Доменные войны

Доменное имя или адрес сайта является первым, очень важным пунктом в создании любого сайта и для бизнеса в целом. Но выбрать имя потенциальный владелец может лишь из числа свободных доменов. Если же подходящий и необходимый компании сайт уже создан или занят кем-то, то компания договаривается с владельцем о покупке доменного имени. Но существует и не совсем нелегальный способ занимать интересные домены

Доменные войны

Доменное имя или адрес является первым и очень важным пунктом в создании любого сайта, будь то сайт компании или отдельной персоны. По мнению многих людей, доменные имена являются важными также и для бизнеса в целом, и они готовы тратить недели, месяцы, чтобы подобрать подходящее имя.

Как показывает практика, доменное имя должно быть легко запоминаемым и иметь намек на цель бизнеса; к примеру, доменное имя новостного сайта обычно состоит из слова news (новости). Но выбрать доменное имя потенциальный владелец может лишь из числа свободных.

Если же подходящий и необходимый компании сайт уже создан или запаркован (не работает, но числится за владельцем как занятый) кем-то, то компания договаривается с владельцем о покупке доменного имени. Купля-продажа доменов - вполне естественное явление современности. Самым дорогим сайтом, купленным в 2009 году, стал Insure.com, который оценили в 16 млн долларов (таблица 1).

При этом среди самых дорогих доменных имен в Рунете можно отметить такие, как Sms.ru, который был оценен в 550 тыс. долларов, Casino.ru, оцененный в 250 тыс. долларов, People.ru — 90 тыс. долларов. Это само по себе пусть и меньше стоимости доменов в зоне .com, но тоже немаленькие суммы. 

Спекулянты

И вполне логично, что находятся предприимчивые люди, а порой и целые компании, которые хотят заработать на удачной перепродаже доменов. В Казахстане же, в отличие от западных стран, количество таких компаний в 5-7 раз меньше, как меньше и цены за домен: от двух до трехсот долларов. Такие компании заранее регистрируют и оплачивают потенциально интересные для продажи доменные имена. Эту деятельность называют киберсквоттингом, а также домейнингом, который специалисты условно делят на предметный, тайпсквоттинг и брендовый домейнинг.

Особенностью предметного домейнинга является то, что предприимчивые люди регистрируют в качестве доменного имени общеупотребительные наименования видов товаров или услуг - такие, как toys.kz, haircut.com и т.д.

Согласно данным специального сайта по продаже доменов sedo, тайпсквоттинг – это регистрация доменов, близких по написанию с популярными интернет-сайтами либо с известными торговыми марками. Идея таких сайтов основывается на надежде, что интернет-пользователи при наборе адреса ошибутся. Так, например, ярким примером стал зарегистрированный домен jandex.ru, близкий по написанию к yandex.ru.

К брендовому домейнингу относятся зарегистрированные домены, содержащие чужие торговые марки и другие объекты интеллектуальной собственности. Известность торговой марки привлекает на сайт посетителей, а владелец доменного имени использует повышенную посещаемость в собственных целях. Понятно, что такая деятельность нарушает права законных владельцев торговых марок. Именно в результате таких нарушений и появляются так называемые доменные споры.

Есть два возможных выхода из доменного спора. Во-первых, компании выкупают занятые домены. Во-вторых, как чаще всего и бывает, известные компании борются за свои права в судебном или арбитражном порядке. Кроме того, суды взыскивают с недобросовестных владельцев доменов возмещение ущерба и судебные издержки. А общемировая практика разрешения таких споров, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности,  составляют более 89% случаев в пользу правообладателей (таблица 2).

Относительные правды

Одним из ярких примеров этого года является спор вокруг домена windows.ru. Софтверный гигант Microsoft Corporation в августе заявил о своих правах на домен, изначально зарегистрированный на компанию «Интерстройпласт», занимающуюся производством современных пластиковых окон и дверей. Естественно, что Федеральный арбитражный суд московского округа постановил передать использование домена, содержащего явное название известного продукта, корпорации Microsoft.

Очередной доменный спор, имевший место в ноябре этого года, связан с компанией Google. Она обратилась в Национальный арбитражный форум США и потребовала передать ей все права на использование домена googlewebacademy.com. Без долгих размышлений имя было передано Google.

Но не всегда компаниям, чье название фигурирует в домене, передают права. Так, компания Audi месяц назад подавала жалобу на владельца имени audicity.com в Посреднический арбитражный центр ВОИС. Она утверждала, что спорный домен очень похож на товарный знак Audi, на что у ответчика нет никаких прав. Однако истцу не удалось забрать домен, так как не нашлось ни единого факта того, что ответчик каким-то образом пытался получить материальную выгоду от использования товарного знака известной компании, да и тематика сайта не имеет ничего общего с автомобильной индустрией. После провала в суде компания Audi попросила добровольно передать ей домен, но владелец audicity.com ответил отказом.

В декабре этого года ВОИС вынесла вердикт по одному из самых глупых доменных споров, начавшемуся в марте 2012 года. Дело в том, что компания Pistone&Wolder решила создать сайт для своего интернет-проекта по адресу Beehive.com, но этот домен находился в собственности фирмы Alliance Capital Management около 10 лет. Pistone&Wolder начали переговоры о покупке доменного имени, но его владелец отказывался его продавать по цене менее 100 тыс. долларов. Поскольку Pistone&Wolder не были готовы платить такую сумму за домен, они зарегистрировали фирму ТОО «Вeehive.com» и направили в ВОИС жалобу, в которой фирма Beehive.com потребовала себе права на домен Beehive.com. Но жалоба была отклонена.

Заметим, что большинство доменных споров происходит в странах США и Европы (таблица 3).

Ориентир на мировую

Что касается Казахстана, то в стране мало внимания уделяют интеллектуальной собственности в Сети, значению доменных имен, и многие компании не прибегают к международным организациям для разрешения щепетильных ситуаций с присвоением домена, похожего на название их компании. Да и аналогов ВОИС в Казахстане нет.

Есть KazNIC, который несет ответственность за регистрацию доменных имен в зоне KZ.  Но при этом он не определяет правомочность регистрации доменного имени и каким-либо иным образом не оценивает нарушения прав третьих лиц.

Несмотря на это, у KazNICа существует свой порядок разрешения спорных вопросов, согласно которому заявителю до подачи жалобы в KazNIC необходимо обратиться к владельцу доменного имени для урегулирования вопроса мирным путем.  Если в течение 30 дней владелец доменного имени не реагирует на обращение или стороны не могут прийти к согласию, то заявитель может подать жалобу напрямую в KazNIC. При этом KazNIC не выступает в качестве арбитра и не решает вопросов о  действительности или недействительности права собственности третьих лиц. Изначально он направляет запрос владельцу доменного имени на предмет наличия у последнего прав на домен; если у владельца прав нет, то  KazNIC временно блокирует его от использования любой из сторон и передает дело в суд.   

Но чтобы не доводить дело до долгих судебных разбирательств, KazNIC рекомендует владельцам компаний своевременно регистрировать доменные имена, тождественные товарным знакам.

Также следует вовремя оплачивать зарегистрированные домены, иначе есть риск, что его может перекупить третье лицо, и весь труд, затраченный на раскрутку сайта, станет напрасным. Так произошло и с создателем сервиса для СМИ и блогеров Жанной Прашкевич, которая, не оплатив домен journalist.kz, потеряла его, и некоторое время сервис находился по неприглядному адресу jurik.kz, пока не стал newsroom.kz.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом