Вначале было слово

Вначале было слово

Если столетия назад члены королевской семьи соперничали между собой за право обладания короной, не гнушаясь средствами, нередко крайне коварными и жестокими, то теперь, в эпоху торжества демократии, парламентарной культуры и прав человека, они всеми способами пытаются переложить эту почетную обязанность на плечи друг друга. «Что может король — распустить правительство, начать войну? — риторически вопрошает король Георг VI, в великолепном исполнении Колина Ферта в фильме “Король говорит!”. — Нет. Он может быть лишь посредником». Режиссер Том Хупер рассказывает историю о том, как становились королями в ХХ веке. И хотя брат Георга, Эдуард VIII, больше запомнился потомкам отказом от престола ради любимой женщины, Хупер, иначе расставляя акценты, заставляет задуматься о том, как личность оставляет след в истории. Отказ Эдуарда предстает в картине не жертвой ради любви, и даже не верностью любимой женщине, а бегством от ответственности и долга и свидетельством страха перед тем, что ты не в силах исполнить. При этом «Король говорит!» — не исторический фильм, а скорее философско-психологическое исследование человеческих отношений и увлекательное повествование о том, как можно преодолеть личные комплексы и предрассудки.

Картина иронична, в ней много тонкого, но вполне понятного английского юмора. Хупер попал в самую точку — на фоне современной риторики, разоблачающей нечистоплотность политиков и правительств, обличающей пороки и коварство власти, картина о ценностях, традициях, моральных нормах и чувстве долга не избранного, но призванного происхождением монарха, ставшего объектом гордости и любви подданных, хранителя социальных устоев, смотрится гуманно и актуально. Конечно, найдутся те, кто обвинит режиссера в однобокости и идеологической конъюнктуре. И в чем-то они будут правы — тот, кто обладает реальной властью и принимает решения, даже если он и отстаивает интересы государства, а не преследует личную выгоду, не может руководствоваться исключительно представлениями о чести и достоинстве. Политика и мораль — понятия мало совместимые. Но все же обществу нужны хорошие примеры, дающие уверенность в завтрашнем дне, в том, что те, кто наверху, могут служить образцом нравственности и стать лицом целого общества. Парадокс в том, что перед нами не человек, поднявшийся по социальной лестнице и сделавший карьеру, а тот, кому власть передается генетически по крови и долгу наследования.

Благодаря повороту сюжета и удачно продуманному образу второго главного героя фильма, логопеда Лайнела Лога, который оказывается не просто врачом, исправляющим дефекты речи, а тонким и опытным психологом, зрителя посвящают в тайны королевской семьи. Неизвестно, что больше повлияло на речь будущего короля: генетическая наследственность или семейные ритуалы. Но заикание Георга, как с самого начала определяет Лог, обусловлено не столько физиологическими, сколько психоаналитическими предпосылками. Умерший в юном возрасте брат-эпилептик, впавший перед смертью в слабоумие король-отец Георг V не могли не наложить роковой отпечаток болезненности на наследника престола и не вызвать у него чувства обреченности. Но еще большее влияние оказали условия жизни и воспитания монаршего отпрыска. Вступление на престол становится для герцога Альберта, для близких просто Берти (так он звался до того, как стал Георгом VI), жизненной инициацией, душевным преображением, но не в мистическом, а в рациональном смысле. Недаром Лог (его с не меньшим, чем Ферт, пылом играет Джеффри Раш), объясняясь с королем, замечает, что главное не титулы и звания, а опыт (здесь Лог и Локк* оказываются созвучны), который наносит на tabula rasa, «чистую доску» нашего сознания, свои неизгладимые знаки. Это значит, что человек сам в процессе всей жизни преобразует и меняет себя, он может переписать сюжет своей жизни, пересказать, выговорить то, что было тщательно скрыто в глубинах бессознательного и тайно определяло его поступки.

Речи придается ведущее значение в психоанализе. Искусство риторики стоит у истоков европейской цивилизации, формируя важные принципы общественного устройства и индивидуального сознания. Как нельзя лучше это понимаешь благодаря одной из сцен фильма, когда королевская семья случайно смотрит пленку с выступлением Адольфа Гитлера. Речь фюрера по своей избыточной экспрессивности, резкости и агрессивности производит зловещее, пугающее впечатление. Эффект усугубляется незнанием языка, на котором говорит оратор. Когда дочь Елизавета спрашивает отца, о чем говорит человек на экране, Георг отвечает: «Я не знаю, но делает он это неплохо». Из эпизода становится ясно, что король окончательно укрепляется в необходимости своей миссии — «стать буфером между герром Гитлером и товарищем Сталиным». А для этого нужно превозмочь себя, найти силы и сделать то, что так претит натуре — говорить с аудиторией, играя роль посредника. Начало ХХ века — время масс и культа личности, а также расцвета радио и зарождения кинематографа. Голос Левитана прошел через всю Великую Отечественную с миллионами советских людей, став для них символом Победы. Как сообщается в финале фильма, выступления короля Георга во время войны пользовались большой популярностью у британцев. В картине создан позитивный образ традиционной Великобритании, бережно хранящей и передающей опыт предшествующих поколений, чью историю делали патриоты, пекущиеся о благе отечества. Сценарист Дэвид Сайдлер был в числе слушателей знаменитой The King’s Speech, «Королевской речи», запомнившейся ему на всю жизнь, ею и завершается картина. Более того, сам Сайдлер заикается, и мог опереться на собственный опыт в понимании этой проблемы.

«Король говорит!» завоевал семь наград BAFTA как «Лучший фильм», Колин Фёрт — как лучший актер, а Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер были признаны лучшими исполнителями ролей второго плана, также лучшими были названы сценарий и музыка к фильму. Картина стала триумфатором премии «Оскар», одержав победу в главных номинациях — «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а Колин Ферт получил «Оскара» за роль короля.

* Джон Локк — представитель школы английского эмпиризма, провозглашающего опыт основой познания. Основатель теории сенсуализма, автор высказывания «Нет ничего в уме, чего бы не было в ощущениях».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности