Если Бог умер

Если Бог умер

Джон Кэмерон Митчелл снял драму «Кроличья нора» по одноименной пьесе Дэвида Линдси-Эбейра, получившего за нее Пулитцеровскую премию. Главную роль в фильме сыграла Николь Кидман. Она стала и его продюсером. Фильм повествует о страданиях молодой пары, потерявшей ребенка. Молодая мать Бетти (Николь Кидман) все больше отдаляется от окружающих, замыкаясь в себе и своем горе. Она отдаляется и от своего мужа (Аарон Экхарт), который тоже остро переживает смерть сына. Если он может забыться в работе, карьере и общении с коллегами, то она — домохозяйка и часто проводит время в одиночестве. Судьба сводит ее с человеком, невольным виновником смерти ее маленького сына (малыш внезапно выскочил на дорогу). Общение с подростком Джейсоном (Майлз Теллер) заставляет Бекки не только переменить отношение к случившемуся, но и измениться самой.

Вспоминается картина «Антихрист» Ларса фон Триера, которая исследует уже не просто психологию страдания, а природу зла. Герои его фильма тоже муж и жена, потерявшие малыша. Социальные связи с другими людьми теряют для них значение. Мужчина и женщина замыкаются на отношениях друг с другом. Но довольно быстро психологический конфликт выливается вовне и обретает уже не просто личностные, а архаические черты, превращаясь из частной истории в универсальный миф об Адаме и Еве. Картина становится гротеском, представляющим мир погрязшим во мраке смерти и разложения. Речь в ней идет не о психологии переживаний, рассмотренной в ее социальном ракурсе (этому как раз и посвящена «Кроличья нора»), а об экзистенциальном или даже онтологическом конфликте, обретающем мистическую окраску. В каком-то смысле он пародия на европейскую культуру, на протяжении тысячелетий эксплуатировавшую миф об Эдеме. И если Бога нет, то его место занимает дьявол.

Николь Кидман снималась и в картинах Ларса фон Триера. Связана ли как-то идея экранизации «Кроличьей норы» со скандальной премьерой «Антихриста» на Каннском фестивале в 2009 году — сказать сложно. Возможно, что такие ассоциации могут возникнуть лишь в воспаленном воображении отдельно взятого зрителя. Но и та и другая ленты пытаются понять — может ли человек смириться с чудовищной и бессмысленной жестокостью этого мира. И если «Антихрист» провозглашает царство хаоса, принять который можно только осознав собственную к нему причастность, то «Кроличья нора» обращается к человеческим отношениям, уравновешивая на весах собственные страдания и страдания ближнего. Ведь кроличья нора — место, где хочется спрятаться от мира, но тогда вся жизнь пройдет мимо и ты не поймешь, насколько бездонным может оказаться горе другого.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее