Прерванный полет

Катастрофа в небе над Шымкентом унесла жизни почти трети руководства погранслужбы Казахстана. После трагедии на Аркан-Кергене это происшествие стало самым черным днем в истории казахстанских пограничников. Слова соболезнования в адрес родных и близких погибших выразили президент и премьер-министр страны, мажилисмены почтили их память минутой молчания. Звучат и первые предположения о возможных причинах крушения самолета. На месте происшествия обнаружены черные ящики

Прерванный полет

В Южно-Казахстанской области разбился военный самолет Ан-72, на борту которого находились 27 человек, в числе которых - исполняющий обязанности главы пограничной службы комитета национальной безопасности Турганбек Стамбеков.  По поступающей информации, 25 декабря в 18 часов 55 минут в 20 километрах от аэропорта Шымкента при посадке потерпел крушение ведомственный самолет пограничной службы КНБ РК, выполнявший рейс "Астана - Шымкент".

На борту Ан-72 находились 7 членов экипажа и 20 военнослужащих; по последним данным - выживших нет. Руководство пограничной службы направлялось в Шымкент для проведения специального военного совета в региональном управлении "Оңтүстік" и подведения итогов 2012  года. 

В настоящий момент на месте крушения самолета работает специальная межведомственная комиссия по расследованию авиационных происшествий. Самолет упал с высоты 800 метров. В Шымкент для выяснения обстоятельств трагедии вылетел  председатель КНБ Нуртай Абыкаев. По словам очевидцев, которые побывали на месте авиакатастрофы, от упавшего самолета остались только фрагменты крыла и хвостовой части.

Страшная трагедия унесла жизни почти трети руководства погранслужбы Казахстана. Экс-глава Минобороны, депутат сената Мухтар Алтынбаев  назвал возможные причины авиакатастрофы. По его словам, к этому могли привести  ошибки экипажа, метеоусловия, отказ техники, столкновение с птицей или с инородным телом в воздухе.

Стоит отметить, что погодные условия в эти дни в Шымкенте - довольно суровые. 

В день трагедии с утра была низкая облачность, туман. Весь день шел дождь, вечером - мокрый снег; видимость на дорогах снизилась.

Мажилисмены страны почтили память погибших пограничников, летевших в злополучном самолете,  минутой молчания.  «Это большая трагедия. Мы выражаем искренние глубокие соболезнования родным и близким всех погибших. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания", - сказал, открывая заседание мажилиса, спикер нижней палаты парламента Нурлан Нигматуллин. Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности парламента Маулен Ашимбаев призвал казахстанцев поддержать семьи погибших пограничников.

Он также предложил отменить новогодние корпоративы и иные праздничные мероприятия, проводимые по всей стране в связи с приближением Нового года, - в знак скорби по погибшим. "Я думаю, решение о корпоративах должно приниматься руководством этих организаций. В этой ситуации было бы правильным отменить корпоративы. Что касается национального траура, давайте подождем решения", - сказал Ашимбаев.

Свои соболезнования родным и близким погибших высказал также глава государства Нурсултан Назарбаев. "С прискорбием воспринял весть о гибели военнослужащих пограничной службы комитета национальной безопасности Республики Казахстан в результате крушения военно-транспортного самолета возле города Шымкент. От имени народа Казахстана и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Мною даны поручения соответствующим государственным органам по изучению причин крушения самолета, а также оказанию необходимой помощи семьям погибших", - сказано в обращении президента.

Премьер-министр Серик Ахметов также выразил соболезнование семьям погибших в авиакатастрофе под Шымкентом  и назвал случившиеся страшной трагедией для всей страны.

Отметим, что эта трагедия стала очередным звеном в цепи авиапроисшествий на территории Казахстана. 22 августа 2012 года  вертолет Ми-17 рухнул на землю в аэропорту Астаны, четверо военнослужащих погибли. 24 ноября этого года  в Алматинской области рухнул вертолет Ми-8; все 8 человек, находившихся на его борту, погибли.

Еще в 2010 году официальный представитель генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков  назвал основной причиной авиакатастроф в стране ненадлежащее техническое состояние самолетов. Он же отмечал, что имеют место факты нарушения правил эксплуатации авиатехники и требований безопасности полетов. Имеются случаи допуска к полетам лиц, не прошедших или не подтвердивших свою специальную подготовку, превышается максимальная вместимость самолетов, все эти факторы ставят под угрозу жизни людей. Отметим, что несмотря на частые сообщения в СМИ об авиакатастрофах, мировая статистика свидетельствует: за последнее время их число сократилось.

Статистика авиакатастроф в гражданской авиации за последние шесть десятилетий показывает тенденцию к понижению: от пика в 616 катастроф с 15 689 погибшими в 1970-е - до чуть более 300 катастроф и немногим более 8000 погибших в 2000-е. К примеру, в 2010 году произошло 28 авиакатастроф, в которых погибло 828 человек. Основными причинами сокращения числа авиапроисшествий в мире  специалисты называют обновление авиапарка, ужесточение требований к авиационной безопасности и более строгое соблюдение технических норм и авиационных правил. В частности, эти факторы повлияли на снижение числа крупных авиакатастроф в Западной Европе и США. 

Наиболее неблагополучными регионами по числу авиакатастроф остаются Африка, некоторые страны Азии и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза. Напомним, что некоторые казахстанские авиакомпании также включены в черный список ЕС. Наряду с ними, в нем находятся и авиакомпании таких стран, как Афганистан, Ангола, Бенин, Конго, Джибути, Габон, Индонезия, Кыргызстан, Сьерра-Леоне, Судан. Заметим, что, по оценкам специалистов, основными  причинами авиакатастроф, произошедших в  последнее время, являются: отказ техники, человеческий фактор, боевые действия и терроризм, неблагоприятные погодные условия, ошибка военных ПВО.

Возвращаясь к трагедии в небе над Шымкентом, стоит отметить, что на потерпевшем крушение самолете Ан-72 был произведен капитальный ремонт двигателей и планера, также модернизированы радиоэлектронное оборудование, система инструментальной посадки. К тому же изначально Ан-72 создавался для работы в крайне неблагоприятных климатических условиях. Ан-72, по кодификации НАТО, Coaler — «Угольщик», это военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ имени Антонова для замены самолёта Ан-26, состоит на вооружении в России. За характерное расположение двигателей самолёт прозвали «Чебурашка».

Технические характеристики. Экипаж - 3-5 человек; длина - 28,07 м; высота - 8,65 м; площадь крыла - 98,62 м²; масса пустого - 19 500 кг; максимальная взлётная масса - 32 000 кг; силовая установка - 2 × ТРД Д-36; тяга - 2 × 6500 кгс. 

Лётные характеристики. Максимальная скорость - 720 км/ч; крейсерская скорость - 550-600 км/ч; практическая дальность - 2 700 км; перегоночная дальность - 4 700 км; практический потолок - 10 100 м; длина разбега - 800 м;  длина пробега - 450 м.

Вооружение. Стрелково-пушечное - 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23. Точки подвески; 2 неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске; бомбы: до 100 кг на подвеске.

За последние 18 лет это  седьмой несчастный случай, который произошел с самолетами подобного типа. Из них ранее человеческие жертвы были лишь однажды, в 1997-м году, при крушении судна над Атлантическим океаном. Тогда погибли пять человек.

Среди наиболее известных инцидентов с самолетами этого типа можно выделить следующие. 5 июля 1994 года Ан-72В выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Мигунов.

В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч при нормальной посадочной скорости — 220 км/ч, при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал.

7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен.

Отметим, что в истории авиации нередки случаи, когда в авиакатастрофе погибает как гражданское, так и военное руководство страны. То, что катастрофа над Шымкентом унесла жизни трети руководства погранслужбы страны, после трагедии на Аркен-Кергене стала самым страшным потрясением для военного истеблишмента страны, это очевидно. Среди наиболее известных случаев гибели высокопоставленных лиц в авиакатастрофе можно назвать трагедию 2010 года, когда в небе над Смоленском погибли президент Польши Лех Качиньский и почти всё высшее военное командование Польши.

Среди других случаев можно назвать:  2005 год — первый вице-президент Судана Джон Гаранг погиб при катастрофе вертолёта в горном районе южного Судана. 2004 год — президент Македонии Борис Трайковский погиб в авиакатастрофе на территории Боснии. 2001 год — принцесса Непала Прекшья погибла в авиакатастрофе вертолёта в районе горного озера Рара, Непал.

2001 год — генеральный секретарь администрации президента Чада Абдерахман Дади погиб в катастрофе самолёта под Нджаменой, Чад. 2001 год — военное руководство Судана погибло в авиакатастрофе на юге страны.

1994 год — президент  Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира погибли в авиакатастрофе, самолёт был сбит зенитными ракетами в Руанде.  1988 год — президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак погиб в авиакатастрофе под городом Лахор. 1986 год — президент Мозамбика Самора Машел погиб в авиакатастрофе в Южной Африке. 

По последней информации, по факту крушения самолета в Южно-Казахстанской области военным прокурором Шымкентского гарнизона возбуждено уголовное дело по статье 392 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».

В адрес руководства страны начали поступать телеграммы со словами соболезнования, одним из первых на трагедию отреагировал президент Кыргызстана  Алмазбек Атамбаев.  Соболезнования продолжают поступать. В связи с гибелью 27 человек в небе над Шымкентом распоряжением президента Нурсултана Назарбаева 27 декабря объявлено днем национального траура. 

"В связи с гибелью военнослужащих пограничной службы комитета национальной безопасности республики Казахстан в результате крушения военно-транспортного самолета близ города Шымкент объявить в республике Казахстан 27 декабря 2012 года национальный траур", - говорится в распоряжении.

Далее мы приводим список всех погибших в авиакатастрофе людей.

Список погибших:

  • Директор ПС КНБ РК полковник Стамбеков Турганбек Мухаметкалиевич
  • Исполняющий обязанности начальника Главного управления ПС полковник Нурлашев Ергали Нургазинович
  • Исполняющий обязанности начальника Регионального управления «Оңтүстік» полковник Доценко Павел Михайлович
  • Заместитель начальника РУ "Оңтүстік" полковник Базарбаев Кайрат Кулькешевич
  • Начальник отдела ПС полковник Кабдылгазезов Канатбек Токтарбекович
  • Начальник управления ПС полковник Махаев Ерлан Мейрамбекович
  • Старший консультант ПС подполковник Дмитриев Александр Игоревич
  • Начальник штаба отдела пограничного контроля "Ленгер" подполковник Кущ Валерий Николаевич
  • Командир отдельного инженерно-саперного батальона подполковник Кожахметов Бауржан Заркумович
  • Начальник отдела пограничного контроля "Мерке" майор Ибраев Алмаз Шаймухамбетович
  • Комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС подполковник Досыбеков Саулебай Сатыбалдиевич
  • Начальники пограничных отрядов РУ "Оңтүстік":
  • подполковник Рахман Вячеслав Александрович
  • подполковник Рахман Александр Александрович
  • подполковник Мухамадиев Кайрат Ахметкалиевич
  • подполковник Шуканов Аманбек Пердешбекович
  • подполковник Айтманбетов Асуан Бакбергенович

Военнослужащие РУ "Оңтүстік":

  • старший лейтенант Филипко Анатолий Олегович
  • старший сержант Конакбай Максат Жумабайулы
  • младший сержант Вязиков Павел Константинович
  • Командир экипажа – майор Нурахметов Марат Турсунович
  • Штурман – майор Голубев Олег Александрович
  • Старший бортмеханик – капитан Усенов Марат Еркенович
  • Помощник командира – старший лейтенант Лукпанов Аслан
  • Старший бортмеханик – прапорщик Вологжанин Александр Петрович
  • Старший бортмеханик – сержант Мысаев Ренат Канапиянович
  • Бортпроводник – сержант Доланбаева Гульнур Жунисовна
  • Стамбекова Сауле Айтмуханбековна.

По последней информации, временно исполняющим обязанности главы погранслужбы Казахстана назначен Абай Брекешев, сообщил на специальном  брифинге в Шымкенте глава КНБ Казахстана Нуртай Абыкаев.

Редакция «Эксперт Казахстан» выражает свои глубокие соболезнования родным и близким погибших, в связи с невосполнимой утратой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики