Сдержанный и рисковый

Что общего у иномарок, макарон и торгово-развлекательных центров в Казахстане? Все это объекты бизнеса Нурлана Смагулова. Бизнеса, который не сдал позиций в кризис, а сегодня готовится к очередному этапу развития

Нурлан Смагулов
Нурлан Смагулов

В сентябрьском интервью нашему журналу Нурлан Смагулов заявлял: «Я никогда не был сторонником Таможенного союза, потому что, откровенно говоря, чувствовал некоторую ущербность нашей экономики по уровню индустриальной вооруженности, да даже и ментальности наших бизнесменов. Я, как и многие, невольно задавался вопросом: выдержим ли мы их напор внутри единого экономического пространства? Но в итоге мои личные амбиции, амбиции моей компании начали подталкивать нас к тому, что пора перестать уже бояться их агрессивного вторжения — вместо этого нужно самим подумать о том, как выйти на российский рынок».

Речь в этом материале шла о проекте «Зерновой индустрии», входящей в Astana Group. В середине августа компания запустила самую крупную в Казахстане макаронную фабрику, которая, выйдя на полную мощность в начале следующего года, станет выпускать 68 тыс. тонн в год. Большая часть ее продукции пойдет на экспорт, прежде всего в Россию.

По мнению г-на Смагулова, ассоциативный ряд Казахстан—целина—зерно—мука—макароны вызывает у россиян, да и вообще у жителей постсоветских стран, большое доверие. Поэтому макароны с маркировкой на упаковке «Сделано в Казахстане» должны продаваться успешно.

Кроме того, в сентябре предприниматель, которого многие упрекали в «частнособственничестве», заявил, что готов продать до половины доли в своих компаниях стратегическому инвестору. Речь шла о японской компании (возможно, транснациональной), название которой бизнесмен не уточнил.

«Когда это только твои риски, это трудно ментально. Мы делаем это для получения новых технологий, для повышения уровня выживаемости в непростых условиях, мы не хотим вариться в собственном соку. Опыт кризиса показал, что нам нужно развивать в себе корпоративное мышление, перестать быть маленькой частной казахстанской компанией. Мы хотим выходить на новые рынки, покупать большие активы, а для этого нужны новые аппетиты и новое видение», — рассказал он в интервью одной из казахстанских газет.

Пока факт сделки и новая стратегия Astana group не обнародованы, отметим последние достижения холдинга г-на Смагулова. По итогам второго национального рейтинга «Эксперт-100-Казахстан» (по итогам 2009 года) компания «Астана Моторс» (крупнейший актив группы) заняла 34-е место среди крупнейших компаний казахстанской экономики по объему реализации, сохранив ту же позицию, что и в 2008 году.

Правда, такой результат — признак далеко не стагнации, но бурного роста. Так, объем реализации по итогам 2009 года составил 42,6 млрд тенге, годом ранее — 14,1 млрд. Налицо двухсотпроцентный рост. Такая динамика — третий результат среди компаний рейтинга. Отметим и тот факт, что «Астана Моторс» вошла в рейтинговую десятку компаний «новой экономики», или частных фирм несырьевого сектора.

Рост продемонстрировали и другие компании Astana group. Торговая компания холдинга ТОО «Мегацентр Менеджмент» повысила объемы реализации с 6,1 до 6,6 млрд тенге, переместившись с 87-го места на 79-е. Среди компаний «новой экономики» «Мегацентр Менеджмент» стал 33-м.

Экспортно ориентированная «Зерновая индустрия» (компания объединяет 12 предприятий, которые представляют замкнутую производственную цепочку — от селекции семян до получения готовой продукции и трейдинга) выросла на 10 пунктов, разместившись на 62-м месте. Правда, этот результат обусловлен не ростом (реализация зерновиков в 2009 году составила 10,1 млрд тенге, сократившись на 9,1%).

Бизнес г-на Смагулова набрал завидный темп развития. А все потому, что предприниматель вовремя расставляет верные акценты. В частности, он не концентрируется на одном доходном рынке, где можно получить легкую наживу, а открывает для себя новые неожиданные ниши, несущие не только новые риски, но и новые возможности.

Нурлан Смагулов изучает рынок и стартует в перспективных отраслях, предлагая новые решения. Его метод — метод стопроцентного буржуа, который всегда стремится выйти на оперативный простор. «Мы чувствуем себя комфортно как раз там, где высокая конкуренция, где нет никаких административных ресурсов, лицензирования, квотирования», — как-то признался бизнесмен.

Напомним, что Astana group (в лице «Астана Моторс») начинала в 1993 году с торговли иномарками, в последние десять лет пришла в зерновой бизнес и на рынок торгово-развлекательных центров, где сразу захватила лидирующие позиции.

Сегодня бизнес г-на Смагулова находится на качественно новом этапе. В рамках Таможенного союза рынок компаний г-на Смагулова расширяется, но, чтобы, соответственно, расширять бизнес, нужны дополнительные средства. Не исключено, что, заполучив стратегического инвестора, в следующем году Astana group наконец проведет и первичное размещение ценных бумаг на Казахстанской фондовой бирже.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности