Останемся в стороне?

Останемся в стороне?

Пока основные источники финансирования экономики — банки, нефтянка и госбюджет — стабильны, повторного кризиса в Казахстане не будет, считает советник председателя правления НАЦ при правительстве РК Шамиль Дауранов.

— Еще в прошлом году, когда начался бюджетный кризис в Европе, мировые экономисты заговорили о возможности второй волны глобального кризиса. После событий в Японии и начала войны в Ливии это мнение даже укрепилось. На ваш взгляд, в случае повторного кризиса будет ли втянут в него Казахстан?

— Бюджетный кризис в еврозоне вовсе не является новым фактором, который приведет к глобальному финансовому кризису. Все европейские страны, которые в ближайшей перспективе будут иметь проблемы по сбалансированности государственного бюджета, известны. Это Греция, Ирландия, Португалия, Испания и, возможно, отдельные страны Восточной Европы. Для смягчения этой проблемы в Европе приняты упреждающие меры и определены источники оказания финансовой поддержки из ресурсов еврозоны.

По моему убеждению, новый виток кризиса может быть в том случае, когда крупные финансовые пузыри начнут разваливать глобальную финансовую систему и оказывать негативное влияние на экономику крупных стран.

Глобальная статистика финансов и экономики показывает, что принятые мировым сообществом меры по выходу из кризиса с каждым месяцем улучшают ситуацию. Темпы позитивных изменений еще невысоки, но тенденция к улучшению положения в инвестиционной сфере, на рынке труда и в потреблении товаров и услуг устойчивая.

Международные финансовые и экономические организации проводят мониторинг развития ситуации во всех странах. МВФ в январе 2011 года увеличил оценку итогов за 2010 год и прогноз на 2011 год.

События в Японии многие эксперты оценивают как положительный фактор в части оживления инвестиционной деятельности и технического развития производства как в самой Японии, так и в странах — основных ее конкурентах. Многие ожидают, что первые сигналы будут проявляться уже во втором полугодии текущего года.

Что касается возможности вовлечения Казахстана в новую пучину кризиса, то это практически невозможно. Такая уверенность подкрепляется тем, что за счет проведения антикризисных мероприятий внешний долг банковской системы на 1 октября 2010 года по сравнению с концом 2007 года сократился на 27 миллиардов долларов: с 45,9 миллиарда до 18,9 миллиарда. Мировые цены на экспортную продукцию вернулись на уровень самых благоприятных, и их динамика в 2011 году продолжает оставаться положительной. Государственный бюджет Казахстана обеспечивает финансирование государственных расходов и развитие инфраструктуры, а также оказывает поддержку в части создания конкурентоспособных производств.

То есть три самых главных источника финансирования — банковский сектор, нефтянка и госбюджет, которые и генерируют развитие казахстанской экономики, находятся в условиях устойчивого состояния.

— Казахстанская экономика сильно зависит от цен на нефть и металлы. Например, после осени 2007-го, когда произошел банковский кризис, Казахстан еще держался за счет хорошей ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Сейчас цены тоже высоки, что для нас хорошо. Какими могут быть последствия их резкого падения?

— Высокий уровень мировых цен в существующих условиях развития глобальной экономики — это не только свидетельство несбалансированности спроса и предложения на основные топливные и сырьевые ресурсы, но и неуверенности финансистов в рынке ценных бумаг. В связи с этим некоторая часть финансовых ресурсов оказывает спекулятивный эффект на уровень цен на такие виды продукции, как нефть, газ, золото, серебро, медь, никель, титан и другие. По всей вероятности, этот фактор в среднесрочной перспективе будет сохраняться, что окажет соответствующее влияние на уровень мировых цен на топливо и металлы.

Видимых причин ухода спекулятивного капитала на финансовый рынок эксперты пока не видят.

— Считаете ли вы эффективной государственную помощь в период кризиса (2008—2009 годы)? Нуждается ли сегодня экономика в стимулирующих мерах со стороны властей? И хватит ли ресурсов у государства, чтобы помочь экономике в случае нового удара с внешних рынков?

— По первой части вопроса — однозначно да!

Я считаю, что стабилизирующую часть выхода из кризиса правительство, Нацбанк и АФН выполнили добротно. Финансовые пузыри сдуты, активы большинства банков сохранены, государственный бюджет не имеет проблем, которые сегодня преследуют многие государства мира. Доходы населения приняли тенденцию к росту. Предприятия, продукция которых пользуется спросом, работают ритмично. Малый бизнес обеспечивает свою нишу в производстве и торговле товарами и услугами.

В данный момент власти Казахстана сосредоточили внимание на развитии человеческого и произведенного капитала. Эта работа требует много времени и средств. Время покажет, как удалось решить проблему качественного обновления человеческого и производственного потенциала страны.

— Как вы думаете, можно ли говорить о полном выходе Казахстана из предыдущего кризиса, если учесть, что потребительский спрос, хотя и вырос, не достиг еще предкризисного уровня, как и объем инвестиций в производство?

— Я полагаю, что говорить о полном восстановлении докризисного потенциала нет необходимости, так как многие производства были порождены денежным перегревом и в новых условиях необходимости в них просто нет. Сегодня можно говорить о том, что кредитование экономики со стороны БВУ осуществляется в недостаточном количестве и повышенными требованиями к кредитополучателям. Высокая доля просроченной задолженности по ранее выданным кредитам сковывает денежные потоки, так как банки сформировали под эти кредиты крупные провизии.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики