Сдержанный и рисковый

Что общего у иномарок, макарон и торгово-развлекательных центров в Казахстане? Все это объекты бизнеса Нурлана Смагулова. Бизнеса, который не сдал позиций в кризис, а сегодня готовится к очередному этапу развития

Нурлан Смагулов
Нурлан Смагулов

В сентябрьском интервью нашему журналу Нурлан Смагулов заявлял: «Я никогда не был сторонником Таможенного союза, потому что, откровенно говоря, чувствовал некоторую ущербность нашей экономики по уровню индустриальной вооруженности, да даже и ментальности наших бизнесменов. Я, как и многие, невольно задавался вопросом: выдержим ли мы их напор внутри единого экономического пространства? Но в итоге мои личные амбиции, амбиции моей компании начали подталкивать нас к тому, что пора перестать уже бояться их агрессивного вторжения — вместо этого нужно самим подумать о том, как выйти на российский рынок».

Речь в этом материале шла о проекте «Зерновой индустрии», входящей в Astana Group. В середине августа компания запустила самую крупную в Казахстане макаронную фабрику, которая, выйдя на полную мощность в начале следующего года, станет выпускать 68 тыс. тонн в год. Большая часть ее продукции пойдет на экспорт, прежде всего в Россию.

По мнению г-на Смагулова, ассоциативный ряд Казахстан—целина—зерно—мука—макароны вызывает у россиян, да и вообще у жителей постсоветских стран, большое доверие. Поэтому макароны с маркировкой на упаковке «Сделано в Казахстане» должны продаваться успешно.

Кроме того, в сентябре предприниматель, которого многие упрекали в «частнособственничестве», заявил, что готов продать до половины доли в своих компаниях стратегическому инвестору. Речь шла о японской компании (возможно, транснациональной), название которой бизнесмен не уточнил.

«Когда это только твои риски, это трудно ментально. Мы делаем это для получения новых технологий, для повышения уровня выживаемости в непростых условиях, мы не хотим вариться в собственном соку. Опыт кризиса показал, что нам нужно развивать в себе корпоративное мышление, перестать быть маленькой частной казахстанской компанией. Мы хотим выходить на новые рынки, покупать большие активы, а для этого нужны новые аппетиты и новое видение», — рассказал он в интервью одной из казахстанских газет.

Пока факт сделки и новая стратегия Astana group не обнародованы, отметим последние достижения холдинга г-на Смагулова. По итогам второго национального рейтинга «Эксперт-100-Казахстан» (по итогам 2009 года) компания «Астана Моторс» (крупнейший актив группы) заняла 34-е место среди крупнейших компаний казахстанской экономики по объему реализации, сохранив ту же позицию, что и в 2008 году.

Правда, такой результат — признак далеко не стагнации, но бурного роста. Так, объем реализации по итогам 2009 года составил 42,6 млрд тенге, годом ранее — 14,1 млрд. Налицо двухсотпроцентный рост. Такая динамика — третий результат среди компаний рейтинга. Отметим и тот факт, что «Астана Моторс» вошла в рейтинговую десятку компаний «новой экономики», или частных фирм несырьевого сектора.

Рост продемонстрировали и другие компании Astana group. Торговая компания холдинга ТОО «Мегацентр Менеджмент» повысила объемы реализации с 6,1 до 6,6 млрд тенге, переместившись с 87-го места на 79-е. Среди компаний «новой экономики» «Мегацентр Менеджмент» стал 33-м.

Экспортно ориентированная «Зерновая индустрия» (компания объединяет 12 предприятий, которые представляют замкнутую производственную цепочку — от селекции семян до получения готовой продукции и трейдинга) выросла на 10 пунктов, разместившись на 62-м месте. Правда, этот результат обусловлен не ростом (реализация зерновиков в 2009 году составила 10,1 млрд тенге, сократившись на 9,1%).

Бизнес г-на Смагулова набрал завидный темп развития. А все потому, что предприниматель вовремя расставляет верные акценты. В частности, он не концентрируется на одном доходном рынке, где можно получить легкую наживу, а открывает для себя новые неожиданные ниши, несущие не только новые риски, но и новые возможности.

Нурлан Смагулов изучает рынок и стартует в перспективных отраслях, предлагая новые решения. Его метод — метод стопроцентного буржуа, который всегда стремится выйти на оперативный простор. «Мы чувствуем себя комфортно как раз там, где высокая конкуренция, где нет никаких административных ресурсов, лицензирования, квотирования», — как-то признался бизнесмен.

Напомним, что Astana group (в лице «Астана Моторс») начинала в 1993 году с торговли иномарками, в последние десять лет пришла в зерновой бизнес и на рынок торгово-развлекательных центров, где сразу захватила лидирующие позиции.

Сегодня бизнес г-на Смагулова находится на качественно новом этапе. В рамках Таможенного союза рынок компаний г-на Смагулова расширяется, но, чтобы, соответственно, расширять бизнес, нужны дополнительные средства. Не исключено, что, заполучив стратегического инвестора, в следующем году Astana group наконец проведет и первичное размещение ценных бумаг на Казахстанской фондовой бирже.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее