанка, в третьем квартале смягчили условия по потребительским кредитам и 14% — по ипотеке. В четвертом квартале 89 % банков не планируют менять неценовые условия, то есть кредитные лимиты, сроки погашения кредита, требования к залоговому обеспечению и т.д., а 90% намерены оставить неизменными и ценовые условия.

Изменились подходы к кредитованию населения. Как и среди предприятий, банки выбирают самых надежных заемщиков. Наиболее популярно сегодня кредитование в рамках зарплатных проектов. В период кризиса обострилась конкуренция между банками за хороших клиентов — перспективные компании со стабильными и прозрачными финансовыми потоками. Банки предлагают им комплекс услуг, в том числе финансирование проектов, оперобслуживание, а также, что немаловажно, розничное кредитование их работников. Таким образом банки достигают сразу нескольких целей — получают на обслуживание хорошее платежеспособное предприятие и снижают риски кредитования физических лиц.

Можно заметить, что рекламный рынок сегодня оживляется не только за счет продвижения банковских кредитов, но и бытовой техники, мебели, автомобилей и — очень осторожной — рекламы жилых комплексов. Так что формирование потребительского спроса идет с двух сторон — банков и торгового сектора. Место и время их встречи можно будет считать тем моментом, с которого начнется оживление малого и среднего бизнеса.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?