Что скрывает бюджет?

Куда уходят госсредства?
Куда уходят госсредства?

Организация Международное бюджетное партнерство (IBP) опубликовала свой индекс открытости бюджета (ИОБ) 2010 года. Этот индекс оценивает доступ общественности к бюджетной информации и возможности жителей страны участвовать в бюджетном процессе, а также полномочия высших органов финансового контроля. Исследование проводилось в 94 странах, в том числе в Казахстане.

Показатель ИОБ Казахстана составил 38 баллов из 100 в 2010 году — это меньше, чем средний балл изученных стран (42). И эта оценка ниже среднего балла (49) стран СНГ, таких, например, как Россия и Украина. Как отмечают эксперты, «оценка Казахстана указывает на то, что правительство представляет общественности минимальную информацию о бюджете и финансовой деятельности правительства страны, оцениваемую в рамках исследования. Поэтому для граждан крайне затруднительно иметь подотчетное правительство и отслеживать, как оно управляет денежными средствами государства».

Наша страна, таким образом, попала в группу «минимальная информация» (21—40 баллов, правда, есть еще более плохая категория — «скудная информация»). В нашу категорию входят еще 18 стран, среди которых Албания, Ангола, Афганистан, Венесуэла, Замбия, Йемен, Малайзия, Марокко, Пакистан, Сальвадор, Тимор-Леште, Тринидад и Тобаго, Эквадор и др.

Из восьми основных бюджетных документов в Казахстане не публикуются три. Во-первых, у нас нет предварительного проекта бюджета, устанавливающего общие параметры, которые будут определять следующий бюджет правительства, — своего рода бюджетное послание. Частично в качестве такого документа выступает послание президента. Но сам проект бюджета публикуется только при внесении в мажилис, когда у широкой общественности уже нет возможности на него влиять.

Проект бюджета хоть и публикуется, но имеет значительные недостатки. Он не предоставляет информации о влиянии различных макроэкономических допущений на бюджет. Достаточно сложно увидеть связь между бюджетом и экономической ситуацией в стране и какой-то макростратегией правительства. Кроме того, здесь недостаточно охвачены доходы и расходы за предыдущий год. Это важно, поскольку позволяет оценить результаты прошлогодних трат и дает понимание целесообразности новых расходов и осуществимости будущих бюджетных проектов.

Проект бюджета также имеет ограниченный объем информации по определенным видам финансовой деятельности. В нем нет достаточной информации о внебюджетных фондах, квазифинансовых операциях, налоговых расходах, будущих обязательствах, а также о финансовых и других активах. При отсутствии такой информации у общественности нет полной картины финансового положения государства. Также в нем нет информации о конечных результатах.

При этом утвержденный бюджет получил максимальную оценку экспертов. Казахстан публикует достаточно подробный утвержденный бюджет, по которому общественность может оценить приоритеты политики и намечаемые результаты. Текущие отчеты об исполнении бюджета также неплохие, хотя и есть отдельные пробелы, например, нет информации по структуре государственного долга. Полугодовой отчет (всесторонний обзор выполнения бюджета) об исполнении бюджета, который дает общественности возможность оценить целесообразность корректировок относительно доходов, расходов или заимствований, в Казахстане не публикуется.

В годовом отчете должны сравниваться фактическое исполнение бюджета с утвержденным. Оценка казахстанской версии — такая же, как если бы он вовсе не составлялся. В нашей стране годовой отчет, например, не объясняет разницу между утвержденными уровнями и фактическими показателями расходной части, разницу между первоначальным макропрогнозом и реальным показателем.

Кроме того, в Казахстане не составляется гражданский бюджет, который в упрощенной форме должен показать населению планы правительства, экономическую ситуацию, структуру бюджета. Зато высокую оценку получил аудиторский отчет — работа нашего Счетного комитета.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом