Прерванный полет

Катастрофа в небе над Шымкентом унесла жизни почти трети руководства погранслужбы Казахстана. После трагедии на Аркан-Кергене это происшествие стало самым черным днем в истории казахстанских пограничников. Слова соболезнования в адрес родных и близких погибших выразили президент и премьер-министр страны, мажилисмены почтили их память минутой молчания. Звучат и первые предположения о возможных причинах крушения самолета. На месте происшествия обнаружены черные ящики

Прерванный полет

В Южно-Казахстанской области разбился военный самолет Ан-72, на борту которого находились 27 человек, в числе которых - исполняющий обязанности главы пограничной службы комитета национальной безопасности Турганбек Стамбеков.  По поступающей информации, 25 декабря в 18 часов 55 минут в 20 километрах от аэропорта Шымкента при посадке потерпел крушение ведомственный самолет пограничной службы КНБ РК, выполнявший рейс "Астана - Шымкент".

На борту Ан-72 находились 7 членов экипажа и 20 военнослужащих; по последним данным - выживших нет. Руководство пограничной службы направлялось в Шымкент для проведения специального военного совета в региональном управлении "Оңтүстік" и подведения итогов 2012  года. 

В настоящий момент на месте крушения самолета работает специальная межведомственная комиссия по расследованию авиационных происшествий. Самолет упал с высоты 800 метров. В Шымкент для выяснения обстоятельств трагедии вылетел  председатель КНБ Нуртай Абыкаев. По словам очевидцев, которые побывали на месте авиакатастрофы, от упавшего самолета остались только фрагменты крыла и хвостовой части.

Страшная трагедия унесла жизни почти трети руководства погранслужбы Казахстана. Экс-глава Минобороны, депутат сената Мухтар Алтынбаев  назвал возможные причины авиакатастрофы. По его словам, к этому могли привести  ошибки экипажа, метеоусловия, отказ техники, столкновение с птицей или с инородным телом в воздухе.

Стоит отметить, что погодные условия в эти дни в Шымкенте - довольно суровые. 

В день трагедии с утра была низкая облачность, туман. Весь день шел дождь, вечером - мокрый снег; видимость на дорогах снизилась.

Мажилисмены страны почтили память погибших пограничников, летевших в злополучном самолете,  минутой молчания.  «Это большая трагедия. Мы выражаем искренние глубокие соболезнования родным и близким всех погибших. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания", - сказал, открывая заседание мажилиса, спикер нижней палаты парламента Нурлан Нигматуллин. Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности парламента Маулен Ашимбаев призвал казахстанцев поддержать семьи погибших пограничников.

Он также предложил отменить новогодние корпоративы и иные праздничные мероприятия, проводимые по всей стране в связи с приближением Нового года, - в знак скорби по погибшим. "Я думаю, решение о корпоративах должно приниматься руководством этих организаций. В этой ситуации было бы правильным отменить корпоративы. Что касается национального траура, давайте подождем решения", - сказал Ашимбаев.

Свои соболезнования родным и близким погибших высказал также глава государства Нурсултан Назарбаев. "С прискорбием воспринял весть о гибели военнослужащих пограничной службы комитета национальной безопасности Республики Казахстан в результате крушения военно-транспортного самолета возле города Шымкент. От имени народа Казахстана и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Мною даны поручения соответствующим государственным органам по изучению причин крушения самолета, а также оказанию необходимой помощи семьям погибших", - сказано в обращении президента.

Премьер-министр Серик Ахметов также выразил соболезнование семьям погибших в авиакатастрофе под Шымкентом  и назвал случившиеся страшной трагедией для всей страны.

Отметим, что эта трагедия стала очередным звеном в цепи авиапроисшествий на территории Казахстана. 22 августа 2012 года  вертолет Ми-17 рухнул на землю в аэропорту Астаны, четверо военнослужащих погибли. 24 ноября этого года  в Алматинской области рухнул вертолет Ми-8; все 8 человек, находившихся на его борту, погибли.

Еще в 2010 году официальный представитель генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков  назвал основной причиной авиакатастроф в стране ненадлежащее техническое состояние самолетов. Он же отмечал, что имеют место факты нарушения правил эксплуатации авиатехники и требований безопасности полетов. Имеются случаи допуска к полетам лиц, не прошедших или не подтвердивших свою специальную подготовку, превышается максимальная вместимость самолетов, все эти факторы ставят под угрозу жизни людей. Отметим, что несмотря на частые сообщения в СМИ об авиакатастрофах, мировая статистика свидетельствует: за последнее время их число сократилось.

Статистика авиакатастроф в гражданской авиации за последние шесть десятилетий показывает тенденцию к понижению: от пика в 616 катастроф с 15 689 погибшими в 1970-е - до чуть более 300 катастроф и немногим более 8000 погибших в 2000-е. К примеру, в 2010 году произошло 28 авиакатастроф, в которых погибло 828 человек. Основными причинами сокращения числа авиапроисшествий в мире  специалисты называют обновление авиапарка, ужесточение требований к авиационной безопасности и более строгое соблюдение технических норм и авиационных правил. В частности, эти факторы повлияли на снижение числа крупных авиакатастроф в Западной Европе и США. 

Наиболее неблагополучными регионами по числу авиакатастроф остаются Африка, некоторые страны Азии и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза. Напомним, что некоторые казахстанские авиакомпании также включены в черный список ЕС. Наряду с ними, в нем находятся и авиакомпании таких стран, как Афганистан, Ангола, Бенин, Конго, Джибути, Габон, Индонезия, Кыргызстан, Сьерра-Леоне, Судан. Заметим, что, по оценкам специалистов, основными  причинами авиакатастроф, произошедших в  последнее время, являются: отказ техники, человеческий фактор, боевые действия и терроризм, неблагоприятные погодные условия, ошибка военных ПВО.

Возвращаясь к трагедии в небе над Шымкентом, стоит отметить, что на потерпевшем крушение самолете Ан-72 был произведен капитальный ремонт двигателей и планера, также модернизированы радиоэлектронное оборудование, система инструментальной посадки. К тому же изначально Ан-72 создавался для работы в крайне неблагоприятных климатических условиях. Ан-72, по кодификации НАТО, Coaler — «Угольщик», это военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ имени Антонова для замены самолёта Ан-26, состоит на вооружении в России. За характерное расположение двигателей самолёт прозвали «Чебурашка».

Технические характеристики. Экипаж - 3-5 человек; длина - 28,07 м; высота - 8,65 м; площадь крыла - 98,62 м²; масса пустого - 19 500 кг; максимальная взлётная масса - 32 000 кг; силовая установка - 2 × ТРД Д-36; тяга - 2 × 6500 кгс. 

Лётные характеристики. Максимальная скорость - 720 км/ч; крейсерская скорость - 550-600 км/ч; практическая дальность - 2 700 км; перегоночная дальность - 4 700 км; практический потолок - 10 100 м; длина разбега - 800 м;  длина пробега - 450 м.

Вооружение. Стрелково-пушечное - 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23. Точки подвески; 2 неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске; бомбы: до 100 кг на подвеске.

За последние 18 лет это  седьмой несчастный случай, который произошел с самолетами подобного типа. Из них ранее человеческие жертвы были лишь однажды, в 1997-м году, при крушении судна над Атлантическим океаном. Тогда погибли пять человек.

Среди наиболее известных инцидентов с самолетами этого типа можно выделить следующие. 5 июля 1994 года Ан-72В выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Мигунов.

В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч при нормальной посадочной скорости — 220 км/ч, при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал.

7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен.

Отметим, что в истории авиации нередки случаи, когда в авиакатастрофе погибает как гражданское, так и военное руководство страны. То, что катастрофа над Шымкентом унесла жизни трети руководства погранслужбы страны, после трагедии на Аркен-Кергене стала самым страшным потрясением для военного истеблишмента страны, это очевидно. Среди наиболее известных случаев гибели высокопоставленных лиц в авиакатастрофе можно назвать трагедию 2010 года, когда в небе над Смоленском погибли президент Польши Лех Качиньский и почти всё высшее военное командование Польши.

Среди других случаев можно назвать:  2005 год — первый вице-президент Судана Джон Гаранг погиб при катастрофе вертолёта в горном районе южного Судана. 2004 год — президент Македонии Борис Трайковский погиб в авиакатастрофе на территории Боснии. 2001 год — принцесса Непала Прекшья погибла в авиакатастрофе вертолёта в районе горного озера Рара, Непал.

2001 год — генеральный секретарь администрации президента Чада Абдерахман Дади погиб в катастрофе самолёта под Нджаменой, Чад. 2001 год — военное руководство Судана погибло в авиакатастрофе на юге страны.

1994 год — президент  Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира погибли в авиакатастрофе, самолёт был сбит зенитными ракетами в Руанде.  1988 год — президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак погиб в авиакатастрофе под городом Лахор. 1986 год — президент Мозамбика Самора Машел погиб в авиакатастрофе в Южной Африке. 

По последней информации, по факту крушения самолета в Южно-Казахстанской области военным прокурором Шымкентского гарнизона возбуждено уголовное дело по статье 392 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».

В адрес руководства страны начали поступать телеграммы со словами соболезнования, одним из первых на трагедию отреагировал президент Кыргызстана  Алмазбек Атамбаев.  Соболезнования продолжают поступать. В связи с гибелью 27 человек в небе над Шымкентом распоряжением президента Нурсултана Назарбаева 27 декабря объявлено днем национального траура. 

"В связи с гибелью военнослужащих пограничной службы комитета национальной безопасности республики Казахстан в результате крушения военно-транспортного самолета близ города Шымкент объявить в республике Казахстан 27 декабря 2012 года национальный траур", - говорится в распоряжении.

Далее мы приводим список всех погибших в авиакатастрофе людей.

Список погибших:

  • Директор ПС КНБ РК полковник Стамбеков Турганбек Мухаметкалиевич
  • Исполняющий обязанности начальника Главного управления ПС полковник Нурлашев Ергали Нургазинович
  • Исполняющий обязанности начальника Регионального управления «Оңтүстік» полковник Доценко Павел Михайлович
  • Заместитель начальника РУ "Оңтүстік" полковник Базарбаев Кайрат Кулькешевич
  • Начальник отдела ПС полковник Кабдылгазезов Канатбек Токтарбекович
  • Начальник управления ПС полковник Махаев Ерлан Мейрамбекович
  • Старший консультант ПС подполковник Дмитриев Александр Игоревич
  • Начальник штаба отдела пограничного контроля "Ленгер" подполковник Кущ Валерий Николаевич
  • Командир отдельного инженерно-саперного батальона подполковник Кожахметов Бауржан Заркумович
  • Начальник отдела пограничного контроля "Мерке" майор Ибраев Алмаз Шаймухамбетович
  • Комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС подполковник Досыбеков Саулебай Сатыбалдиевич
  • Начальники пограничных отрядов РУ "Оңтүстік":
  • подполковник Рахман Вячеслав Александрович
  • подполковник Рахман Александр Александрович
  • подполковник Мухамадиев Кайрат Ахметкалиевич
  • подполковник Шуканов Аманбек Пердешбекович
  • подполковник Айтманбетов Асуан Бакбергенович

Военнослужащие РУ "Оңтүстік":

  • старший лейтенант Филипко Анатолий Олегович
  • старший сержант Конакбай Максат Жумабайулы
  • младший сержант Вязиков Павел Константинович
  • Командир экипажа – майор Нурахметов Марат Турсунович
  • Штурман – майор Голубев Олег Александрович
  • Старший бортмеханик – капитан Усенов Марат Еркенович
  • Помощник командира – старший лейтенант Лукпанов Аслан
  • Старший бортмеханик – прапорщик Вологжанин Александр Петрович
  • Старший бортмеханик – сержант Мысаев Ренат Канапиянович
  • Бортпроводник – сержант Доланбаева Гульнур Жунисовна
  • Стамбекова Сауле Айтмуханбековна.

По последней информации, временно исполняющим обязанности главы погранслужбы Казахстана назначен Абай Брекешев, сообщил на специальном  брифинге в Шымкенте глава КНБ Казахстана Нуртай Абыкаев.

Редакция «Эксперт Казахстан» выражает свои глубокие соболезнования родным и близким погибших, в связи с невосполнимой утратой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее