Американский связной

Ритейлеры считают 2012-й годом прорыва для «мобильных продаж»: потребители все чаще используют для совершения покупок свои телефоны, смартфоны и планшетные компьютеры. Эксперты прогнозируют, что покупки товаров через мобильные приложения будут в следующем году только набирать обороты.

Американский связной

Электронная коммерция в прошлом году продемонстрировала уверенный рост. В течение только зимнего сезона скидок примерно один из пяти покупателей осуществил покупку через мобильный телефон, сообщает Washington Post. Ритейлеры считают 2012-й годом прорыва для мобильных устройств.

Действительно: несколько крупных компаний сферы розничной торговли отметили огромный скачок в продажах товаров, приобретенных покупателями через мобильные устройства. Так, по подсчетам Wal-Mart, продажи товаров сети через мобильные устройства в эти праздники составили порядка 40%; eBay сообщает, что один из каждых трех покупателей использовал мобильные телефоны для покупки или изучения товаров, предлагаемых интернет-магазином. Gilt Groupe - сайт, занимающийся продажами брендовых товаров, отметил, что одна треть его клиентов обращалась в компанию через мобильные средства связи, а доходы от таких продаж удвоились в текущем году.

«Мобильный сегмент, безусловно, одна из наших ключевых стратегических целей уже сейчас, – говорит Джейсон Джон, вице-президент Gilt по онлайн-маркетингу. – Я не удивлюсь, если 50% наших продаж будут осуществлены через телефоны и планшеты в следующем году». И это вполне вероятно - тем более, что и продажи мобильных устройств так же уверенно растут. Согласно отчету компании Pew Internet & American Life Project, почти половина взрослых американцев имеют собственный смартфон. Такая статистика находится в центре внимания многих ритейлеров, которые считают важным ориентироваться на эту группу покупателей. Wal-Mart, например, начал предлагать исключительно для мобильных покупателей  специальные акции - такие, как 40-процентная скидка на популярные подарки компании.

Сейчас ритейлеры ищут пути дальнейшего привлечения клиентов при помощи различных программ и создания мобильных версий своих веб-сайтов. Так, Джейсон Джон указывает, что его компания работает над системой оповещения клиентов, приходящих на сайт компании через телефоны и планшетные компьютеры. Впрочем, уверены большинство экспертов, что бы ни предпринимали ритейлеры, и даже если они ничего специфического не станут делать, рост продажи товаров через мобильные устройства практически гарантированно будет продолжаться и в следующем году.

Рынок мобильного ритейла можно назвать одним из самых быстро развивающихся в настоящее время, соглашается главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Прежде всего это связано с тем, что мобильный телефон является незаменимым атрибутом жизни современного человека. Широкий спектр задач, которые могут решать мобильные аппараты, в том числе выход в Интернет, редактирование рабочих документов, возможности мультимедиа (прослушивание музыки и просмотры фильмов), полезные и развлекательные приложения (социальные сети, чтение книг, игры) и пр. делают телефон удобным устройством для оперативного ведения дел фактически «на ходу». Большой ассортимент устройств и диапазон цен способны удовлетворить запросы практически любого покупателя.

В третьем квартале 2012 года, по данным аналитика, объем рынка телефонов только в России достиг 11,7 млн аппаратов (+2,3% г/г и +26,3% кв/кв). В денежном же выражении объем рынка составил почти 55 млрд рублей, что на 16% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 30,4% больше по сравнению со вторым кварталом текущего года. Средняя рыночная цена мобильных устройств выросла на 13,5% в годовом сопоставлении и на 3,2 - в квартальном). По прогнозам эксперта, потенциал для роста у рынка все еще остается, несмотря на продолжительный подъем.

Но в натуральном выражении мировой рынок мобильных устройств, скорее всего, по итогам 2013 года сократится (примерно на 2-4%) за счет быстрого насыщения в прошлые годы телекоммуникационного рынка развивающихся стран базовыми услугами голосовой связи, которые удовлетворяются простыми устройствами, прогнозирует аналитик Инвесткафе Илья Раченков. При этом в мобильном сегменте уже можно отметить следующие тенденции. Во-первых, в продажах мобильных устройств будет расти доля смартфонов - за счет сокращения средней цены последних; кроме того, на это направлена розничная политика крупнейших мировых операторов связи. Их доля в общих продажах в следующем году может достигнуть (в штуках) 40-45%, а прирост продаж в штуках - около 30%. Доля в денежном выражении будет существенно выше. Во-вторых, за счет высокого уровня проникновения услуг мобильной связи темпы роста этого рынка будут замедляться, зато быстрее остальных сегментов в услугах мобильной связи будут расти дополнительные  (VAS; мобильный Интернет, мобильный контент, сообщения). Это произойдет за счет роста доли проникновения смартфонов, которые дают абоненту возможность комфортно пользоваться такими услугами.

И если брать статистику глобальных продаж в 2011 году, то здесь можно выделить некоторые аспекты, указывает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков. Всего в 2011 году в мире было продано 1,77 млрд мобильных телефонов, что соответствует 11-процентному росту по сравнению с 2010 годом. При этом продажи смартфонов выросли на 58% (до 472 млн штук), заняв 27% от общего объема проданных устройств. С другой стороны - мировые продажи сотовых телефонов во втором квартале текущего года составили 419 млн устройств, что на 2,3% меньше, чем за аналогичный период годом ранее; на долю смартфонов пришлось 36,7% от числа проданных аппаратов: рост за год - на 42,7%. В этом случае можно говорить о том, что в целом отрасль показывает стабильные результаты, однако заметно, как меняется структура спроса на различные изделия. По оценкам эксперта, доля смартфонов будет ежегодно расти на 15-20 % вплоть до 2015 года, тогда как остальные мобильные устройства ждет стагнация.

Однако каким бы ни был спрос на собственно мобильные телефоны, покупки через мобильные приложения будут только набирать обороты, уверена замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Пока этот рынок только начал подниматься, такой сервис предоставляют крупнейшие ритейлеры и операторы, но даже здесь есть возможность роста до 40% в год.  В дальнейшем к такому виду продаж подключатся мелкие и средние участники рынка, так как сами технологии обладают универсальными свойствами: на рынке присутствует достаточно готовых продуктов в виде мобильных приложений, да и разработчиков; компаниям нет смысла создавать отдельные сервисы или подразделения: достаточно просто заключить контакт на уже готовый продукт. С процессом распространения мобильного ритейла такие приложения будут дешеветь и для компаний-продавцов, и для конечных пользователей. Так что можно ожидать, что уже в течение 1-2 лет такого рода покупки займут равноценное место рядом с интернет-торговлей и начнут обгонять ее по товарообороту.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики