Независимая оценка

Скульптура Ахметова и литографии Сидоркина — первые казахстанские лоты на Christie’s
Скульптура Ахметова и литографии Сидоркина — первые казахстанские лоты на Christie’s

Впервые работы казахстанских художников будут выставлены на торги Christie’s. Дом лишь однажды проводил благотворительный аукцион казахстанского искусства для узкого круга гостей во время гала-ужина два года назад, все средства были переданы в благотворительный фонд «Саби». На этот раз скульптура Рысбека Ахметова и две литографии Евгения Сидоркина будут представлены 29 ноября на аукционе русского искусства наряду с картинами Левитана, Коровина, Кончаловского и Яковлева. Это событие можно оценивать как открытие новых имен для международного рынка. Казахстанские художники прежде не появлялись на международных аукционах — Christie’s крайне редко выставляет на торги художников, не имеющих успешной истории аукционных продаж.

Рысбек Ахметов — яркий представитель поколения казахстанских художников «шестидесятников», которое активно занималось поиском нового художественного стиля, обращаясь к казахскому древнему прикладному искусству. В скульптуре «Мелодия степи» ярко прослеживается характерная для творчества Ахметова стилизация формы. В своих работах скульптор стремится передать тепло родной земли, отсюда упрощение деталей и выбор терракоты как материала для лепки. Работы Рысбека Ахметова крайне востребованы, и его творчество широко представлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Государственном музее им. А. Кастеева в Алматы.

Евгений Сидоркин — выдающийся казахстанский график ХХ века. Его работы не раз представляли СССР на международных конкурсах и биеннале. В 1965 году Сидоркин был награжден золотой медалью Международной выставки в Лейпциге за серию работ «Читая Сакена Сейфуллина». Представленные на аукционе лоты являются частью серии литографий по мотивам сатирического романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюель», последнего цикла работ художника. В этих литографиях, помимо характерного для творчества Сидоркина влияния казахского древнего искусства, также ярко прослеживается влияние эстетики русского лубка. Работы Евгения Сидоркина находятся в постоянных коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге, в музее изобразительного искусства им. А. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее в Москве, а также в Государственном музее им. А. Кастеева в Алматы.

Интерес к казахстанскому искусству в сообществе коллекционеров и арт-дилеров пробудился после выставки «Сокровища Казахстана», прошедшей в сентябре в выставочном павильоне Christie’s в Лондоне. По словам сотрудницы отдела русского искусства Christie’s Меруерт Калиевой, во время и после выставки большое количество клиентов из Европы и России интересовались работами именно Рысбека Ахметова и Евгения Сидоркина. «Очень интересно, как пройдет аукцион, потому что это будет своего рода стартовая позиция для дальнейшего развития этого рынка искусства. Возможно, в будущем мы сможем расширить круг казахстанских художников, которых будем представлять», — надеется она. На стоимость произведения искусства прежде всего влияют его востребованность и редкость, провенанс (в каких коллекциях работа пребывала), история выставок, на которых она была представлена, и упоминания в литературе. Оценивая работу, эксперты опираются на предыдущие результаты продаж. Поэтому исходя из этих критериев предварительная цена казахстанских работ пока невысока — 2—6 тысяч долларов. «Все три работы происходят из коллекций семей художников. Обычно такую информацию мы не разглашаем, но, в случае если работа попала к нам непосредственно от самого художника или его семьи, это помогает развеять малейшие сомнения, является ли работа оригиналом», — уточняет Меруерт Калиева. В Christie’s также надеются, что эти работы могут заинтересовать казахстанских покупателей, так как скульптуры Ахметова очень редки, а аукционная стоимость литографий Сидоркина значительно ниже цен в Алматы. Появление на крупнейшем мировом аукционе как взгляд извне на казахстанское искусство — первый шаг к признанию его международным сообществом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее