Компьютеры снова в моде

Рынок персональных компьютеров, почувствовав улучшения в экономике, начал активно расти. Усиливается сегмент ноутбуков, но настольные ПК пока держатся уверенно

Компьютеры снова в моде

По данным исследования IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker (в рамках которого проводится исследование сегментов настольных ПК и ноутбуков), на рынке персональных компьютеров в первом полугодии 2010 года наблюдался очень сильный рост — это свидетельствует о быстром начале восстановления рынка. За первые два квартала текущего года рынок увеличился на 81,3% в штучном выражении и на 89,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Объем рынка достиг 179,3 тыс. штук, или 128,5 млн долларов. На долю настольных ПК при этом приходилось 55,4% объема рынка, а на долю ноутбуков — 44,6%.

Помимо роста рынка, можно выделить и две другие тенденции, которые начали проявляться еще в прошлые годы, — усиление сегмента ноутбуков и рост спроса на недорогие персональные компьютеры.

Чувствительный рынок

Исходя из данных за полгода, можно говорить о том, что рынок ПК встал на путь роста после пережитого кризиса. И, похоже, впервые за три года рынок закроется ростом по итогам года.

Рынок ПК склонен очень быстро реагировать на изменения в экономике. Первые признаки ослабления здесь наметились уже в 2007 году. Тогда спрос вырос на 26,3%. И темпы роста были выше, чем в большинстве европейских стран и в России. Но этот рост был неравномерным. Рынок вырос на 27,1% в первом квартале, 55,1% — во втором и на 33,6% — в третьем, а в четвертом квартале рост составил всего 3,5%. Причиной замедления стало влияние кризиса, выразившееся в снижении спроса в розничном сегменте и со стороны малого и среднего бизнеса.

В 2008 году объем рынка персональных компьютеров показал падение продаж — впервые с 1999 года. Но оно было еще не таким значительным. Продажи упали на 2,5% в штучном и на 6,2% — в денежном выражении. В 2009 году рынок ПК уменьшился на 25,5% в штучном выражении и на 35,6% в денежном по сравнению с 2008 годом — это стало сильнейшим падением, зафиксированным IDC за все четырнадцать лет наблюдений за рынком ПК в Казахстане (с 1996 года). Даже сильный спад 1999 года после другого финансового кризиса был слабее — поставки ПК уменьшились тогда на 22,5% по сравнению с 1998 годом. В прошлом году настоящий обвал поставок наблюдался как раз в первой половине года. Тогда общий объем рынка уменьшился почти в два раза — на 49,9%. Проблемы экономического роста и девальвация тенге стали главными причинами таких сокрушительных показателей. Но к концу лета прошлого года начало наблюдаться некоторое оживление и спрос стал расти. Во второй половине года было поставлено более 70% годового объема, что дало надежду на восстановление рынка в 2010 году. И она оправдывается. Уже в прошлом году стала более очевидна и другая тенденция — рост доли недорогих ноутбуков. Рынок ноутбуков вырос на 3,3% в количественном выражении в прошлом году, но уменьшился на 19,2% в денежном выражении. В течение года средняя цена ноутбука в Казахстане упала более чем на 20% за счет роста поставок недорогих  моделей.

Этого ждали

Как отметил ведущий аналитик IDC Kazakhstan Андрей Верховод, взрывной рост, зафиксированный IDC в первом полугодии на рынке ПК в Казахстане, был вполне ожидаем. Первые признаки восстановления наблюдались еще в третьем квартале 2009 года. «Поэтому неудивительно, что в первой половине этого года, когда экономика начала стабильно подниматься, а уровень уверенности практически всех сегментов конечных пользователей значительно повысился, рынок ПК также показал рост. Фактически игроки рынка начали активно наверстывать то, что было упущено в течение катастрофического падения первой половины прошлого года. В этой ситуации осуществился обычно наблюдаемый феномен, присущий формату развития рынков информационных технологий, а именно рост рынка ПК был значительно выше роста всей экономики», — отметил он.

Директор группы персональных компьютерных систем и группы систем обработки изображений и печати ТОО «Хьюлетт-Паккард (К)» Ерлан Дуйсенбин среди основных тенденций рынка ПК отмечает рост розничного сегмента; смещение спроса в сторону брендовых компьютеров, а не локально собранных; увеличение доли ноутбуков и формирование ниши нетбуков; а также спрос на устройства «все в одном».

«Основным двигателем продаж в течение кризисного периода стала розница, сместив традиционно сильный корпоративный бизнес, — констатирует эксперт. — Именно розничные игроки составили первую пятерку вендоров». Компания HP даже решила открыть в Астане в декабре розничный монобрендовый магазин HP, один из первых в мире магазинов HP подобного формата.

Особенно порадовал рынок мобильных ПК. В первом полугодии поставки ноутбуков в штуках выросли на 157,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Такой рост произошел на фоне прошлогоднего обвала, когда рынок практически замер. Накопленный отложенный спрос сделал текущий рост рынка вполне предсказуемым, так что поставщики были готовы поддержать резкий рост продаж. Доля ноутбуков в объеме всего рынка ПК в Казахстане выросла с 31,4% в первом полугодии 2009 года до 44,6% в первой половине текущего года. По данным IDC, в первую пятерку на рынке ноутбуков в первом полугодии в Казахстане вошли HP, Acer, ASUS, Samsung и Sony. Особенно велик спрос на недорогие модели, поэтому в денежном выражении данный сегмент рынка поднялся на 118,6%. «В сегменте ноутбуков полноценно сформировалась ниша мини-ноутбуков, или, как чаще их теперь называют, нетбуков. Несмотря на относительно медленное развитие мобильного интернета в стране, нетбуки получают все большее распространение и признание среди пользователей», — отмечает Ерлан Дуйсенбин.

«В этом году мы все больше делали уклон на новый для Казахстана сегмент — нетбуки, которые приобретают все большую популярность благодаря своей мобильности, компактности и, конечно, цены, — отмечают в компании Samsung Electronics Kazakhstan and Central Asia. — В целом, говоря о рынке персональных компьютеров, мы можем наблюдать изменения предпочтений потребителей в сторону мобильности и компактности. Новые технологии все больше позволяют умещать высокую производительность в маленьких размерах».

Казахстанский рынок настольных компьютеров, несмотря на увеличение продаж ноутбуков, также показал значительный рост — 46,5%. Дело в том, что он во многом поддерживается госзаказами, и до 80% этого рынка контролируется отечественными сборщиками. Пока что этот сегмент занимает основную долю рынка, но давление на него растет. В третьем квартале 2009 года ноутбуки уже занимали более половины рынка, но потом вновь потеряли позиции. В первую пятерку сегмента настольных ПК по итогам двух кварталов вошли Logycom, Alser, HP, «Белый Ветер» и Fujitsu. «Тенденция роста доли ноутбуков сохранится и рано или поздно придет к соотношению 70/30 в пользу ноутбуков, как это сейчас наблюдается в развитых странах, но настольные компьютеры еще рано списывать со счетов, — уверен Ерлан Дуйсенбин. — Мобильность не всегда и не везде требуется, а такие преимущества, как стабильность, надежность, безопасность, масштабируемость и более низкая стоимость рабочего места, которые присущи настольным компьютерам, оставляют их востребованными».

В целом лидерами рынка являются HP, Logycom, Alser, Acer и ASUS. При этом, по мнению экспертов, увеличение доли ноутбуков будет укреплять позиции участников рынка, ориентированных на этот сегмент. Лидерство HP объясняется сильными позициями на обоих сегментах рынка. Logycom и Alser вошли в лидеры благодаря остающейся весомости настольных ПК на рынке. А вот Acer и ASUS вошли в пятерку благодаря растущей популярности ноутбуков. На рынке также активизировалась китайская Lenovo, которая активно пытается пробиться в лидеры. Аналитики в целом ожидают, что рост рынка продолжится, правда, скорее всего, показатели несколько стабилизируются и не будут такими большими, поскольку вторая половина 2009 года (в качестве базы для сравнения) была лучше первой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики