Дорога всеобщего интереса

Казахстан начал строительство автокоридора Западная Европа — Западный Китай. Он не только даст толчок для развития казахстанских регионов, но и свяжет Европу и Азию самой короткой сухопутной дорогой

Дорога всеобщего интереса

Нынешний год стал годом начала широкомасштабных работ по самому крупному автодорожному проекту — автокоридору Западная Европа — Западный Китай.

Еще в 2005 году президент Татарстана Минтемир Шаймиев обратился к своему казахстанскому коллеге Нурсултану Назарбаеву с предложением сформировать новый автодорожный маршрут Санкт-Петербург — Вологда — Кострома — Киров — Казань — Оренбург — граница Казахстана. Официально проект стартовал в 2007 году, когда президент подписал указ «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года».

В конце 2007 года главы транспортных ведомств Казахстана и России договорились включить этот коридор в перечень азиатских автомобильных дорог в рамках ЭСКАТО ООН. Отдельные участки дороги Казахстан начал строить в апреле 2008 года, а сам проект вошел в перечень «прорывных проектов».

Два последующих года ушли на то, чтобы договориться с Россией и Китаем. Одновременно правительство вело переговоры с международными финансовыми институтами о привлечении займов.

Органичный коридор

Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган составляет 8,445 тыс. км. Из них 2,233 тыс. км по территории России, 2,787 тыс. км — Казахстана, 3,425 тыс. км — Китая.

Автокоридор, наряду с российским и китайским участками, станет одним из самых крупных автодорожных проектов в мире.

Строительством дорог такого масштаба в СНГ уже занимаются. Так, например, еще в 2002 году Узбекистан начал строительство автодороги Андижан—Ташкент—Нукус—Кунград общей протяженностью 2,294 тыс. км. Поначалу стройку планировали завершить в 2010 году, теперь сроки откладываются до 2013 года.

Но в отличие от узбекского проекта казахстанский органично интегрирован в автокоридор международного значения, что является несомненным преимуществом.

Очевидные выгоды

Кроме того, Казахстан, реанимируя автокоридор, даст толчок для развития депрессивных регионов — Джамбульской, Южно-Казахстанской, Кызылординской, Актюбинской областей. Тем самым предполагается резкое снижение миграционных потоков внутри Казахстана и снижение нагрузки на Алматы и Астану.

Только в 2009 году на строительстве автокоридора создано 5 тыс. новых рабочих мест, а в 2010 году эта цифра достигнет 50 тыс. Вдоль автокоридора можно развернуть сервисную индустрию, туризм, услуги и другие связанные с ними сектора экономики.

В частности, уже сейчас активно развивается производство строительных материалов, так как автодорожная отрасль практически полностью снабжается отечественной продукцией.

Привлекательность автокоридора очевидна. Во-первых, это самый короткий сухопутный маршрут из Азии в Европу и обратно. По морю судно плывет до 45 суток, по Транссибу (железной дорогой) 14 суток, по коридору от порта Ляньюньгань до границ Европы — порядка 10 суток. Во-вторых, по оценкам экспертов, к 2020 году объем грузоперевозок между континентами может увеличиться в 2,5 раза (сейчас 600 млрд долларов).

Также автокоридор будет способствовать региональной и межрегиональной торговле. Он свяжет транспортной артерией государства Центральной Азии, с одной стороны, с Россией, с другой стороны — с государствами Юго-Восточной Азии.

Безмерная вера

О том, что международные финансовые институты доверяют вышеописанным выкладкам, свидетельствует структура финансирования проекта.

Если принять во внимание участки, которые Минтранском РК намерен отдать в концессию, то соотношение собственных средств и займов составит 15 к 85%. Причем думали международные банкиры недолго: в 2009 году они приняли принципиальное решение финансировать проект.

А уже в начале апреля 2010 года правительство подписало соглашение о займе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатским банком развития (АБР). По заявлению министра финансов РК Болата Жамишева, общая стоимость проекта составляет 5,32 млрд долларов. Из них на внешние займы приходится 3,4 млрд долларов. В частности, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделит 2,125 млрд долларов, АБР — 700 млн долларов, Исламский банк развития (ИБР) — 398 млн долларов и ЕБРР — 180 млн долларов.

О том, какое значение проекту придают в МБРР, говорит сама сумма займа. Это самый крупный займ в истории банка, выданный какой-либо стране. Если в 2009 году МБРР выделил в виде займов в общей сложности 32,9 млрд долларов, то 16-я часть из них пришлась на долю Казахстана.

Как правило, это финансовое учреждение выделяет займы под 6% годовых. В то же время Казахстану международные банки выдали займы по льготной ставке годовых не выше 5%. Обычно международные фининституты предоставляют заемщикам льготный период от 3 до 5 лет, по истечении которого нужно начать выплату долга. В случае же с Казахстаном выплата долга начнется по завершении строительства автокоридора в 2013 году.

Начинать же новый 2011 год с начала реализации такого мегапроекта — хорошая примета.