Разбогатеть на апокалипсисе

Разбогатеть на апокалипсисе

Разговоры о якобы приближающемся конце света кого-то всерьез испугали, кого-то сильно раздражали, а кто-то мастерски сумел использовать их в своих интересах. Благодаря повальной истерии по поводу скорого армагеддона сотни миллионов долларов перетекли из одних карманов в другие. Наиболее предприимчивые граждане сколотили себе за несколько месяцев небольшие состояния.

Одним из самых популярных способов заработать на вестях об апокалипсисе стало строительство разного рода убежищ и бункеров, а также продажа всевозможного инвентаря для выживания в чрезвычайных ситуациях. Само по себе это довольно странно: люди, которые надеются пережить гибель планеты благодаря землянке, банке тушенки и электрическому фонарику, на редкость наивны. Будто бы они не читали фантастику, не смотрели американские фильмы-катастрофы и не знают, как все это будет происходить на самом деле…

Тем не менее граждан, закупавших спички, противогазы и охотничьи ножи, оказалось довольно много. В США примерно 3 млн семей встретили 21 декабря во всеоружии. В России к концу света в той или иной степени готовились более 4 млн человек, показали данные соцопросов. В ряде стран (в том числе и в республиках бывшего СССР) в продаже появились наборы для выживания, состоящие из предметов первой необходимости и небольшого запаса продуктов. Многие приобретали их в качестве шуточного сувенира, чем также увеличивали доход оборотистых предпринимателей. К слову, продавцы туристского, спортивного и военного снаряжения тоже неплохо заработали в преддверии конца света.

В Соединенных Штатах и Европе возникло множество фирм, предлагавших клиентам надежные убежища на случай глобальной катастрофы. Автономные подземные бункеры и  наземные модификации, по словам их создателей, позволят пережить любой апокалипсис. Цена вопроса — несколько десятков тысяч долларов. Но всех переплюнули, пожалуй, жители российской столицы. По словам московских диггеров, в окрестностях мегаполиса они насчитали около 1,5 млн убежищ на случай глобальной катастрофы. Некоторые бизнесмены использовали и наследие советской эпохи: в глубоких штольнях в центре Москвы, построенных когда-то специально для Сталина, любой желающий мог с комфортом переждать 21 декабря «всего» за 50 тыс. долларов.

Тему конца света активно использовали для привлечения клиентов организаторы различных развлекательных мероприятий. Предполагаемый последний день человечества удачно совпал по времени с пятницей, когда ночные клубы и прочие увеселительные заведения и без того забиты под завязку. Посетителям предлагали «оторваться по полной», оставив в кассе как можно больше денежных единиц — ведь на завтра они уже не понадобятся. Только ленивый не использовал антураж апокалипсиса для развлечения своих клиентов. Самые креативные пошли еще дальше: так, одна украинская турфирма предлагала путешественникам путевки в рай и ад с датой отбытия 21 декабря. Пользовались ли они спросом, история умалчивает.

Число рекламных акций, распродаж, скидок и прочих маркетинговых ходов, обыгрывающих наступление последних времен, не поддается исчислению. Компании снижали цены на 21,12%. Всем пережившим конец света клиентам магазины обещали два товара по цене одного. И так до бесконечности. Впрочем, здесь бизнесмены, скорее, использовали слухи о конце света как популярный элемент массовой культуры. Вряд ли какой-то из магазинов техники или товаров для дома смог обогатиться на страхах людей по поводу наступления предначертанного древними майя «часа X».

О конце света снимают фильмы, поют песни, пишут книги и статьи, создают сайты. Это дает заработок их авторам, а повышенный интерес обывателей к этой теме, изрядно поднадоевшей еще задолго до заветной даты, неплохо кормит за счет средств рекламодателей киностудии, издателей и владельцев веб-ресурсов. Говорят, всего за два месяца у «Яндекса» о конце света спросили больше 3 млн раз. А запрос о точном времени вселенского катаклизма стал 21 декабря одним из самых популярных на Украине.

Так что стабильный трафик сайтам, посвященным концу света, был обеспечен. Огромной популярностью пользовались различные сувениры с апокалиптической тематикой. Последние месяцы производители подобной продукции активно штамповали футболки, кружки и пепельницы с цифрами 21.12.12, а в Интернете появлялись магазины, которые специализировались на продаже только таких товаров.

Пожалуй, венчает парад бизнес-моделей туристическая отрасль. Потомки индейцев майя, предсказавших наступление смены эпох, неплохо заработали на пророчествах пращуров. В преддверии конца света в Мексике и других странах Центральной Америки наблюдался настоящий туристический бум. «Денежные мешки» из США, Европы и Японии нескончаемым потоком посещали древние городища, чтобы своими глазами увидеть, где кончится мир. По предварительным данным, Мексику в этом году посетили около 50 млн туристов - при том, что обычно приезжает вдвое меньше. Простодушные латиноамериканцы играли в открытую. «Нам выгодны слухи о скором конце света, и мы делаем все, чтобы они распространялись как можно сильнее», — заявляли они.

Эпоха информационных технологий наглядно демонстрирует, что в современном мире до вселенских масштабов можно раздуть любую самую бредовую идею. На медийности этой чепухи тут же начнут сколачивать состояния. А людям, которые умеют делать деньги даже на столь нелепых слухах, никакой конец света не страшен.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности