Шесть экспортных зонтиков

Шесть экспортных зонтиков

Наращивать экспорт в страны Таможенного союза Казахстан будет используя свои традиционные отрасли: пищевую промышленность и металлургию, к которым добавится фармацевтика. О том, как планируется продвигать казахстанскую продукцию на рынках ТС и чем нашим бизнесменам стоит торговать с белорусами, «Эксперту Казахстан» рассказал заместитель председателя правления национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Мейржан Майкенов.

— О каких казахстанских компаниях на сегодня можно сказать, что они закрепились на российском рынке? Какие из них только за этот год освоили новые рынки?

— На настоящий момент порядка ста шестидесяти казахстанских предприятий, производителей обработанной продукции (металлургия, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, строительная индустрия, переработка сельхозпродукции и легкая промышленность), входящих в базу KAZNEX INVEST, экспортируют свою продукцию в Россию.

Всем им мы оказываем поддержку, но нужно отметить, что не все отрасли промышленности Казахстана одинаково развиты. Например, продукция пищевой, металлургической, химической отраслей пользуется традиционным спросом среди российских покупателей.

Из тех, что были представлены на российском рынке непосредственно в текущем году, отмечу несколько текстильных компаний (ТОО «Казахстан Тексти-Лайн», ТОО «КазСПО-N» , ТОО «СЭШ EleGant», ТОО «Семирамида») и производителей сельхозтехники (ТОО «Дон Мар», ТОО «Агротехмаш»).

— В каких отраслях позиции наших компаний сильны уже сейчас? Какие потенциально могут «выстрелить» в среднесрочной перспективе?

— В рамках ГПФИИР определены 8 отраслей промышленности, имеющих наибольший потенциал для развития и вместе с тем являющихся стратегически важными для страны. Это металлургия, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, строительная индустрия, переработка сельхозпродукции и легкая промышленность.

У Казахстана есть все возможности занять ниши в отдельных сегментах мирового рынка услуг или продукции высокой переработки по всем этим направлениям. У наших имеется опыт в экспорте таких продуктов питания, как мука и макароны, рис, плодоовощная продукция, кондитерские изделия, рыбная продукция, молочная продукция, мед, подсолнечное и рапсовое масла, снеки.

В первую очередь это обусловлено состоянием сельскохозяйственной отрасли в целом. Сельское хозяйство — это стабильно развивающийся сектор экономики, полностью удовлетворяющий потребности внутреннего рынка в основных видах продовольственных товаров и сырья. При этом отрасль располагает большими потенциальными возможностями для дальнейшего увеличения объемов производства и расширения рынков сбыта.

— Каковы ожидания от традиционных казахстанских отраслей, например металлургии, машиностроения?

— Наличие необходимой сырьевой, промышленной и производственной базы позволяет Казахстану также расширять и осваивать производство металлургической и химической продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортировать ее на внешние рынки. Наиболее востребованными со стороны зарубежных покупателей являются трубы, сантехника, оцинкованная сталь с полимерным покрытием, металлургический кремний, металлоконструкции.

— В июне KAZNEX INVEST презентовал два зонтичных бренда. Насколько успешно происходит их продвижение?

— Нами проведена предварительная работа с казахстанскими отраслевыми объединениями и государственными органами (Минсельхозом) по вопросу создания отраслевых коллективных товарных знаков или зонтичных брендов. Пока что с Минсельхозом мы согласовали бренды KAZMEAT и KAZFISH.

В ходе отработки данного вопроса с Союзом товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана было внесено предложение о создании единого отраслевого бренда пищевой промышленности «KAZ-ECO-FOOD», который объединит производителей казахстанской высококачественной продукции пищевой промышленности, в том числе мяса и рыбы.

Сейчас мы работаем подобным образом над еще тремя зонтичными брендами: KAZMETAL (machinery) — с Союзом машиностроителей Казахстана, KAZPHARM — с ассоциацией «Фарммединдустрия Казахстана» и KAZTEXTIL — с Ассоциацией предприятий легкой промышленности РК.

— Когда мы говорим о завоевании рынка ТС, прежде всего имеем в виду Россию как самый большой рынок. А на более скромный по объемам белорусский рынок кто-нибудь проник?

— Казахстанские предприятия только начинают открывать для себя рынок Беларуси. Наверное, еще рано говорить о конкретных результатах в этом направлении. Однако стоит отметить, что рынок стал привлекательнее и казахстанский бизнес внимательно его изучает. Так, в адрес KAZNEX INVEST начали поступать запросы на проведение бриф-анализов по рынку Беларуси, а также запросы на расчет экспортных маршрутов туда. Казахстанское АО «Химфарм» в этом году участвовало в выставке здравоохранения Беларуси.

Еще мы успели выявить направления, которые обладают наибольшим потенциалом в двусторонней торговле. Это минеральные ресурсы, металлы и металлоконструкции, пшеница, макароны, рыба, а также аппараты и машинное оборудование — например, подшипники и электрические щиты.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности