Разбогатеть на апокалипсисе

Разбогатеть на апокалипсисе

Разговоры о якобы приближающемся конце света кого-то всерьез испугали, кого-то сильно раздражали, а кто-то мастерски сумел использовать их в своих интересах. Благодаря повальной истерии по поводу скорого армагеддона сотни миллионов долларов перетекли из одних карманов в другие. Наиболее предприимчивые граждане сколотили себе за несколько месяцев небольшие состояния.

Одним из самых популярных способов заработать на вестях об апокалипсисе стало строительство разного рода убежищ и бункеров, а также продажа всевозможного инвентаря для выживания в чрезвычайных ситуациях. Само по себе это довольно странно: люди, которые надеются пережить гибель планеты благодаря землянке, банке тушенки и электрическому фонарику, на редкость наивны. Будто бы они не читали фантастику, не смотрели американские фильмы-катастрофы и не знают, как все это будет происходить на самом деле…

Тем не менее граждан, закупавших спички, противогазы и охотничьи ножи, оказалось довольно много. В США примерно 3 млн семей встретили 21 декабря во всеоружии. В России к концу света в той или иной степени готовились более 4 млн человек, показали данные соцопросов. В ряде стран (в том числе и в республиках бывшего СССР) в продаже появились наборы для выживания, состоящие из предметов первой необходимости и небольшого запаса продуктов. Многие приобретали их в качестве шуточного сувенира, чем также увеличивали доход оборотистых предпринимателей. К слову, продавцы туристского, спортивного и военного снаряжения тоже неплохо заработали в преддверии конца света.

В Соединенных Штатах и Европе возникло множество фирм, предлагавших клиентам надежные убежища на случай глобальной катастрофы. Автономные подземные бункеры и  наземные модификации, по словам их создателей, позволят пережить любой апокалипсис. Цена вопроса — несколько десятков тысяч долларов. Но всех переплюнули, пожалуй, жители российской столицы. По словам московских диггеров, в окрестностях мегаполиса они насчитали около 1,5 млн убежищ на случай глобальной катастрофы. Некоторые бизнесмены использовали и наследие советской эпохи: в глубоких штольнях в центре Москвы, построенных когда-то специально для Сталина, любой желающий мог с комфортом переждать 21 декабря «всего» за 50 тыс. долларов.

Тему конца света активно использовали для привлечения клиентов организаторы различных развлекательных мероприятий. Предполагаемый последний день человечества удачно совпал по времени с пятницей, когда ночные клубы и прочие увеселительные заведения и без того забиты под завязку. Посетителям предлагали «оторваться по полной», оставив в кассе как можно больше денежных единиц — ведь на завтра они уже не понадобятся. Только ленивый не использовал антураж апокалипсиса для развлечения своих клиентов. Самые креативные пошли еще дальше: так, одна украинская турфирма предлагала путешественникам путевки в рай и ад с датой отбытия 21 декабря. Пользовались ли они спросом, история умалчивает.

Число рекламных акций, распродаж, скидок и прочих маркетинговых ходов, обыгрывающих наступление последних времен, не поддается исчислению. Компании снижали цены на 21,12%. Всем пережившим конец света клиентам магазины обещали два товара по цене одного. И так до бесконечности. Впрочем, здесь бизнесмены, скорее, использовали слухи о конце света как популярный элемент массовой культуры. Вряд ли какой-то из магазинов техники или товаров для дома смог обогатиться на страхах людей по поводу наступления предначертанного древними майя «часа X».

О конце света снимают фильмы, поют песни, пишут книги и статьи, создают сайты. Это дает заработок их авторам, а повышенный интерес обывателей к этой теме, изрядно поднадоевшей еще задолго до заветной даты, неплохо кормит за счет средств рекламодателей киностудии, издателей и владельцев веб-ресурсов. Говорят, всего за два месяца у «Яндекса» о конце света спросили больше 3 млн раз. А запрос о точном времени вселенского катаклизма стал 21 декабря одним из самых популярных на Украине.

Так что стабильный трафик сайтам, посвященным концу света, был обеспечен. Огромной популярностью пользовались различные сувениры с апокалиптической тематикой. Последние месяцы производители подобной продукции активно штамповали футболки, кружки и пепельницы с цифрами 21.12.12, а в Интернете появлялись магазины, которые специализировались на продаже только таких товаров.

Пожалуй, венчает парад бизнес-моделей туристическая отрасль. Потомки индейцев майя, предсказавших наступление смены эпох, неплохо заработали на пророчествах пращуров. В преддверии конца света в Мексике и других странах Центральной Америки наблюдался настоящий туристический бум. «Денежные мешки» из США, Европы и Японии нескончаемым потоком посещали древние городища, чтобы своими глазами увидеть, где кончится мир. По предварительным данным, Мексику в этом году посетили около 50 млн туристов - при том, что обычно приезжает вдвое меньше. Простодушные латиноамериканцы играли в открытую. «Нам выгодны слухи о скором конце света, и мы делаем все, чтобы они распространялись как можно сильнее», — заявляли они.

Эпоха информационных технологий наглядно демонстрирует, что в современном мире до вселенских масштабов можно раздуть любую самую бредовую идею. На медийности этой чепухи тут же начнут сколачивать состояния. А людям, которые умеют делать деньги даже на столь нелепых слухах, никакой конец света не страшен.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее