Наш паровоз вперед летит

Наш паровоз вперед летит

В обыденной жизни всегда есть место подвигу. Особенно если в ней вдруг происходит нечто чрезвычайное. Профессия машиниста, совсем как у летчика, такова, что в любой момент она может стать героической. О железнодорожных крушениях в новостях сообщают не реже, чем об авиакатастрофах. Тем более что современные высокоскоростные поезда почти так же быстры, как самолеты. А высокая скорость влечет за собой не только временные преимущества, но и, если что-то пойдет не так, — непредсказуемые и опасные для жизни последствия.

Именно об этом повествует новая картина американского режиссера Тони Скотта, младшего брата Ридли Скотта. Тема «человек и машина» остается актуальной для современного кинематографа и дает почву не только для высокотехнологических фантазий, но и вполне реальные сюжеты. «Неуправляемый» (название уже говорит само за себя) основан на документальной истории, происшедшей в 2001 году в штате Огайо, когда из депо внезапно тронулся железнодорожный состав с двумя цистернами феноловой кислоты. Проехав сто километров, поезд был остановлен усилиями восьми железнодорожников. В центре событий картины Скотта — гигантский состав с токсичными отходами, потерявший управление и мчащийся на всех парах в густонаселенный район одного пенсильванского города, и двое героев — опытный машинист Фрэнк Барнс (Дензел Вашингтон) и его юный помощник Уилл Колсон (Крис Пайн), которым выпала нелегкая доля его остановить.

Фильм посвящен не только умению оперативно реагировать на внезапно сложившуюся ситуацию, но и исправлять ее в нечеловеческих (в буквальном смысле) условиях. Здесь простой рабочей силе противостоит не андроидный робот, мегакомпьютер или искусственный интеллект — а многотонная махина, несущаяся на бешеной скорости. Кстати, одушевлению железного зверя посвящен недавний таежный киноопус Алексея Учителя «Край», где первым паровозам советской эры слагается целый эпос. У Скотта главный герой выглядит далеко не таким раритетным, он уже гораздо технологичнее. Фильм не только вызывает выплеск адреналина своими остросюжетными моментами, но и заставляет задуматься о психологических коллизиях. Это не просто триллер про борьбу людей со взбунтовавшейся техникой, он имеет психодраматическую подложку. Старый машинист недоволен своим молодым напарником не только потому, что тот молод и неопытен, но и по той причине, что его устраивают на это место по знакомству, говоря языком нашей социальной реальности — по блату. «Тоже нашел куда по знакомству устраиваться. Вот в проводники бы подался — другое дело», — может подумать отечественный зритель, а затем крепко задуматься о месте героизма на отечественной железной дороге. Но вряд ли. Между американской ментальностью и нашей так же мало общего, как и между железными дорогами. В конце концов американских железнодорожников-антагонистов сплачивает судьба — им предстоит преодолеть конфликт, найти общий язык и вместе, подвергнув опасности свои жизни, стать настоящими героями. Кроме того, как выясняется, они чем-то похожи — оба готовы окунуться с головой в работу, чтобы забыть о своих личных проблемах.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее