Как первая пойдет…

Если в течение ближайших месяцев ТОО «Сервисный центр “КазТурбоРемонт”» успешно сдаст первый агрегат, то можно будет говорить о появлении в Казахстане реального высокотехнологичного предприятия

Как первая пойдет…

Несколько месяцев назад был пущен в строй завод по ремонту вращающегося оборудования в Атырау. Его строили три года, и, по словам генерального директора ТОО «Сервисный центр «КазТурбоРемонт» (КТР) Асхата Усерова, в течение четырех лет предприятие выйдет на самоокупаемость.

На сегодняшний день основным заказчиком является дочернее предприятие «Казтрансгаза» компания «Интергаз Центральная Азия» (ИЦА). Чтобы поддержать качество ремонта на должном уровне, КТР подписал договор с Siemens AG на техническое обслуживание и ремонт газоперекачивающих агрегатов.

ИЦА сильно выиграет, так как перестанет возить газовые турбины на ремонт в Россию и Украину, а гарантию завод даст европейскую — 18 месяцев.

По проектной мощности предприятие ежегодно сможет производить до 18 капитальных и 12 текущих ремонтов газотурбин. Общая стоимость проекта составила 6 млрд тенге, из них 660 млн тенге — собственные средства компании.

Конкуренты не дремлют

Ранее о заводе по ремонту вращающегося оборудования в Атырау говорилось много, и не всегда по делу. Обычно все сводилось к разговорам о необходимости его строительства, так как наличие подобного предприятия позволит промышленности выйти на новый технологический уровень. Правда, какой это будет уровень — оставалось загадкой.

«Газотурбостроение относится к сложным и наукоемким технологиям, — проясняет директор украинского ООО «Форсаж» Александр Волков, — только шесть стран в мире обладают полным циклом проектирования и серийного производства газовых турбин». После развала СССР основное производство и ремонт выпущенных газотурбинных установок оказались в Украине и России.

Например, украинское госпредприятие «Зоря-Машпроект» является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей четвертого-пятого поколений. Есть еще Криворожский турбинный завод «Констар», дислоцирующийся в Кривом Роге, специализирующийся на капремонте газоперекачивающих агрегатов ГПА-10—01 с двигателем ДР-59Л и ГТК-10—4. Кроме того, есть пять заводов в России.

Однако, учитывая географическое месторасположение, КТР может рассчитывать стать основным конкурентом для российских и украинских заводов на рынке Центральной Азии. Основной ассортимент оборудования, которое сможет ремонтировать КТР, — это газоперекачивающие агрегаты ГТК-10—4, ГТК-10И, ГТ-750—6, Freim 5, которые эксплуатируются на газопроводе Средняя Азия — Центр и находятся на балансе ИЦА.

Далеко и невыгодно

Раньше основному заказчику завода — ИЦА — приходилось демонтировать нестандартное оборудование и возить на ремонт за тысячи километров. С вводом казахстанского завода ИЦА только на транспортировке турбин сэкономит 1,5—2 месяца.

Ранее ИЦА испытывала множество проблем. В частности, с дефектацией ремонта. Как правило, заказчик направлял своих представителей для участия в дефектации, производстве ремонта, приемо-сдаточных испытаниях. Или выписывали доверенности на имя компетентных инженеров в России и Украине, чтобы они представляли его интересы на ремонтных предприятиях.

Одним из таких представителей и был г-н Волков. Правда, ему не приходилось принимать участие в процессе ремонта турбин типа ГТК-10—4, поставляемых из парка ИЦА. «Я имел дело с более сложным агрегатом ГПА-10—01 с судовым газотурбинным двигателем типа ДР-59Л из парка ИЦА, который ремонтировали на Криворожском турбинном заводе «Восход». На основании такой доверенности наши специалисты совместно с представителями заказчика участвовали в дефектации изделия, результаты которой напрямую влияют на будущую стоимость ремонта», — продолжает он.

По словам г-на Волкова, им было выгодно удешевить ремонт не в ущерб качеству, так как от этого зависел их процент вознаграждения. Были и другие причины: после капремонта именно «Форсаж» осуществлял монтаж и пуско-наладочные работы непосредственно на компрессорных станциях.

С другой стороны, ИЦА несла большие финансовые издержки от транспортировки крупных негабаритных грузов на расстояние в несколько тысяч километров. Это экономические и таможенные трудности с поставкой агрегатов. Когда завод задумали, то исходили из следующей концепции: ремонты, тем более дорогие (до 800 млн тенге), лучше делать на месте, а от 10% до 20% не производимых у нас комплектующих лучше закупать за границей.

И потом, агрегаты недостаточно было привезти на российские или украинские заводы, нужно дождаться своей очереди, а это неоправданная потеря времени. Причиной всему то, что предприятия работают на внутренний рынок и имеют производственный план, в который не всегда вписывался ремонт турбин из Казахстана.

Оптимизация бизнеса

КТР не имеет полного производственного цикла. В частности, производства по изготовлению лопаток ротора, статора компрессоров и турбин, штамповочного производства, изготовления деталей сложной конфигурации, ремонта узлов камеры сгорания.

После официальной части презентации, прошедшей на заводе в Атырау 25 ноября, к г-ну Волкову подошли специалисты и задали вопрос: «Саша, как, на твой взгляд, смогут они (КТР) выполнить намеченное?» По мнению эксперта, имеющегося на заводе оборудования достаточно, чтобы освоить первые этапы ремонта. Что же касается казахстанского содержания, то оно в зависимости от типа ГПА может составить от 70 до 90%.

Тогда возникает вопрос: нужно ли заводу стремиться к 100%, насколько это экономически целесообразно? К примеру, на одних агрегатах достаточно осуществить 70% ремонта, а остальные 30% комплектующих закупить на других предприятиях.

Комплектующие выгоднее закупать за границей. Зачем, например, создавать лопаточное производство, если оно есть в России и Украине. Кроме того, «под казахстанским Уральском есть компания, которая заканчивает освоение и в дальнейшем изготовление лопаток для газотурбинных двигателей», — поясняет г-н Волков. Значит, есть возможность кооперации двух казахстанских предприятий с целью увеличения казахстанского содержания. Можно также пойти по другому пути: заказчик самостоятельно договаривается с Уральским заводом и комплектует турбины на месте.

В пользу кооперации говорит опыт соседей. Большое количество двигателей к турбинам, произведенным на Украине, не обслуживались в России. Чтобы убрать дорогостоящую логистику, обе страны договорились о создании на паритетных началах регионального центра по ремонту двигателей в Тюмени. Данное предприятие позволило России самостоятельно ремонтировать двигатели. При этом тюменский завод тоже не является предприятием полного цикла: часть комплектующих закупается (от 10 до 20%) на украинских или других российских предприятиях.

Кроме того, некоторые комплектующие производит лишь одно предприятие в мире. К примеру, только голландская Mokveld выпускает антипомпажные клапаны. Налаживать их выпуск в других странах не имеет смысла — производство не будет рентабельным.

Все идет по плану?

Руководство завода намерено идти от простого к сложному. Сначала будет освоен ремонт наиболее простых — ГТК-10—4, а потом — более сложных агрегатов. Но уже сейчас гипотетически завод может претендовать на ремонт 70% турбинного парка ИЦА.

Но для этого необходимо отремонтировать один агрегат, установить его на объекте и запустить. О важности первого пуска свидетельствует г-н Волков: «К примеру, когда в 1984 году наш украинский турбинный завод «Восход» (сейчас ОАО «Констар») самостоятельно выпустил первый агрегат ГПА-10—01, был настоящий праздник. А потом настали будни, и завод вышел на мощность порядка 10 штук новых турбин и 60 штук ремонтных в год».

Обычно ремонт одного ГТК-10—4 занимает срок до полугода, это обусловлено высокой технологичностью процессов. «Речь идет не о кофеварке, в которой можно что-то недоделать, а потом исправить. Речь идет о колоссальных деньгах, которые в течение пяти-шести минут могут пойти на ветер. Причем последствия необратимые, так как в случае некачественного ремонта может быть разрушен ротор турбины, который стоит примерно до полумиллиона долларов», — говорит г-н Волков.

Перспективы и риски

КТР нельзя воспринимать активом, который будет работать исключительно на внутренний рынок. Если на заводе освоят ремонт, то он может привлечь заказы со всего региона — из соседних Узбекистана, Туркменистана — наиболее крупных потенциальных клиентов.

Поначалу завод ориентировался на ремонт газовых турбин. Теперь речь идет о ремонте любого оборудования, имеющего вращающиеся части. Поэтому кроме газоперекачивающего оборудования предприятие может освоить рынок нефтяного, машиностроительного и горного оборудования. «При грамотном маркетинге и правильной организации дела оборудование завода можно загрузить на 100 процентов и работать в четыре смены», — считает г-н Волков.

К примеру, крупные иностранные нефтяные компании, занимающиеся разработкой недр в Казахстане, в перспективе могут стать клиентами атырауского завода. Правда, иностранные инвесторы связаны договорами с ремонтными предприятиями собственных стран.

Однако у КТР есть шанс составить конкуренцию иностранным игрокам в том случае, если предприятие предложит более низкие цены и высокое качество ремонта. «Каким бы мощным и сильным не был иностранный инвестор, он прекрасно знает, что находится в гостях и должен работать по тем правилам, которые в стране пребывания приняты», — замечает г-н Волков.

Данный рынок также зависим от экономической ситуации в мире. Кризис и падение спроса на газ в Европе вынудили «Газпром» снизить объемы закупа газа из Туркменистана и Узбекистана. ИЦА, естественно, тоже пострадал. По словам г-на Волкова, ИЦА занят поддержкой САЦ в рабочем состоянии: отсюда и скромные объемы ремонта.

Если европейцы увеличат объемы закупа газа, то работы у КТР прибавится.

Само по себе газоперекачивающее оборудование весьма дорогое и стоит миллионы долларов. Но, как у любой другой «железки», у нее есть определенный ресурс. Так, например, на ГТК-10—4 ресурс в 100 тыс. часов общей наработки, ГПА-10—01 — 65 тыс. часов. Через 25—30 тыс. часов работы ГТК-10—4 надо ремонтировать. Как нам сказали на предприятии, на сегодняшний день 250—280 млн тенге — это цена текущего и 800 млн тенге — капитального ремонта.

В целом у КТР хорошие перспективы, однако многое будет зависеть от того, насколько успешно завод справится с ремонтом первой турбины.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности