Купить ответственность

Редакционная статья

Купить ответственность

Как сделать так, чтобы районный аким сам приходил в только что открывшуюся в его районе фирму с нетрадиционным вопросом: «Чем я могу вам помочь?» Как кровно заинтересовать областные власти в том, чтобы их регион зарабатывал деньги? Развитие — это не только частный бизнес или иностранные инвесторы. Если нет сторонних инвесторов, можно создать прибыльное коммунальное предприятие, например, стройкомпанию, и строить дешевые дома. Конечно, это риск — может и не пойти, не сложиться. Но любое развитие, любой экономический рост несет в себе риск. Опаснее надеяться на других — на нефть, на Астану — и жить в долг.

Есть мнение, что если в унитарной стране регионы не притягивать ремнями к центру, может случиться всякое. Обычно собственное мнение на местах, опасное для установившегося порядка вещей, начинается с разного понимания денежных вопросов. Кое-кто решает, что он «кормит» остальных, а сам получает недостаточно. Это вызывает недовольство. Чтобы пресекать такие мнения в зародыше, Астана давно и последовательно проводит политику централизации государственных финансов. Деньги идут в центр, и только потом, в виде трансфертов — в регионы.

Все бы хорошо, только разрыв между регионами-спонсорами и регионами-реципиентами в последние годы становится все больше. Пример: налоговая служба Южно-Казахстанской области в относительно благополучном 2007 году собрала в сумме 108,3 млрд тенге. А бюджет области составил 143 миллиарда тенге — областные власти потратили больше, чем регион внес в общую казну. Кроме них в ЮКО еще очень неплохо вложился республиканский бюджет — в рамках различных целевых программ и проектов. Дальше — больше. В 2009 году областной бюджет вырос до 215,4 миллиарда, а налогов в области собрали всего 120 миллиардов. В прошлом году местные акиматы ЮКО успешно освоили 254,2 млрд тенге, а сборы всех возможных налогов за десять месяцев 2010-го принесли лишь 107,2 миллиарда. Да, ЮКО становится богаче, но это богатство не заработанное, а полученное по разнарядке из центра. Что мешает области с самым многочисленным населением и серьезной промышленной базой развиваться?

Это очень большой и сложный вопрос, и на него нет простого ответа. Особенно трудно на него ответить местным исполнительным властям. Люди в кабинетах вполне логично думают: а зачем вообще отвечать на такие сложные вопросы, если деньги на все необходимые нужды все равно приходят? Конечно, много не дадут, но на исполнение обязательств хватит. Главное — правильно и в срок тратить присылаемые средства. Народ тоже понимает — если в пригородах Шымкента проблемы с питьевой водой, а в Семее опять нет отопления, то виновата Астана.

Эта мысль, крепко засевшая в головах населения, для центральной власти не менее опасна, чем возможные заявки на увеличение доли в доходах от местной элиты. Глобальные экономические проблемы, дефицит бюджета и, как следствие, сокращение дотаций широкие массы будут воспринимать только через одну призму: «Они нам не дают!» Народный гнев на жадное правительство в далекой Астане вполне может быть использован ловкими местными политиками для своих целей.

Вы будете требовать от человека творческого подхода к работе, если заработанные деньги ему не выдают на руки? Акимы — тоже люди. Если область сидит на дотациях, имеет ли смысл переводить из нее весь собираемый КПН в казну? Может быть, оставить в местном бюджете, скажем, половину этого налога, для стимула собирать больше? Деньги все равно идут через Минфин, их путь отследить нетрудно. Но опора на местные источники позволит местным властям планировать расходы на годы вперед.

Вот такое планирование и стоит потребовать в обмен на долю самостоятельности в денежных вопросах. Почему бы не обязать акиматы всех уровней составить планы развития на три-пять лет? И каждого вновь назначенного акима — тоже. А каждый заявленный план можно привязать к местным доходам. Выделить их отдельной строкой: «Вот, на собранные с вас деньги мы построим новый водопровод. Суммы можете сравнить!» А потом — сравнить слова и дела.