Новая программа, старые проблемы

Среднее образование растянется на 12 лет
Среднее образование растянется на 12 лет

На прошлой неделе президент утвердил Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы. Глава государства поручил правительству за месяц разработать план мероприятий по ее реализации и представить по итогам полугодия информацию о ходе ее исполнения. Контроль за исполнением возьмет на себя администрация президента. Программа будет реализована в два этапа: с 2011-го по 2015-й и с 2016-го по 2020 год.

Программа планирует обеспечить всех детей дошкольным образованием, осуществить полный переход на 12-летнее школьное образование, а также ввести в организациях среднего образования подушевое финансирование. Предполагается, что последнее обеспечит прозрачность распределения средств и повысит ответственность руководителей школ. На данный момент практикуется сметное финансирование класс-комплектов, которое не всегда может быть точным, что часто приводит к недоосвоению и нецелевому использованию средств. В условиях хронического дефицита ученических мест и срывов сроков открытия школ типовые трансферты из республиканского бюджета остаются недоосвоенными почти в каждой из областей республики. Планирование средств на одного ученика поможет более точно проследить, как и на что они расходуются. Стоимость обучения учеников из разных регионов страны должна быть разной и варьироваться в зависимости от размера школ. В смету закладываются расходы на отопительный сезон и особенности региона, которые могут повлиять на содержание учебных заведений. На основе этих критериев каждый областной департамент будет формировать заявку в бюджет.

Программа также предусматривает повысить оплату труда педагогов до размеров средней зарплаты в экономике, а также сократить количество малокомплектных школ, 90% которых расположено в сельской местности. Малой укомплектованностью школ объясняются и более высокие расходы на сельское образование — на одного школьника на селе расходуется в три раза больше средств, чем в городе. Здесь немало учебных заведений, рассчитанных на 100 учеников, а учатся в них в два-три раза меньше. Малокомплектность школ стала одной из причин отказа от подушевого финансирования, введенного в 1991 году. Возможно, в каких-то регионах государству будет дешевле обеспечивать доставку учеников на автобусах в школы соседних поселков или открыть круглосуточные школы-интернаты, где будут обучаться дети из ближайших аулов. Но для этого нужно знать обстановку в регионе и иметь корректные статистические данные и исследования. Пока же школы в сельской местности строятся с долгосрочной перспективой на 1—1,5 тыс. мест, без учета усиливающейся миграции сельского населения в города.

Ранее решить проблемы образовательных учреждений должны были госпрограмма развития образования РК на 2005—2010 годы и программа «Ауыл мектебi 2003—2005 гг.». Однако мониторинг, проведенный общественными организациями, показал, что Минобразования не имеет четкой информации об их реализации. Это может стать серьезным препятствием и на пути реализации программы на 2011—2020 годы. При отсутствии достоверной информации непонятно, как решать многие вопросы. Для составления более объективной картины о ситуации с образованием в стране требуется регулярный мониторинг общественного мнения.

Министерство финансов могло бы дать данные, сколько средств тратится по отдельности на городские и сельские школы и сколько из них на малокомплектные, это бы помогло планировать затраты и расходовать средства более эффективно. Если бы акимат сделал доступной информацию по бюджетным расходам на местном уровне, обнародуя данные на интернет-сайтах или в печатных СМИ, это внесло бы дополнительную ясность, сделало траты из бюджета более эффективными и адресными, дало возможность потребителям услуг участвовать в формировании бюджета. Прозрачный бюджет легче модифицировать, включать новые бюджетные статьи или увидеть, по каким из них средства расходовались нецелевым образом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики