Рынок обязательного страхования: в ожидании перемен

В 2011—2012 годах в сегменте обязательного страхования произойдут значительные законодательные изменения, которые в свою очередь могут повлиять на расстановку сил на рынке

Рынок обязательного страхования: в ожидании перемен

Рынок обязательного страхования (ОС) благодаря положительной динамике роста страховых премий за последние годы значительно увеличил свою долю в совокупном объеме страхового рынка. По итогам 11 месяцев 2010 года премии по ОС показали прирост на 16,4%, что позволило увеличить долю обязательного страхования в совокупном объеме рынка до 25%. Обязательное страхование в отличие от добровольных имущественных видов страхования является менее уязвимым к экономическим и финансовым потрясениям. На фоне общего падения отечественного страхового рынка в период кризиса премии по обязательным видам росли, и в итоге их доля в совокупном объеме рынка увеличилась практически вдвое (графики 1, 2).

Следует отметить, что уровень концентрации страховых премий на рынке ОС значительно ниже показателей по добровольному имущественному страхованию и страхового рынка в целом, что говорит о достаточно высоком уровне конкуренции среди страховщиков. На сегодняшний день на рынке ОС имеется более 20 активных участников, а у 13 премии, полученные по обязательным видам страхования, преобладают в портфеле (график 3).

Тем не менее следует отметить, что из девяти классов, входящих в сегмент ОС, на сегодняшний день активно развиваются лишь два, которые в совокупности приносят более 90% всех собранных премий в сегменте. А именно страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ГПО ВТС) и страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОСНС). Оставшиеся семь классов ввиду ограниченного круга потенциальных страхователей и неразвитости самого рынка все еще занимают незначительную долю (таблица 1).

В 2011—2012 годах по классам ГПО ВТС и ОСНС предстоят значительные законодательные изменения. Если в первом случае законодательные поправки во многом будут направлены на борьбу с мошенничеством, то изменения на рынке ОСНС ознаменуются передачей данного класса страхования в ведение компаний по страхованию жизни.

Прогрессивное ГПО

Обязательное страхование ГПО ВТС, на долю которого приходится более половины всех премий по обязательным видам страхования, можно назвать самым прогрессивным классом отечественного страхового рынка. За последние несколько лет в данном сегменте произошли существенные перемены.

В первую очередь следует отметить поправки от 7 мая 2007 года, внесенные в закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым был изменен подход к расчету страховой премии. Если раньше размер премии зависел от объема двигателя и территории регистрации транспортного средства, то теперь на стоимость страхового полиса влияет также возраст и стаж водителя, срок эксплуатации транспортного средства и наличие страховых случаев по вине автовладельца. Такие перемены привели к значительному росту тарифов по ГПО ВТС. Неудивительно, что в 2008 году сбор премий по страхованию ГПО ВТС вырос более чем в два раза, а некогда убыточный вид страхования стал приоритетным направлением для многих страховщиков (графики 4, 5).

Следует также отметить, что начиная с 2007 года на рынке страхования ГПО ВТС функционирует комплексная база данных, которая включает в себя информацию о действующих договорах страхования, в том числе данные о самих страхователях. Введение такой базы стало следствием роста количества мошеннических действий на рынке ГПО ВТС как со стороны страхователей, так и со стороны страховщиков. К примеру, уже не раз за последние годы поднимался вопрос о наличии большого количества поддельных страховых полисов.

На сегодняшний день до 30% отечественных автовладельцев не имеют полиса обязательного страхования либо держат на руках поддельные договоры. Согласно информации Министерства транспорта и коммуникаций на 1 декабря 2010 года, в Казахстане зарегистрировано 3, 3 млн автомобилей, тогда как по данным АФН на этот же период количество объектов страхования по действующим договорам страхования ГПО ВТС составляет 2,3 млн, или 70% от количества зарегистрированных транспортных средств.

Ситуация с большим объемом поддельных полисов возникла во многом из-за наличия широкой и порой неуправляемой агентской сети страховых компаний. До недавнего времени агрессивная политика некоторых игроков на рынке была причиной хаоса в их собственной агентской сети. Часто страховые компании не предъявляли никаких требований к страховым агентам, а учет страховых полисов практически не проводился. Все это привело к тому, что на рынке появилось большое количество необученных страховых агентов, контроль за которыми не осуществлялся. В качестве примера можно привести печально известную страховую компанию «Алтын полис» с ее несчетным количеством агентских пунктов.

Тем не менее благодаря активным действиям регулятора рынок страхования ГПО ВТС постепенно обретает более организованную форму. Так, уже действуют требования по ведению реестра страховых агентов, а с начала 2011 года АФН вводит единую форму страхового полиса с уникальным номером, присваиваемым из базы данных для всех участников рынка. Кроме того, с 2012 года страховым агентам в Казахстане будет запрещено принимать платежи наличными средствами. Все денежные расчеты между страховщиком и страхователем будут осуществляться на безналичной основе.

По итогам 11 месяцев 2010 года наибольший объем собранных премий по классу страхования ГПО ВТС приходится на АО «Нефтяная страховая компания», которая по сравнению с аналогичным периодом 2009-го увеличила свой страховой портфель почти на 40%. Но отрыв от ближайшего конкурента АО «Номад Иншуранс» невелик. Последний, благодаря активной маркетинговой политике, в 2010 году показал значительный прирост страховых премий (+68%) (таблица 2).

В целом, учитывая тот факт, что тарифная политика и условия страхования по ГПО ВТС регулируются на законодательном уровне, конкуренция в данном сегменте рынка осуществляется в основном за счет предоставления дополнительных услуг для страхователей. В частности, наиболее распространенным инструментом конкурирования на рынке ГПО ВТС являются разного рода подарки клиентам. В большинстве случаев страховщики предлагают различную сувенирную продукцию или дополнительную страховую защиту самого автомобиля от повреждений (АВТОКАСКО) в качестве подарка к страховому полису ГПО ВТС.

Как считает андеррайтер «СК “Лондон-Алматы”» Данила Столбов: «Такие инструменты конкуренции негативно сказываются на страховом рынке в целом, так как страхователь выбирает страховщика по ценности подарка, а не по его репутации или финансовому состоянию. Другими словами, в обязательном страховании ГПО ВТС с едиными тарифами клиент выбирает страховщика с самой дешевой премией — действительная цена полиса за минусом стоимости подарка».

На сегодняшний день на рынке ГПО ВТС основным инструментом конкурирования для страховщиков становится своеобразный скрытый демпинг. Ввиду наличия ограничений АФН по выплате агентского вознаграждения (для физических лиц — 10%) отечественные страховщики всеми способами стараются снизить реальную стоимость страхового полиса.

Такая политика продвижения товара в конечном итоге может вылиться в серьезные финансовые потери для самих страховщиков. Учитывая достаточно высокие административные затраты по страхованию ГПО ВТС (содержание многочисленных точек продаж, выплата агентского вознаграждения, расходы на рекламу и т.д.) и высокий уровень аварийности на дорогах, введение дополнительных издержек в виде подарков и поощрений, реальная стоимость которых порой достигает 30—40% от стоимости страхового полиса, может стать причиной отрицательной рентабельности по данному виду страхования.

Отечественным страховщикам помимо материального поощрения страхователей необходимо применять и иные инструменты конкурирования. Так, по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», по мере развития финансовой грамотности населения немаловажную роль будет играть уровень финансовой надежности страховой компании, и здесь будет стоять вопрос о наличии независимой оценки финансового состояния страховщика, например рейтингов. Немаловажным для страхователей будет и уровень сервиса в точках продаж, а также их непосредственная близость к потенциальным клиентам.

Большие перемены в ОСНС

Нынешний год станет последним, когда компании по общему страхованию смогут осуществлять деятельность на рынке ОСНС: 20 августа 2010 года вступили в силу законодательные изменения, предусматривающие передачу права осуществления деятельности по ОСНС страховым организациям по страхованию жизни (КСЖ). И уже с середины 2010 года КСЖ могут работать на рынке ОСНС наравне с компаниями по общему страхованию, а с 2012-го в данном сегменте рынка останутся исключительно life-страховщики.

Кроме того, если раньше объектом страхования по ОСНС выступал имущественный интерес работодателя в связи с его обязанностью возместить ущерб, причиненный здоровью работника (т.е. страховая компания осуществляет выплату пострадавшему работнику исключительно в случае наличия вины работодателя в произошедшем страховом случае), то теперь объектом страхования является имущественный интерес самого работника. Согласно поправкам работнику будет возмещен ущерб, причиненный его жизни и здоровью при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, независимо от того, по чьей вине произошел страховой случай. Поэтому и произошло изменение наименования самого класса ОСНС. Прежнее название — обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника.

Принятые поправки в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника» в большей степени касаются процесса урегулирования убытков и призваны устранить имеющиеся недостатки в законодательном регулировании отношений между участниками рынка.

Следует отметить, что сам рынок ОСНС представляет большой интерес для отечественных страховщиков. В 2010 году в данном сегменте рынка осуществляли свою деятельность 34 из 40 ныне действующих страховых компаний. Такой интерес в первую очередь вызван тем, что рынок ОСНС начиная с 2005 года (момента вступления в силу закона) регулярно показывает значительный прирост страховых премий. Более того, следует учесть и тот факт, что в качестве страхователей по ОСНС выступают исключительно юридические лица, что, как правило, требует от страховщиков меньших административных затрат, нежели розничное страхование, по которому затраты на ведение дела порой превышают половину всех собранных премий (график 6).

По итогам 11 месяцев прошлого года лидером по сбору страховых премий на рынке ОСНС является «Казкоммерцполис» (1 499 млрд тенге), который во многом благодаря отрицательному приросту премий страховой компании «Евразия» (–48%) увеличил свою рыночную долю до 12%. Незначительно отстает «Государственная аннуитетная компания» (таблица 3).

Страхование в растениеводстве

Рынок страхования в растениеводстве, имеющий стратегическое значение для развития сельского хозяйства в нашей стране, за последние годы переживает значительный спад. Начиная с 2008 года сбор премий в данном сегменте сократился почти на треть, а сам рынок уже на протяжении трех лет является убыточным для страховщиков (график 7).

Именно наличие отрицательной рентабельности по страхованию в растениеводстве (за 11 месяцев 2010 года уровень выплат составил 158%) стало основной причиной сокращения активности в данном сегменте рынка. Наличие высокого уровня выплат заставляет страховщиков ограничивать свою деятельность на рынке, а их место занимают так называемые общества взаимного страхования (ОВС). Не спасает и тот факт, что согласно закону «Об обязательном страховании в растениеводстве» государство возмещает страховщикам 50% от суммы выплат, произведенных в результате возникновения страховых случаев.

По мнению заместителя председателя правления АО «СК “Коммеск-Өмір”» Владимира Акентьева, страхование в растениеводстве не пользуется популярностью у страховщиков в силу огромной убыточности и 90-процентной предсказуемости этого убытка, поскольку Казахстан находится в зоне рискового земледелия, и нынешнее лето достаточно убедительно подтвердило этот общеизвестный факт.

Видимо, в 2010 году по этой же причине ушел с рынка «Альянс-Полис», который по итогам 2009-го входил в число лидирующих компаний по объему собранных премий. В целом по итогам 11 месяцев 2010 года на рынке страхования в растениеводстве имеются два активных игрока — это «Халык-Казахинстрах» и «Зерновая страховая компания», совокупная доля которых превышает 80% (таблица 4).

За последние годы все больше страхователей в лице крестьянских хозяйств предпочитают передавать свои риски в ОВС, нежели страховым компаниям. На это есть определенные причины. В первую очередь следует выделить нежелание самих страховщиков участвовать в страховании объектов, расположенных в регионах с высоким риском земледелия (как правило, это западные регионы страны). Кроме того, наличие недоработок в законодательстве, регулирующем деятельность на рынке страхования в растениеводстве, очень часто приводит к судебным разбирательствам между страховой компанией и страхователем. Суть в том, что при возникновении страхового случая размер страховой выплаты зависит от степени уничтожения посевов (полное или частичное), и в процессе определения этой степени часто возникают разночтения.

Отсутствие контроля за деятельностью ОВС позволяет последним значительно понижать стоимость договора страхования, что также играет немаловажную роль для потенциальных страхователей в выборе между страховщиком и ОВС (график 8).

Тем не менее ОВС, создаваемые по инициативе самих крестьянских хозяйств, за последнее время все чаще подвергаются критике. Высокий уровень страховых выплат и наличие демпинга со стороны ОВС зачастую не позволяют возмещать пострадавшим фермерам убытки в полном размере. Более того, крупные инвесторы, владеющие несколькими крестьянскими хозяйствами, имеют возможность создавать собственные ОВС, в результате чего имеющиеся риски фактически остаются внутри крестьянского хозяйства.

Все эти факты говорят о том, что страхование в растениеводстве в нашей стране требует определенных законодательных перемен, а сам рынок, который практически начал функционировать с 1997 года, все еще находится в зачаточном состоянии. В частности, на наш взгляд, необходимо стимулировать дальнейшее развитие рынка ОВС, в том числе путем его государственного регулирования (установления пруденциальных нормативов и требований для вновь создаваемых ОВС и т.д.), а также внедрить механизмы передачи рисков на перестрахование для ОВС.