Если Бог умер

Если Бог умер

Джон Кэмерон Митчелл снял драму «Кроличья нора» по одноименной пьесе Дэвида Линдси-Эбейра, получившего за нее Пулитцеровскую премию. Главную роль в фильме сыграла Николь Кидман. Она стала и его продюсером. Фильм повествует о страданиях молодой пары, потерявшей ребенка. Молодая мать Бетти (Николь Кидман) все больше отдаляется от окружающих, замыкаясь в себе и своем горе. Она отдаляется и от своего мужа (Аарон Экхарт), который тоже остро переживает смерть сына. Если он может забыться в работе, карьере и общении с коллегами, то она — домохозяйка и часто проводит время в одиночестве. Судьба сводит ее с человеком, невольным виновником смерти ее маленького сына (малыш внезапно выскочил на дорогу). Общение с подростком Джейсоном (Майлз Теллер) заставляет Бекки не только переменить отношение к случившемуся, но и измениться самой.

Вспоминается картина «Антихрист» Ларса фон Триера, которая исследует уже не просто психологию страдания, а природу зла. Герои его фильма тоже муж и жена, потерявшие малыша. Социальные связи с другими людьми теряют для них значение. Мужчина и женщина замыкаются на отношениях друг с другом. Но довольно быстро психологический конфликт выливается вовне и обретает уже не просто личностные, а архаические черты, превращаясь из частной истории в универсальный миф об Адаме и Еве. Картина становится гротеском, представляющим мир погрязшим во мраке смерти и разложения. Речь в ней идет не о психологии переживаний, рассмотренной в ее социальном ракурсе (этому как раз и посвящена «Кроличья нора»), а об экзистенциальном или даже онтологическом конфликте, обретающем мистическую окраску. В каком-то смысле он пародия на европейскую культуру, на протяжении тысячелетий эксплуатировавшую миф об Эдеме. И если Бога нет, то его место занимает дьявол.

Николь Кидман снималась и в картинах Ларса фон Триера. Связана ли как-то идея экранизации «Кроличьей норы» со скандальной премьерой «Антихриста» на Каннском фестивале в 2009 году — сказать сложно. Возможно, что такие ассоциации могут возникнуть лишь в воспаленном воображении отдельно взятого зрителя. Но и та и другая ленты пытаются понять — может ли человек смириться с чудовищной и бессмысленной жестокостью этого мира. И если «Антихрист» провозглашает царство хаоса, принять который можно только осознав собственную к нему причастность, то «Кроличья нора» обращается к человеческим отношениям, уравновешивая на весах собственные страдания и страдания ближнего. Ведь кроличья нора — место, где хочется спрятаться от мира, но тогда вся жизнь пройдет мимо и ты не поймешь, насколько бездонным может оказаться горе другого.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности