Год тихого кролика

В 2011 году страховые компании будут отлаживать бизнес-процессы. Качественного рывка можно ожидать лишь в следующем году

Год тихого кролика

Динамика страхового рынка в 2011 году, скорее всего, будет на уровне 2010-го, когда объем премий вырос на 26%. По-прежнему сегмент будет развиваться за счет признанных «локомотивов» — обязательных видов, добровольного имущественного и медицинского страхования, имеющих неиспользованные резервы роста.

2011-й — последний «золотой год» для компаний по общему страхованию. С января 2012 года страхование ответственности работодателя за причиненный вред работнику отходит компаниям по страхованию жизни. И страховщики non-life недополучат значительный объем премий. Для компенсации потери им потребуется новый массовый вид страхования. В частности, страховщиков привлекает идея введения обязательного медицинского страхования и обязательного страхования имущества от катастрофических рисков.

Однако регулятор рынка не считает обязательное страхование панацеей для роста. Ведь в случае гарантированного сбора денег у компаний пропадет всякий интерес улучшать сервис и бороться за клиента. Не оставляя надежд переубедить регулятора, страховщики пока сосредоточатся на решении технических вопросов — введении единого бланка полиса, подготовке агентских сетей, продвижении в регионы.

ВВП отразился на премиях

Страховые компании в наступившем году строят радужные планы. Итоги ушедшего 2010-го оказались более чем успешными: рост премий за год (декабрь 2009-го к декабрю 2010-го) составил 26,2% вместо ожидаемых Агентством по финансовому надзору консервативных 5,8%.

Основной вклад в развитие отрасли внесли обязательные виды страхования. ГПО ответственности владельцев транспортных средств получило премий больше на 28,6%, страхование ответственности работодателя — на 13,3%. Неплохо на их фоне смотрелись показатели по добровольным видам — страхованию имущества и медицинскому страхованию, выросшие на 16,3% и 20,8% соответственно.

Благоприятным фактором для развития страхования стал общий подъем экономики. Рост ВВП Казахстана в 2010 году на 7,8% восстановил спрос на страховые услуги. А поскольку на 2011-й также намечен стабильный, но чуть меньший рост ВВП в 5—7%, страховщики пребывают в хорошем расположении духа.

Дополнительный стимул для увеличения премий ГПО автовладельца дадут поправки в законодательство. С января 2011 года вводится единая форма страхового полиса по этому виду страхования. Замена бумажных бланков страховых полисов, выписываемых вручную, на электронную выписку единого образца поспособствует увеличению числа клиентов, поскольку до минимума сократится оборот фальшивых полисов. По подсчетам участников рынка, сумма премий по ГПО автовладельца должна удвоиться.

Кроме того, неплохие шансы для роста добровольной автогражданки — автокаско.

Страховые бюджеты субъектов предпринимательства вновь направляются на добровольные виды, растет покупательская способность населения, и по итогам 2011 года страховщики намерены выйти в твердый плюс.

Еще одна точка роста страхового рынка в текущем году — медицинское направление. Добровольное страхование на случай болезни стабильно растет: все больше граждан хотят получать качественное медицинское обслуживание, которое государственные клиники и больницы, к сожалению, сегодня не предоставляют. В связи с этим идея внедрения данного вида страхования не выглядит совсем уж безнадежной. Разговоры о введении обязательного медицинского страхования компании ведут уже давно, ссылаясь на необходимость дополнительных стимулов для развития страхового рынка. Кроме ожидаемого экономического эффекта введение «обязательной медицины» будет способствовать повышению качества рынка медицинских услуг в целом.

И хотя для развития обязательного медицинского страхования потребуется огромная работа — создание законодательной базы, решение вопроса с финансированием, подготовка квалифицированных кадров — эти усилия будут оправданны, ведь обязательное медстрахование даст возможность всем гражданам, независимо от уровня дохода, получать квалифицированную и доступную медицинскую помощь. Тем более что страховые компании имеют хорошие ресурсы для введения такого страхования, и рынок к нему готов.

Опять банки

Хорошие перспективы у добровольного имущественного страхования (ДИС) — доминирующего вида в портфелях страховых компаний. Во время кризиса объем премий по ДИС снизился по причине того, что в это время экономить на добровольном страховании имущества стали не только крупные корпорации, но и простые граждане. А поскольку этот сегмент рынка характеризуется низкой степенью конкуренции (70% рынка сконцентрировано в руках нескольких крупных кэптивных страховых компаний), то барьер входа для новых игроков часто непреодолим. Но поскольку регулятор ведет бескомпромиссную борьбу за прозрачность страхового бизнеса, аналитики предрекают, что время кэптива — страхования аффилированных со страховщиком компаний — подходит к концу, и в будущем драйверами роста в ДИС станет розничное кредитование.

Здесь поддержку страховщикам окажут банки. Пик роста плохих долгов пройден, и банки под гнетом ликвидности начинают потихоньку выдавать кредиты. Одно из важных направлений — кредитование населения. Уже сейчас очевидно, что спрос на автокредиты, ипотеку и потребительские нужды растет на фоне улучшения экономической ситуации. Страховщики единодушно отмечают восстановление объемов залогового страхования и спроса на страховую защиту — граждане стали чаще обращаться в страховые компании. Главный объект страхования — личное жилье, которое страхуют от пожаров, наводнений, противоправных действий третьих лиц, например, ответственности перед соседями за причиненный ущерб, тот же залив водой. С целью активизации спроса страховые компании еще два года назад стали вводить в практику так называемые коробочные продукты. Это стандартные базовые пакеты, предлагающие страховать конкретный риск, к примеру, недвижимость от затопления или пожара. Стоит такой продукт сравнительно недорого — несколько тысяч тенге. Его прелесть в том, что на базовый риск можно «накручивать» другие риски, например, добавить к страхованию стен квартиры еще и отделку помещения. Тем самым клиент сам выбирает себе продукт, исходя из своей платежеспособности и желания минимизировать определенные риски.

Тем не менее на фоне рыночного спроса страховщики не прочь страховать жилье в обязательном порядке, в первую очередь от катастрофических рисков в сейсмоопасных районах. Вероятность разрушительного землетрясения — пятьдесят на пятьдесят, и низкая убыточность этого страхования принесла бы компаниям дополнительный доход.

Тяга к экзотике

Планируемый в 2011 году рост банковского кредитования, с одной стороны, приведет к увеличению страховых премий, с другой — требует от страховщиков внимательного отношения.

Страхование финансовых убытков и раньше не пользовалось на рынке большим успехом ввиду сложности определения степени риска и его дальнейшего перестрахования. Зарубежные перестраховщики неохотно перестраховывали финансовые риски казахстанских компаний из-за непрозрачности структуры риска и отсутствия его адекватной оценки. Как следствие, за 2009 год сбор премий по страхованию финансовых рисков сократился в 3,5 раза по сравнению с 2008-м.

К тому же прошедший кризис сильно подпортил финансовые показатели ряда страховых компаний, которым пришлось возмещать банкам убытки. И теперь на рынке звучат предложения о том, чтобы страховать не самих заемщиков банка, как было принято, а кредитный портфель банка. Мол, в период кризиса банки, чтобы покрывать риски, стали требовать предоставления дополнительных залогов, а для многих заемщиков это требование просто невыполнимо. Традиционные залоговые емкости начинают постепенно себя исчерпывать, следовательно, на сцену выйдут нетрадиционные для нашего финансового сектора инструменты, одним из которых является страхование займов.

Но такое страхование невыгодно большинству участников рынка. Помимо убыточно низких тарифных ставок страховать придется «оптом», страховщики возьмут на себя риски ссудного портфеля банка, в котором сложно разобраться, какого качества риски в него входят. Вполне ясно, что такой риск можно будет отдать на перестрахование лишь по высоким тарифам. А значит, большую часть и без того мизерных премий страховщик должен будет отдать другому лицу. Для бизнеса такой подход не вполне разумен. Сегодня к такой «банковской рознице» готовы лишь кэптивные компании и независимые игроки, готовые к большому риску. Остальные страховщики сосредоточатся на понятном им страховании рисков заемщиков, в первую очередь их залогового имущества и здоровья.

Дела технические

С начала 2011 года законодательством введен ряд новых требований: страховым агентам следует пройти лицензирование, кроме того, им запрещено принимать наличные деньги от страхователей, поэтому компании в наступившем году сосредоточатся на корректировке бизнес-процессов и усилении технической базы. Нужно быстро внедрить портативные и стационарные пос-терминалы, развивать интернет-продажи. Эффективное использование агентской сети, новые продукты и сервис внесут значительный вклад в увеличение объемов страховых премий.

Помимо этого развитие получит внутренний рынок перестрахования. Уже сегодня, благодаря мерам регулятора, снижен объем средств, переданных на перестрахование зарубежным компаниям, с 49% на начало до 42% на конец 2010 года.

Усиление конкуренции заставит компании уделять больше внимания постпродажному обслуживанию клиентов. Новых продуктов, скорее всего, в 2011 году будет не так много. На местном рынке уже представлены основные страховые программы, и теперь они будут либо сочетаться, либо модифицироваться.

В целом же год ожидается спокойный, без потрясений.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики