Беспонтовая книга

Книга PR-практика уже нашла своих читателей и даже поклонников. В ней все, что нужно для специалиста по связям с общественностью: эксклюзивные теоретические знания, собственные примеры и яркая форма подачи материала

Домбай Куат. Казахстанский PR без понтов, или Как поднять компанию без рекламы. — Алматы , 2009. — 80 c.
Домбай Куат. Казахстанский PR без понтов, или Как поднять компанию без рекламы. — Алматы , 2009. — 80 c.

Совсем не уверен, что эта книга попадет в казахстанские перечни рекомендуемой литературы по PR-курсам. Собственно, в них вообще нет ни одной казахстанской работы по Public Relations и включены не только добротные англоязычные источники, но и порой сомнительные по качеству многочисленные пособия российских и украинских авторов. Кстати, открыли эту книгу студенты-журналисты, заявив, что ничего лучшего по PR они не знают. Они, конечно, максималисты, но правы, безусловно. Можно оспорить существование самостоятельных форм PR-деятельности в стране, можно критиковать имиджевые проекты в политической и государственной сфере. Бесспорно и то, что мы видим в Казахстане в бизнесе — это в большей мере наработки, привнесенные уже состоявшимися международными компаниями. Однако внешне ориентированный человек складывается и в нашем обществе. И с ним надо соответствующим и должным образом работать — устанавливать связи. В современной ситуации персонализации (иначе — «мне не нужна информация, которая меня лично не касается») и пресыщения вербальной информацией выигрывает тот, кто одновременно предсказуем и оригинален. Каламбура в этом случае нет: содержание вашего «товара» не должно противоречить моим жизненным установкам, а вот форма может быть и необычной. Кстати, к настоящему времени в Казахстане уже есть несколько своих доморощенных докторов наук по теории Public Relations, есть учебные программы и даже государственные стандарты по этой специальности. Можно предположить, что именно эта часть «околопиаровской публики» от книги поморщится. Почему? Ответ тоже очевиден. Это тот случай, когда «пришлый варяг от сохи» обнажает очевидную пустоту «академиков». Одновременно типична ситуация, когда маркетинговые коммуникации и собственно PR-курсы преподают люди (больше из остепененной части), ни дня не проработавшие на фирме и не написавшие в своей жизни ни одного пресс-релиза. Но это мелочи нашей образовательной жизни.

PR всегда возможен в трех переплетающихся ипостасях: как конкретная практическая деятельность, как научная дисциплина и как учебный курс. Книга Куата Домбая любопытна со всех этих трех точек зрения.

Что в ней есть? Да, содержание вторично, но автор этого и не скрывает, а специально подчеркивает, что предложил изложение западных источников. Но в работе нет местечковости и третичности пересказа, как это часто бывает в пособиях по близкой тематике. Впервые в казахстанской литературе автор не сводит полноценную PR-службу исключительно к журналистскому варианту установления связей с общественностью. Благодаря тому, как все осмысленно и предложено в книге, становится понятным, как следует создавать, поддерживать и трансформировать пресловутый имидж. Во всех тех случаях, которые рассмотрены в работе, всегда обнаруживается ключевое понятие — символическое упрощение как основа любого PR-проекта. Наконец, он постоянно призывает видеть будущих специалистов: как конкретное моделируемое событие (информационный повод) работает на нечто более общее — репутацию.

Автор делится личным опытом работы, иногда идеализирует свои усилия, на то он и амбициозный профи. Но обвинить в мифологизации собственных PR-примеров Домбая вряд ли удастся. Конечно, можно попутно пофантазировать о пользе возможного мастер-класса от Домбая в университетской аудитории. В наших учебных пенатах больше практикуется приглашение американских или российских визави.

В 80-страничной книжице казахстанский практик успел обратиться если и не ко всему, то ко многому и наиболее важному: к базовым понятиям и практическим умениям (как писать пресс-релизы, проводить конференцию и т.д.). Замечательно и то, что «знаниевая» линия обучения на материале этой книги может быть благополучно прервана. Имеется в виду та знакомая многим ситуация, когда преподаватели-священнослужители основательно и бестрепетно передают фундаментальные знания. Можно было бы возразить, что и анализ ситуаций из практики (case-study) в учебном процессе зачастую сомнителен. Практическая направленность снижается тем, что каждый случай по-своему уникален и неповторим. В данной книге в первую и последнюю очередь предложен исключительно анализ казахстанской практики. Причем приводятся как удачные образчики, так и те ситуации, когда задуманный PR-проект в силу разных причин не состоялся. Пожалуй, только так может прийти понимание общего: объективности, нормативных принципов, критериев оценки и выбора PR-технологий. Дан этот анализ изнутри — глазами человека, сотворяющего PR-событие. Правда, не всегда этот анализ договорен до конца. Причины этого умолчания не всегда конъюнктурного характера. Что-то нужно порой прочитывать между строк. Да, представленная книга не есть полноценное учебное пособие. Не все авторы и не всегда на это способны. А оригинальная и эпатажная форма преподнесения материала только подкрепляет и развивает классическое понимание этого вида деятельности «как планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью» (такое определение дает Международная ассоциация работников PR).

Через многое и главное (текст, примеры и даже графику) был создан продукт, приемлемый для потребителя. Cама книга одновременно предсказуема и оригинальна, возможно, так оно и задумывалось. В любом раскладе книга работает на идеальное качество PR-профессионала — мыслить глобально, но действовать локально.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?