Новый город как национальный проект

Каждой нации нужен Большой Проект. Масштабный пассионарный проект становится локомотивом экономики. Вокруг новой точки роста формируется инновационный сектор. Архитектура и строительство же, как показывает история, вполне подходят на роль такого Проекта

3D визуализация проекта инновационного города для Казахстана
3D визуализация проекта инновационного города для Казахстана

Амбициозный и яркий проект цементирует нацию, вносит драйв в общество, делает жизнь ярче, интереснее и осмысленней. Без таких проектов страны теряют динамику развития, проигрывают конкурентам, впадают в архаику. Для Казахстана как молодой страны большим национальным проектом может стать строительство инновационного экогорода. Новый город-спутник Астаны не только станет шагом в решении жилищного вопроса, но и задаст новый эталон жилой среды. Именно в сфере нового градостроительства у Казахстана есть возможность не только встроиться в мощный глобальный тренд «зеленого строительства», но и найти нишу, где можно стать сильным игроком на мировом рынке. Международный расклад сил в данной сфере пока позволяет это сделать.

Футурология плюс прагматизм

Почему именно строительство инновационного города должно стать нашим национальным проектом? Почему не фундаментальная наука или автопром? Почему точкой прорыва для Казахстана станет стройка, а не модные нанотехнологии?

При выборе нацпроекта надо проявить одновременно умение предвидеть будущее и холодный прагматизм. Национальный проект должен стать «прыжком в будущее» в той сфере, где Казахстан имеет шанс занять одно из лидирующих мест на мировом рынке. В то же время это должен быть очень реалистичный проект, дающий конкретные результаты и отвечающий на актуальные вызовы Казахстана. Инновационный город чудесным образом объединяет эти два подхода.

Как найти точку «прыжка в будущее»? Начнем с высоких материй. Текущий мировой кризис — это не только обвал финансовых рынков и падение производства. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер вывел закономерность: именно в период депрессии срабатывает триггерный эффект и запускается новый технологический уклад. Происходит смена парадигмы, инновационный прорыв смещается в новые области, меняются лидеры.

Какие же области могут задавать правила игры завтра? Далеко позади остался 4-й технологический уклад (массовое производство, автомобили, тяжелое машиностроение, авиация). Сейчас заканчивается 5-й (компьютеры, телекоммуникации, электроника, интернет). Революция в этих сферах уже состоялась, для новых игроков здесь нет места. И только начинает разворачиваться 6-й: био- и нанотехнологии, робототехника, высокие гуманитарные технологии, проектирование будущего и управление им, новая медицина, новое природопользование и вложения в человека.

В сфере нано- и биотехнологий у Казахстана, очевидно, мало шансов стать мировым игроком. А вот новое природопользование и вложения в человека — это те области, где конкуренция пока не так велика и возможности есть. Новое градостроительство — это как раз деятельность в этой сфере. В последние годы все ведущие города мира начали серьезные программы улучшения качества городской среды. Это не случайное совпадение, а веление времени. Рискнем предположить, что стать весомым мировым игроком в области урбанистики Казахстан может: «вход на рынок» здесь не такой дорогой, как в науке.

А теперь посмотрим на вопрос практично. Для Казахстана актуален жилищный вопрос. Строительство нового города как раз «закрывает» эту насущную необходимость. И возвращаясь к мировому раскладу, отметим, что у республики есть и определенные преимущества перед США и Европой. В этих странах жилищный вопрос в целом решен, там новые города не нужны, необходимо лишь улучшать существующие. В Казахстане возможно строительство города «с нуля», с новым качеством жизни, на основе новых принципов.

Время менять города

«Новый город» — сегодня это одна из самых актуальных тем в повестке дня всей планеты. Так, грандиозное «Экспо-2010», прошедшее в Шанхае, было полностью посвящено городам и имело слоган «Лучший город, лучшая жизнь». Урбанизация на планете нарастает. Картинки будущего тридцатилетней давности, где все человечество живет в собственных домиках, разбросанных по планете, реальностью не стали. Сегодня более половины населения планеты живет в городах, и темпы урбанизации увеличиваются. При этом вопрос, каким должен быть современный город, по-прежнему актуален и для Европы, и для Азии, и для Америки.

Важно понимать, что исторически выход из наиболее острых экономических кризисов всегда сопровождался перестройкой городов и городской экономики. В середине XIX века, после волны европейских революций, Париж был перестроен бароном Османом. Грандиозная реконструкция включала отказ от средневековой планировки города, новую инженерию и внедрение нового типа застройки. После Второй мировой войны, на выходе из Великой депрессии, в США запускается программа модернизации городов, которые приспосабливаются под нужды автотранспорта. Бурно развивается субурбия. Во время кризиса 70-х годов начинается переустройство Нью-Йорка и крупных западных городов. Редевелопмент промышленных территорий, дорогое жилье и коммерческая недвижимость вытесняют индустриальную, города сосредоточиваются на управленческих функциях. Нынешний кризис — это вновь время быстрого изменения городов.

Идет переформатирование городов в постиндустриальные. Промышленные, «фордистские» города прошлого цикла оказываются малоприспособленными для жизни людей нового поколения. С глобализацией резко усилилась конкуренция между странами и городами. Сегодня люди все меньше привязаны к городам, где родились. Они свободно перемещаются по планете: могут жить в Таиланде, работать через удаленный доступ на американскую компанию, а собственное жилье иметь и сдавать в Европе. Города остро конкурируют за наиболее талантливых, успешных и богатых людей. И одним из главных средств «войны» и переманивания людей является качество жизни.

Передовые мировые города активно переформатируются. Вот несколько трендов. Первый — ресурсосберегающие города. Пример: в Портленде 15 лет назад была принята программа его развития как постуглеродного города (post-carbon city). Это предполагало резкое сокращение автомобильного трафика в городе, развитие общественного транспорта, переход к возобновляемым источникам энергии. Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных авто и «зеленых» домов. Каждый год объем продаж бензина сокращается на пять процентов. Другой пример — немецкий Фрайбург, который поставил цель, еще недавно показавшуюся бы фантастикой — через три десятилетия перейти на альтернативную энергетику и полностью обеспечивать себя энергией.

Другой тренд — креативные города. Развитые страны активно трансформируют свои города индустриальной эпохи. Например, в Лондоне, Нью-Йорке приняты планы развития этих городов как креативных. Главная цель изменений — создать такую интересную и разнообразную среду жизни, где творчество и самореализация человека становятся основой всего. На первом уровне создаются условия для самовыражения людей, на втором — появляются возможности на основе этого создавать производства. Соответственно меняются и города. Популярный сегодня градостроительный прием — это создание целой сети особых общественных пространств, сети локальных подцентров. Вокруг них образуется так называемое третье место — third place. Это одновременно и территория общения, и зона отдыха, и место работы. До «третьего места» человек обязательно должен дойти пешком. Так образуется другое пространство жизни — плотная городская среда, насыщенная коммуникациями.

Предлагаемый нами проект строительства нового города учитывает эти и другие мировые градостроительные тренды и предполагает создание жилой среды принципиально нового качества.

Купольный город

В чем заключается наше видение города будущего? Главная идея — создание круглогодичного комфортного микроклимата в городе. Почему это главное? Потому что основной вызов для жизни в Казахстане — это суровый климат с огромными перепадами температуры (от -50°С зимой до +40°С летом) и сильными ветрами, снежными буранами и песчаными бурями.

По нашему видению, инновационный город для Казахстана может выглядеть так. Это город-«звезда», где центральная площадь перекрывается гигантским прозрачным куполом. Сферический купол символически отсылает к казахским мотивам (юрта на пастбище-жайляу). В центре города создается величественное сакральное пространство.

Также перекрываются и основные магистрали—лучи города. Навесы над улицами и центральный купол могут иметь специальные проемы, которые можно регулировать в зависимости от температуры и осадков. В результате даже в суровые зимние морозы за счет тепла, исходящего от домов и подземных коммуникаций, внутри пассажей-улиц будет сохраняться комфортная температура +10 +15 градусов. Большую часть года люди будут защищены от непогоды и смогут с удовольствием гулять, ходить по магазинам, сидеть в открытых кафе. В летнее время прохлада будет обеспечена естественной вентиляцией.

Идея создания города с улицами-пассажами еще недавно была малореальна. Сегодня ее можно осуществить, применяя новые инновационные материалы. Купол можно сделать из современных мембранных конструкций на основе полимерной пленки Texlon. Этот уникальный материал был изобретен для космической индустрии. Он прозрачен, но существует и возможность регулировать затенение. Материал долговечен, прочен, легок, элегантен. В отличие от стеклянных перекрытий, конструкции из текслона самоочищающиеся. Они не требуют дополнительного ухода, так как материал имеет настолько гладкую поверхность, что даже агрессивные загрязнители на задерживаются и легко смываются дождем и снегом. Технология, хорошо зарекомендовавшая себя на олимпийских объектах Пекина, быстро развивается, а цены на такие пленки серьезно упали за последнее время. Так что сегодня высокотехнологичный купол становится не только реальным с точки зрения инженерии, но и доступным по цене.

Город для людей, а не машин

Купольный город предполагает новый подход к решению автомобильного вопроса. Автомобили, дающие комфорт и свободу, создают для современного города наибольшие трудности. Выхлопные газы ухудшают экологию, в большинстве городов мира существуют проблемы с парковками и пропускной способностью улиц. Наконец, обслуживание дорог — это бесконечный и дорогой процесс.

Что же предлагается в качестве альтернативы? Первое: купол и галереи предохраняют дорожное покрытие от температурных перепадов и атмосферных осадков. В результате дорожное полотно не портится, а значит, можно сэкономить серьезные деньги на ремонте.

Второе: в купольном городе должны быть развитые системы общественного транспорта (скоростной трамвай, трамвай, автобус), которые снизят необходимость передвижений на личном автотранспорте. В новом городе будет комфортно жить и без авто. Третье: мы предлагаем освободить дворы от автомобилей. Машины убираются в подземные гаражи и многоэтажные паркинги. По внутренним дворам смогут ездить только «скорая помощь», пожарники и другие экстренные службы. Дворы освобождаются от машин и становятся полноценными зонами отдыха. Пусть дворы принадлежат детям!

Четвертое: электромобили. Очевидный тренд в мировом автомобилестроении — это постепенный переход к электромобилям или, по крайней мере, к гибридным двигателям. Этот переход пока сдерживается дороговизной таких машин и неразвитостью городской инфраструктуры подзарядки аккумуляторов. Но переход уже начался, альтернативы ему не видно. Так вот, купольный город можно спроектировать как город электромобилей.

Если станции электрической подзарядки автомобилей предусмотреть еще на этапе проектирования, то цена вопроса будет невелика. Зато первый город с электромобилями при правильном позиционировании вызовет большой интерес со стороны автоконцернов, которые не только захотят участвовать в таком проекте, но и могут взять на себя часть расходов.

В крайнем случае купольный полис может быть городом, где будут полностью запрещены авто с бензиновыми двигателями. Но даже если на первом этапе в городе будет электрическим только общественный транспорт, такси и машины городских служб, это кардинально улучшит экологию города. Итак, купольный город может стать первым городом в мире, спроектированным и построенным для использования электрического автотранспорта.

Умный город и другие инновации

Купол и перекрытия улиц, а также новые подходы к транспорту — это далеко не все инновации, которые можно было бы использовать. Радикально снизить себестоимость строительства можно за счет применения современных систем индустриального домостроения. Суть подхода в том, что, применяя новые системы проектирования, нет необходимости каждое здание города создавать «с нуля». Используя типовые элементы, можно упростить проектирование и стройку, но при этом добиться гармоничной и разнообразной городской среды.

Купольный город может стать одним из передовых IT-городов мира. Это подразумевает, конечно, не только скоростной интернет, но и массу сервисов, которые могут быть учтены еще на стадии проектирования. В единую сеть объединены все коммунальные, транспортные, социальные и прочие службы города. Система «умный город» сможет отвечать за комфортный микроклимат, циркуляцию воздуха, кондиционирование и уличное освещение. Здесь прекратят хождение обычные деньги: расчеты могут осуществляться с помощью пластиковых карт и кибер-денег. Может работать эффективная служба on-line заказа и доставки товаров населению, что будет экономить время жителей. Наконец, на новых принципах может работать медицинская служба, которая будет дистанционно отслеживать здоровье пациентов.

И, конечно, новый город станет экогородом. С красивым ландшафтным дизайном. С экономичным расходованием энергии и воды. С высокоэффективными системами утилизации отходов. С домами из экологически чистых материалов и с современными инженерными системами. В идеале город должен оказывать на природу минимальное влияние: потреблять минимум энергии, перерабатывая максимум мусора.

Купольный город может быть просто городом-спутником Астаны. С жилыми кварталами, офисами и торговыми центрами, с парками и скверами. Но было бы разумнее, если бы у него была специализация: к примеру, город науки. В таком случае в нем разместятся еще и исследовательские институты, лаборатории, офисы инновационных компаний, инкубаторы малого бизнеса и т.д. Возможна и более глубокая специализация города, а именно инновации в строительстве и архитектуре, экологии и IT. В таком случае Казахстан получил бы новый научный центр, а опыт купольного города можно было бы эффективно тиражировать.

Экогорода как полигон

Еще раз вернемся к международному контексту. Экостроительство сегодня — одна из самых быстроразвивающихся областей в мировой экономике. Оно обладает огромным потенциалом: многие исследователи считают, что именно «зеленое строительство» станет одним из драйверов мировой посткризисной экономики. В этом смысле купольный экогород прекрасно вписывается в глобальный тренд. Более того, он имеет шанс стать ярким проектом, который вызовет резонанс во всем мире.

Дело в том, что в 2000-е тема «зеленого строительства» вышла на принципиально новый уровень: от экозданий и экокварталов перешли к строительству экогородов. В Южной Корее было объявлено о строительстве инновационного города Новый Сонгдо с электромобилями и автомобилями на водородном топливе, пневматическими мусоропроводами и многим другим. Китай презентовал Донгтан и Новый Турпан — города с солнечными батареями, источниками геотермальной энергии и общественным транспортом на возобновляемой энергии.

Пожалуй, самым масштабным и ярким экопроектом мира должен был стать Масдар в ОАЭ. В городе, рассчитанном на 50 тыс. жителей, постарались применить целый спектр революционных технологий. Масдар проектировался как город, полностью обеспечивающий себя энергией и полностью перерабатывающий весь производимый мусор. Для Масдара специально была разработана революционная система автоматического индивидуального транспорта на электрической энергии.

Опыт Масдара интересен с нескольких позиций. Он вызвал огромный интерес со стороны крупнейших концернов мира, которые готовы были войти в проект партнерами. Они рассматривали Масдар как уникальную, экспериментальную и рекламную площадку. Но стройка Масдара была заморожена в 2008 году из-за кризиса, который очень сильно ударил по рынку недвижимости ОАЭ. «Внезапно» оказалось, что покупателей жилья в эмиратах не так много. Да и сам Масдар оказался для кризисного времени слишком футуристичен: он слишком далеко заглянул в будущее.

Казахский купольный город не так радикален, как Масдар. Его концепция больше отвечает реальным запросам, чем следует идеологическим схемам типа «город без выбросов CO2». Купольный город окажется намного дешевле ультрасовременного Масдара: по сравнению с обычной казахстанской стройкой он будет дороже всего на 5—15%. Реализация такого проекта не вызывает вопросов с точки зрения осуществимости даже в кризис. В частности, спрос на жилье в городе-спутнике Астаны очевиден.

При этом купольный город может перехватить у «замороженного» Масдара статус главного полигона экотехнологий. Свято место пусто не бывает: западные корпорации очень заинтересованы в наличии масштабной экспериментальной площадки и готовы поучаствовать в проекте деньгами. И здесь интересна связь времен. Казахстан в течение полувека был полигоном для испытаний в военных целях в области атомной энергетики и космоса. Теперь он может стать полигоном апробации лучших мировых «зеленых технологий» — тоже испытания, но в мирных целях и на благо человека. Купольный город может стать экспериментальной площадкой по созданию эталонной среды жизни.

Масса достоинств и синергетический эффект

«С жиру бесятся! Неужели у страны нет других проблем? Причин тратить деньги на игрушку вроде нового города нет!» — наверняка именно такой будет критика нашего проекта. Отмечу, однако, что мы не рассматриваем проект как очередной вариант элитного жилья. Это в первую очередь социальный проект, дающий казахстанцам жилье нового качества, но по доступной цене. Это будут и квартиры для среднего класса. При этом нужный людям проект принесет массу дополнительных выгод стране.

Что купольный город даст Казахстану? Во-первых, он будет работать на решение жилищной проблемы. Во-вторых, вокруг проекта сформируется кластер, связанный с новыми строительными материалами и инженерными системами, а также со строительной наукой. Произойдет селекция и апробация новых строительных технологий, что позволит вывести строительную сферу Казахстана на другую ступень развития. При определенном подходе реализация такого проекта может превратить Казахстан в экспортера строительных технологий.

В-третьих, город станет точкой роста экономики, местом, где сформируется кластер инновационной и креативной экономики. Это, кроме прочего, позволит удержать в стране талантливую казахстанскую молодежь, которой новый город даст возможность реализовать себя. В-четвертых, опыт купольного города можно будет тиражировать, то есть в Казахстане могут возникнуть кварталы и районы с новым качеством жизни по примеру реализованного пилотного проекта.

Мы перечислили достоинства проекта, если смотреть на него глазами казахстанца, но есть и международные аспекты. Выделим два из них. Первое: крупный уникальный проект привлечет в страну инвестиции и новые технологии. Это, естественно, даст импульс не только развитию экономики, но и ее переводу на инновационные рельсы. Второе: яркий проект станет прекрасной рекламой Казахстану и улучшит имидж страны.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня в Казахстане есть возможность построить город с принципиально новой, эталонной средой жизни. Это может быть прорыв на стыке IT- и экотехнологий, инноваций и традиций казахского народа. При строительстве инновационного города может возникнуть сильный синергетический эффект. Более удачный национальный проект для Казахстана, похоже, трудно придумать.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности