Не зарплатой единой

Не зарплатой единой

Функция руководства и первостепенная задача лидера — выработать ясное видение (миссию, ценности, стратегию) будущего компании, которое разделяла бы вся команда. Выработка и реализация видения есть обязанность любого лидера, независимо от стиля управления. Для того, чтобы выжить и достичь успеха, любой компании требуется определенный набор убеждений и принципов, на которых основывается политика и поведение компании. Я уверен, что самый важный фактор успеха компании — верность этим принципам. Компания должна быть в состоянии меняться в соответствии с требованиями времени, но никогда не изменять убеждениям, составляющим ее основу.

Какие преимущества компания получает, сформулировав видение: видение стимулирует дополнительные усилия, также является основой для стратегических и тактических решений, позволяет выработать единство, сплоченность и создать команду, преодолеть излишнюю зависимость от нескольких основных лиц. Кроме того, людей легко увлечь мечтами, идеалами, ценностями, возможностью перемен. Это естественно для нас всех. Мы готовы к героическим усилиям ради идеалов нашей организации, друзей или общества, если мы разделяем и признаем эти идеалы. Руководители, которые строят компанию на основании истинных ценностей, устойчивых убеждений, привлекательной миссии, таким образом создают дополнительные стимулы для сотрудников своей компании.

Как правило, люди стремятся к большему, чем просто регулярная зарплата. Они хотят делать то, во что верят, что значимо для них. Возможно, это не одинаково справедливо для всех, но так относится к работе большинство сотрудников. Используйте естественное для человека желание делать что-то значимое — и вы избавитесь от традиционной проблемы мотивации подчиненных. Люди будут достаточно мотивированы уже потому, что верят в то, что делают. Мотивация серьезно зависит от того, насколько человек осознает собственный вклад в общее дело. Это справедливо даже в отношении рутинной работы.

Корпоративное видение становится основой для принятия решений на разных уровнях организации. Важность этого невозможно переоценить. Общее видение — это как компас в походе к точке назначения где-то далеко в горах. Если вы дадите людям компас и координаты цели, они, скорее всего, найдут дорогу. Имея в руках компас , понимая конечную цель и веря в то, что они делают важное дело, люди доберутся до точки назначения.

Выработка стратегии невозможна без определения ясного видения. Стратегия — это то, как человек собирается действовать для достижения своих целей. Это именно способ достижения задуманного. Совершенно невозможно иметь эффективную стратегию, если у вас нет абсолютно четкого понимания, куда вы движетесь. Стратегия — это путь к достижению видения. Решить, как куда-то добраться, нельзя, пока вы не решите, куда, собственно, нужно попасть. В большинстве компаний не хватает ясности видения. Управление основывается на кризисах, авралах и тактических решениях. Это называют стратегией, основанной на тактике. Видение должно стать основой стратегии, из стратегии же вытекает тактика, но не наоборот. Фактически в каждой компании, где есть серьезные организационные проблемы, одно из ключевых упущений — отсутствие ясного видения. Удивительно, насколько серьезно некоторые компании страдают от таких проблем.

По мнению гуру, хорошее видение (миссия, ценности, стратегия) придает смысл изменениям, которых ожидают от людей, вызывает положительный и отчетливый виртуальный образ будущего состояния, внушает гордость, придает энергию, создает ощущение свершения, запоминается, побуждает людей, идеалистично. Дает образ такого будущего, которое явно лучше настоящего, соответствует истории, культуре и ценностям организации, устанавливает стандарты совершенства, в которых отражены высокие идеалы, вносит ясность в представление о цели и направлении, внушает энтузиазм, поощряет преданность, отражает уникальность организации. Создает перспективу, овладевает вниманием, направляет повседневную деятельность, отсеивает несущественное, придает людям импульс, необходимый для преодоления стереотипа «работаем от сих до сих». Не только придает смысл и значение повседневной деятельности, но и соединяет настоящее с будущим, подвигает людей к действию.

Что касается внедрения миссии, ценностей и стратегии — то достаточно действенен еще такой способ: миссию, ценности и стратегию печатают в небольшой книжечке, которую можно вместить в карман каждого сотрудника. На каждом совещании напоминают о миссии и ценностях, стратегии. Очень важно, чтобы сотрудники и понимали, и принимали ценности компании. В том случае, если они их не разделяют, им лучше уйти из этой компании. Так как они там не приживутся. Если миссию, ценности и стратегию сотрудники не понимают, это означает плохую работу менеджмента. Стратегия должна превратиться в индивидуальные цели сотрудника и быть связана с системой мотивации и отчетности.