Освободить заложника

Найти финансы на решение проблем, связанных с риск-менеджментом, иногда важнее, чем деньги на простой рост

Освободить заложника

Компания «КазТрансГаз Аймак» занимается доставкой газа до конечного потребителя, то есть обслуживает не магистральные газопроводы, а именно региональные. Она доводит топливо, что называется, «до горелки». Эта «дочка» «КазТрансГаза» работает в Мангистауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской, Южно-Казахстанской и Джамбулской областях. И в Мангистауской компания имела участок газопровода, который был как «бутылочное горлышко».

Дело в том, что Актау полностью зависим от единственного предприятия: Мангистауского атомно-энергетического комбината (МАЭК), входящего в структуру Казатомпрома. Актау находится в пустыне, где нет питьевой воды. Вся жидкость, которая бежит по городским трубам и потребляется местной промышленностью, производится МАЭК, где опресняется морская вода из Каспия и смешивается с водой из единственной находящейся поблизости артезианской скважины. До 1997 года опреснение производилось с помощью атомного реактора БН-350 и газотурбинных установок, так же как производство электричества и тепла для нужд региона. Однако затем правительство республики приняло решение отказаться от мирного атома. В результате жизнь города стала полностью зависеть от газотурбин, стоящих на комбинате.

Турбины же, что понятно, не могут работать без газа. И МАЭК, соответственно, стал полностью зависеть от своевременной поставки этого топлива. А здесь как раз риски были очень велики. Дело в том, что Актау с магистральным газопроводом Средняя Азия — Центр, проходящим через Жанаозен, связывала всего одна ветка газопровода. Если бы здесь произошла какая-то серьезная авария, семь-восемь дней давление в системе бы падало — а потом МАЭК остался бы без топлива. А жители Актау, как следствие, без света, воды и тепла. Если энергоснабжение еще можно было бы как-то восполнить из общей энергосистемы, то все остальное — нет. Причем диаметр трубы газопровода большой — 500 мм, поэтому ее ремонт мог бы отнять довольно много времени. Больше того, даже и планового ремонта газопровода нельзя было провести, хотя нитка была построена еще в 80-х и была изношена.

Также стоит иметь в виду, что в Актау находится один из крупнейших покупателей газа в стране — завод «КазАзот», который потребляет около 130 млн кубометров этого топлива в год. Технологический процесс производства жидкого аммиака, чем, в частности, занимается «КазАзот», непрерывный, и перезапуск завода стоит огромных средств. Понятно, что приостановка газоснабжения такого клиента означает огромные штрафные санкции.

Анализ всех этих факторов привел к тому, что «КазТрансГаз Аймак» в 2006 году решил построить резервную нитку трубопровода, чтобы обеспечить беспрерывное, бесперебойное газоснабжение Актау, в частности МАЭК и «КазАзота». О прямой выгоде тут речь не шла, скорее, нужно было нейтрализовать риски. Проект был одобрен головной компанией «КазТрансГаз» и далее ее материнской компанией «КазМунайГаз». Однако деньги на ее осуществление компания должна была найти самостоятельно.

Для реализации проекта согласно проектно-сметной документации требовалось около 30,05 млн долларов. Около 5 млн компания готова была вложить сама. Специалистами «КазТрансГаз Аймак» были проведены переговоры со многими банками второго уровня, несколькими иностранными финансовыми учреждениями. Но в конце концов контракт заключили с Банком развития Казахстана (БРК). «Проект рассматривался достаточно долго, — говорит управляющий директор «КазТрансГаз Аймак» Ерканат Темирханов, — но в итоге 25 миллионов долларов были получены. Этому предшествовал процесс окончательного согласования сметы, технико-экономического обоснования, и в июле 2008 года началось строительство».

Управляющий директор БРК Ельдар Тенизбаев говорит, что для банка, с одной стороны, было крайне важна социальная значимость проекта, которая подразумевает развитие инфраструктуры, а также бесперебойное обеспечение Мангистауского региона газом за счет строительства новой нитки газопровода и ремонта существующей нитки.

С другой стороны, банку нужно было убедиться, что, учитывая, что объект является инфраструктурным, он сможет окупиться и компания сможет вернуть те инвестиции, которые были вложены в проект. С помощью гарантии, выпущенной головной компанией «КазТрансГаз», получилось структурировать сделку таким образом, чтобы обеспечить максимально льготные условия кредитования».

Резервная ветка была построена буквально за полгода — уже 23 декабря 2008 года она была закончена и заполнена газом. Ерканат Темирханов говорит, что это неплохой результат для нитки протяженностью 61 км. Однако финансирование было завершено позже, когда у «КазТрансГаз Аймак» все же возникли определенные проблемы. Дело в том, что в 2007—2008 годах инфляция оказалась выше, чем предполагали авторы первоначального проекта. Стройматериалы и особенно трубы резко подорожали. Девальвация 2009 года еще ухудшила ситуацию. Поскольку доходы «КазТрансГаз Аймак» получает в тенге, и за счет утверждаемого Агентством по регулированию естественных монополий тарифа обслуживать долларовый кредит ей стало трудно. Пересмотреть тариф можно было только в конце 2009 года. Чтобы решить проблему, было решено обратиться снова в БРК. «Нужно отдать менеджерам банка должное, — говорит г-н Темирханов. — Они трезво оценили ситуацию и решили нейтрализовать риск в самом начале, пока это не переросло в серьезную головную боль». Компании был выдан второй кредит на 4,5 млн долларов и на время приостановлены выплаты по процентам. Позже у «КазТрансГаз Аймак» дела пошли значительно лучше, сейчас второй кредит практически погашен. А в марте этого года кредиты были конвертированы в тенговые.

Сейчас в планах компании закупить учетные приборы со встроенной телемеханикой. «Машина будет ехать мимо домов и просто считывать показания счетчика. И не надо больше беспокоить людей, их собак, выгадывать, кто есть дома, а кого нет. Опять же и контролировать своих сотрудников надо меньше, решаются проблемы неплатежей», — рассказывает Ерканат Темирханов.

Пока основная линия газопровода не исчерпала свой ресурс, новая ветка будет резервной. В ней находится газ под давлением 1 атм., и в случае аварийной ситуации или планового ремонта основного газопровода, в ней можно резко нарастить давление и обеспечить Актау газом. Кроме того, этот приморский город бурно развивается и совсем не исключено, что в скором времени возможностей основной ветки перестанет хватать — тогда будут использоваться недавно введенные мощности. «Инвестиционная привлекательность Мангистауской области все увеличивается, — говорит Ельдар Тенизбаев. — Строительство этой нитки позволило закрыть растущие потребности в электроэнергии, обеспечить его водой и теплом».

В целом Ерканат Темирханов доволен сотрудничеством с БРК. Ставки приемлемые — первый заем был выдан на 15 лет под 7% годовых, второй — под 12% годовых. «Нас устраивают условия — они очень щадящие. Для финансирования следующих проектов мы скорее пойдем на фондовый рынок — планируем выпускать облигации. Да и вообще наше финансовое положение сейчас выровнялось, так что мы можем выделять серьезные суммы на развитие и из собственных средств. Однако если мы решим все же обратиться в банк, первое место, куда мы пойдем — это Банк развития Казахстана. Они понимают, что наши активы — это реальные трубопроводы, которые обеспечивают газом людей и предприятия, и это никуда не денется». Ельдар Тенизбаев говорит, что от «Казтрансгаз Аймак» ждут в начале 2011 года заявки на новый проект, связанный с газификацией Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. «Если компанию устроят наши условия и проект будет одобрен банком, мы, конечно же, продолжим сотрудничество с этой организацией», — заключает управляющий директор БРК.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее