Бревно в глазу

От редакции

Бревно в глазу

Казахстанские бизнесмены любят требовать от государства поблажек, помощи. Они говорят о том, что своих надо всемерно поддерживать. Местные деловые СМИ на протяжение многих лет полны разного рода стенаниями предпринимателей и бизнес-ассоциаций, требований к правительству, обвинений в адрес банков… И все это по-своему справедливо. Но почему наши глаза должны быть устремлены только в сторону плохой Астаны? Почему всплывают только собирательные образы неэффективного, но абстрактного правительства, корыстных банкиров, коррумпированных акимов? Почему бы не обратить взор на себя, не посмотреться в зеркало?

Сколько компаний в кризис оказалось на грани? Сотни и сотни организаций зависли над краем пропасти и стали вопить, чтобы правительство как супермен примчалось по воздуху и спасло их. Но супермен оказался упитанным и неповоротливым, что вызвало волну возмущения среди гибнущих «бизнес-леммингов», которые сами себя до такой жизни и довели.

Нужно понимать, что любая компания — это такая же структура, как и государство. Только государство не может идти на коммерческий риск, так как у него имеется социальная функция. Поэтому каждый шаг взвешивается тщательно. Иногда так тщательно, что о первоначальной цели перемен забывается. К тому же государство — это огромная махина, которую из-за ее размеров очень трудно развернуть. Все это не оправдывает чиновников, которые не хотят ничего предпринимать, а вместо этого лишь горазды разглагольствовать. Какой бы ни был большой слон, им можно научиться управлять и при должной тренировке он может даже начать под возницей бегать. Причем туда, куда тот его направит. Однако мы сейчас не о чиновниках. Мы о бизнесменах.

А под бизнесменами, если продолжать метафору, куда более резвые животные — кони. Под некоторыми, конечно, ослы. Под другими верблюды, а третьи запрягли мулов. Но как бы то ни было, своих вьючных нужно любить, нужно как следует их кормить и нужно самим уметь ими управлять. Если вы истощили свою кобылу, а потом на вас напали волки, кто ж вам виноват, что она не смогла унести от них ноги?

В этом номере «Менеджмента роста» вы найдете кейс компании, которая оказалась к концу 2008 года в предбанкротном состоянии. Ряд не таких уж сложных действий, которые произвел новый менеджмент, привел к тому, что эта умирающая организация стала лидером на своем рынке меньше, чем за два года. Пришедшие управленцы совершенно обоснованно гордятся своим успехом. Но если вдуматься, чего такого сверхъестественного они сделали, чтобы в условиях кризиса нарастить обороты в два с лишним раза? Да просто навели порядок в организации, наладили работу!

Казахстанские бизнесмены часто говорят, что им нужны дешевые кредиты, чтобы расти, а подлые банкиры им их не дают. Но чтобы вырасти вдвое, сократив при этом штат, компании, о которой мы говорим, не понадобился никакой кредит. Его бы никто ей и не дал, учитывая ее скверную репутацию как заемщика, оставшуюся в наследство от прежнего менеджмента. Однако компания выросла вдвое! И это в условиях жесточайшей конкуренции с импортом.

Единственная помощь от государства, которая была ею получена, заключалась в том, что оно реструктуризировало старые долги. Которых и не появилось бы, если бы у руля в середине двухтысячных стоял адекватный менеджмент. При этом можно смело предположить, что прежняя команда управленцев так и считалась бы неплохой, если бы ее некомпетентность не обнаружилась бы из-за кризиса.

О чем говорит этот пример? О том, что прежде чем просить чего-то от государства, обвинять его в неэффективности, предательстве интересов отечественного производителя и вообще казахстанской экономики, нужно посмотреть на себя. Не предают ли предприниматели и директоры сами себя, когда бездарно управляют предприятиями? Не нужно ли им самим сначала довести до совершенства собственные организации, внутренне развиться, и только потом с чистой совестью начинать просить чего-то от властей?